Ещё

День в истории. 2 сентября: открыт крупнейший порт на Азовском море 

День в истории. 2 сентября: открыт крупнейший порт на Азовском море
Фото: Украина.ру
Достаточно указать на то, что буквально через десять лет на Азовском море и в  ему не было равных ни по оснащенности, ни по объему перевалки грузов. Для иностранных же контрагентов российских торговых и промышленных предприятий резко уменьшилось значение портов , Геническа, , и . В какой-то мере это касалось и Херсонского морского порта.
К началу двадцатого века Мариупольский порт по объемам инвестиций и отправлению грузов стал третьим в Российской империи. Сразу после Петербургского и Одесского.
При греках все и началось
Вообще-то морской порт в , построенном вокруг деревушки Мариамполь, основанной в 1778 году крымскими греками-урумами, существовал с 1808 года. И кой-какой торговое движение в нем наблюдалось.
Совершенно деревянный порт был выстроен в устье речушки Кальмиус, известной тем, что в начале своем она стремительным ручьем и водохранилищами проносится через . Мариупольцы старых времен, недовольные быстрым возвышением Донецка в статусе областного центра, шутили, что Кальмиус — это единственное, что два города объединяет.
В порт этот ходили преимущественно небольшие торговые суда местного малого каботажа — «дубки» с арбузами, рыбацкие шаланды, небольшие пароходики. На большее его не хватало — в том месте трудно было сделать стабильный канал для прохода крупных судов. Да, честно говоря, особой нужды в этом и не испытывала экономика малонаселенного аграрного края, времён крепостнической Николая I.
Описание жизни того «Кальмиуского» порта можно найти в романе порядком забытого сегодня писателя-орловца «Пушкин на юге»:
«Мариуполь и Таганрог — приморские города в окружении мачт и парусов. Рядом с кирпичными зданиями — простые дома, прикрытые прошлогодней соломой: деревня. Торгуют по преимуществу хлебом, скотом. Море неглубоко, пристаней нет, и телеги въезжают в самое море. По вечерам харчевни полны матросами, грузчиками, мелкими комиссионерами из местных жителей — греков».
В мае 1855 года англо-французская эскадра, с погромом пробежавшая по всему от  до Таганрога, три с половиной часа обстреливала Мариуполь и порт. В истории последнего на то время это была самая яркая страница.
Капиталы требовали новый порт
После начала реформ Александра II оживилось сельское хозяйство и, разумеется, торговля хлебом. Морские порты Юга России приобрели стратегическое значение. В них строятся хлебные гавани и громадные склады зерна.
К 1867 году местные купцы поняли, что старый порт в новых условиях уже становится камнем на шее, а не помощником. И они начали бомбить царское правительство прошениями о постройке нового порта. Оно было дано через девять лет, а затем начался выбор архитекторов, инженеров и подрядчиков.
Изыскательские исследован