Войти в почту

111 лет верой и правдой. История железнодорожного моста через Иртыш

Решение властей проложить железнодорожную ветку через наш город стало судьбоносным, а строительство моста для губернский Омск стало импульсом для стремительного торгового и промышленного развития. Первый по счёту В 1894 году было окончено строительство железной дороги между Челябинском и Омском. Правда, движение поездов заканчивалось на левом берегу Иртыша, на станции Омский пост, где был построен специальный временный вокзал «Левый Иртыш». Вагоны, пассажиров и грузы переправляли через реку на баржах. Затем на правом берегу к составу цепляли паровоз, пассажиры занимали места в вагонах, и поезд продолжал движение. Всё это было очень долго и утомительно. Городу мост был нужен как воздух. Омск в конце XIX века был небольшим городом на правом берегу Иртыша, в устье Оми. На левом берегу в нескольких километрах от Омска, так, где сейчас Старый Кировск, строился Ново-Омск, предпринимательский и купеческий городок. В 3 км южнее Омска на берегу Иртыша располагался хутор Атаманский, напротив него началось строительство омского вокзала, железнодорожных депо и мастерских, неподалёку выросли дома рабочих. В ХХ веке эти три городка сольются в современный Омск, а пока от вокзала к Омску шла специальная железнодорожная ветка. В 1892 году началось строительство моста через Иртыш по проекту русского инженера-строителя, профессора Русского института инженеров путей сообщения Николая Белелюбского. На реализацию проекта правительство выделило 3 млн руб. Общая протяжённость сооружения составила 639 м: шесть основных пролётов по 109 м и два пролёта по 22 м. Пролёты были перекрыты металлическими фермами, изготовленными по методу Белелюбского. Это позволило существенно уменьшить расход стали и значительно упростить монтажные работы. Главным производителем работ по сооружению омского моста стал известный инженер-мостостроитель Владимир Березин. Под его руководством были построены железнодорожные мосты через Обь, Ишим и Тобол. Омский мост был простроен крестьянами и рабочими с помощью топора, лопаты, кайла и тачки. Металлические фермы сначала собирали на берегу, на деревянных настилах. Когда ферма была готова, два парохода подводили под неё полузатопленные барки с высокими бревенчатыми башнями. Затем рабочие вычерпывали воду, барки всплывали и поднимали тяжеленную ферму. Потом мастерски маневрируя, пароходы осторожно заводили ферму точно над опорами, затем из днищ барок выбивались пробки, барки быстро заполнялись водой, и мягко опускали ферму на опоры моста. Мост был построен менее чем за три года. В марте 1896 года особая комиссия производила испытания моста на прогиб. На каждую ферму на два часа становились четыре паровоза общим весом 224 тонны. Прогиб получился не более 8 см – в 2,5 раза меньше допустимого.15 марта 1896 года комиссия постановила допустить движение поездов по мосту, а временную станцию «Левый Иртыш» закрыть. Сначала через мост в сутки проходило всего восемь поездов. Много времени уходило на ожидание встречного, да и скорость движения самих поездов была невелика: скорость товарного поезда составляла 20-30 км/ч, а скорого – около 40 км/ч. Взорван и восстановлен Благодаря Транссибу и мосту через Иртыш, Омск получил мощный толчок к развитию. Население города росло немыслимыми темпами. Если в 1897 году оно составляло всего 37,5 тыс. жителей, то в 1905 году – уже 75 тысяч, а в 1917 – Омск стал самым крупным городом Сибири с населением 113,680 тыс. человек. Осенью 1918 года, в разгар Гражданской войны Омск стал резиденцией Верховного правителя России адмирала Александра Колчака – третьей столицей России. 14 ноября 1919 года уже после ухода Колчака из Омска и занятия города Пятой армией Тухачевского белогвардейцы взорвали правобережную секцию моста. На время восстановительных работ по льду Иртыша были проложены временные пути. Очень сложным делом стало восстановление рухнувшей фермы. Не было ни специальной техники, ни специалистов. В руководстве восстановлением обрушенной секции моста принимал участие наш земляк Дмитрий Карбышев. К 15 апреля 1920 года был восстановлен. Вместо одного три Железнодорожный мост исправно служил людям и постепенно старел. Многие омичи даже не замечали, как он достраивался и перестраивался. В 1935 году рядом с первым мостом был построен мост для второго пути. В середине 60-х гг. были усилены конструкции первого моста, а в середине 1994 года открылось движение по третьей нитке железнодорожного движения. В ноябре 2007 года мост, вставший на место «дедушки», прослужившего 111 лет, был достроен. С царских опор сняли старые и смонтировали новые металлоконструкции. Один узел старого моста-дедушки в качестве памятника установлен в мемориальном сквере старейшего омского железнодорожного предприятия – Омской дистанции пути.

111 лет верой и правдой. История железнодорожного моста через Иртыш
© АиФ-Омск