Войти в почту

Беспрецедентный приговор

Московский городской суд 29 августа рассмотрит апелляцию бывшего мэра Владивостока Игоря Пушкарева, осужденного на 15 лет колонии строго режима. Этот приговор, похоже, стал самым жестким среди подобных уголовных дел против чиновников. При этом адвокаты утверждают, что все дело построено на обвинении в коррупции между родными братьями, а доказательства основаны на специфических расчетах и предположениях.

Адвокаты бывшего мэра Владивостока оспорят решение суда
© Lenta.ru
«Мы будем двигаться по пути гуманизации. Чтобы, если человека можно не прятать за решетку, то конечно, нужно к этому стремиться», — заявил президент Владимир Путин в июне этого года на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, комментируя дело основателя фонда Baring Vostok Майкла Калви. — «[Преступление] должно быть доказано правоохранительными органами, либо с него должны быть сняты обвинения. Вот и все», — подчеркнул президент.

Следует отдать должное российским государственным институтам. В последние годы они начали проявлять заботу о бизнесменах, испытывающих проблемы с законом. Так, Госдума не так давно приняла законопроект, по которому представителей предпринимательского класса нельзя держать в следственных изоляторах «без достаточных оснований». Документ также ввел запрет по ряду экономически статей на содержание в СИЗО директоров компаний и индивидуальных предпринимателей. Сделано это для того, чтобы не блокировать на период следствия работу компании и не создавать угрозу бизнесу.

Первые результаты законотворческих инициатив, направленных на смягчение давления на бизнес уже видны. В середине августа из СИЗО вышел очередной фигурант скандального «дела Калви» — гражданин Франции Филипп Дельпаль. Самому Майклу Калви мера пресечения в виде содержания под стражей была изменена на домашний арест 11 апреля этого года после почти двух месяцев содержания в СИЗО.

К сожалению, в своем большинстве истории пока с неблагополучным финалом. Например, уголовное дело против бывшего мэра Владивостока и фактического владельца одного из крупнейших на Дальнем Востоке холдинга «Востокцемент» Игоря Пушкарева. Он уже более трех лет пребывает в СИЗО, а 9 апреля этого года бывший чиновник был приговорен Тверским районным судом города Москвы к 15-летнему сроку в колонии строгого режима за «получение взятки», «коммерческий подкуп» и «злоупотребление полномочиями». Проблема же в том, что, по мнению самого осужденного и его адвокатов, речь должна была идти только о незаконном предпринимательстве. «Лента.ру» выяснила подробности этой истории.

Владелец «Востокцемента» Игорь Пушкарев был избран главой столицы Приморья в мае 2008 года, в то время, когда являлся руководителем холдинга. По закону чиновник не может владеть бизнесом: активы необходимо либо продать, либо переписать на надежного человека. Новый мэр так и поступил, передав бизнес собственной матери и одному из родных братьев, Владимиру. К слову, экс-мэр на суде признался, что, переоформив доли, «четко дал всем понять, что это только формальное переоформление». И действительно, большинство свидетелей показало: Игорь Пушкарев оставался фактическим владельцем «Востокцемента». В том числе время от времени распоряжался перечислять средства группы компаний на свой личный счет. Так, соответствующие транши поступали бывшему градоначальнику Владивостока во время отпусков за собственный счет или командировок, и все это было отражено в судебных материалах.

Тем не менее обвинение посчитало полученные градоначальником суммы взятками, затруднившись при этом назвать их предназначение. Согласно версии обвинения, мэру деньги передавал его брат Андрей, возглавивший холдинг. Затем Игорь Пушкарев подкупал своего подчиненного, главу муниципального предприятия «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова, чтобы тот приобретал продукцию «Востокцемента» для нужд муниципального предприятия. Но какова же оказалась выгода Пушкаревых и их группы компаний от реализации подобной схемы? Итог — минус 1,5 миллиарда рублей вместе с налогами.

Дело в том, что «Востокцемент» поставил «Дорогам Владивостока» товаров на 2,4 миллиарда рублей, а МУП заплатило за них чуть более 1,5 миллиарда рублей. Остальное было списано Игорем Пушкаревым в рамках, как он сам это называл, «социального проекта». Чтобы разобраться в мотивах подобного поведения, следует сделать два примечания. Во-первых, МУП не входило в число крупных клиентов «Востокцемента», закупая только 3 процента его изделий. Во-вторых, по отзывам очевидцев, мэр явно был озабочен подготовкой Владивостока к саммиту АТЭС-2012 на самом высоком уровне и готов был нести соответствующие траты.

«Путин лично поставил перед Игорем Сергеевичем задачу достойно подготовить город к форуму. И он вложил в работу все силы и средства. В бюджете города не было таких средств, но саммит должен был состояться. И, конечно, когда было нужно, он вкладывал и продукцию семейных предприятий», — констатировал на суде представитель «Востокцемента» Андрей Павленко.

Тверской суд, несмотря на подобные показания свидетелей, согласился с позицией обвинения, интерпретировавшего действия Игоря Пушкарева как «взяточничество», «подкуп», а также «злоупотребление». Похоже, в той же логике действовало следствие, которое в рамках кампании по борьбе с коррупцией обвиняет предпринимателя, который создал бизнес, когда еще не был мэром. И продолжал заниматься предпринимательством в должности чиновника, но не взятками и подкупами.

Об этом говорил во время следствия и сам Пушкарев, что «он, являясь главой города Владивостока, участвовал в коммерческой деятельности группы компаний "Востокцемент" и сам распоряжался как финансами предприятий, так и доходам от бизнеса». «Решения о расходовании денежных средств и получении имущественных услуг, которые ему инкриминированы как взятки, принимал он сам, его младший брат Андрей не имел в своем распоряжении этих денежных средств», — отмечается в апелляции, поданной в Мосгорсуд. Поэтому и статья здесь другая — незаконное участие в предпринимательской деятельности. А сокрытие Пушкаревым доходов, полученных от деятельности «Востокцемента» — это налоговые правонарушения, но никак не уголовные статьи о «взяточничестве», «подкупе» и «злоупотреблении».

Из материалов уголовного дела также следует, что в 2014-2015 годах сотрудниками следственного управления Следственного комитета России (СКР) по Приморскому краю в отношении Пушкарева проводились неоднократные доследственные проверки, по результатам которых в действиях бывшего мэра состава преступления обнаружено не было. Поэтому и вызывает удивление, что только спустя год после этих проверок по тем же эпизодам была назначена дополнительная проверка. Произошло это 31 мая 2016 года. И в тот же день в отношении Пушкарева было возбуждено сразу два уголовных дела. Результат известен.

Впрочем, судебная система еще имеет возможность пересмотреть решение: 29 августа Мосгорсуд рассмотрит апелляцию адвокатов Игоря Пушкарева на суровый вердикт.

Lenta.ru: главные новости