Войти в почту

Status quо. «Воздушный Госпром» над Харьковом

«Квази уно фантазия» В конце 20-х — начале 30-х годов в небе царили бипланы (для тех, кто не знаком с авиационной терминологией — нечто наподобие «кукурузника»). И даже первые попытки создания самолетов-гигантов — «Русский витязь» или «Илья Муромец», созданных знаменитым конструктором Игорем Сикорским — не выходили за рамки биплановой концепции. Самобытный харьковский авиаконструктор Константин Калинин решил создать гигантский моноплан. Причем не просто моноплан, а уникальный самолет-крыло. Пассажиры и багаж размещались в крыле, экипаж — в специальной рубке Замысел Калинин вынашивал несколько лет, с середины 20-х. Реализовать проект удалось в Харькове, где в 1926 году был создан авиационный завод. На предприятии было организовано конструкторское бюро под руководством Калинина. Основной задачей было создание отечественных пассажирских самолетов, так как до этого рейсы обслуживали иностранные машины. В конце 20-х Калинин создал две модели, которые были запущены в серийное производство и в значительной степени вытеснили «иномарки» из отечественного неба. В 1933-м коструктору удалось реализовать свою мечту — создать самолет-гигант. Новую модель К-7 за огромные размеры окрестили «Воздушным Госпромом» (здание Госпрома — еще одна дань харьковчан гигантомании — появилось как раз в конце 20-х и еще не перестало вызывать ярко выраженного восхищения у горожан). Тактико-технические характеристики: длина — 28 метров, размах крыла — 53 метра, масса — 21 тонна, масса с грузом — до 40 тонн, количество двигателей — 7 (мощностью 750 лошадиных сил каждый), экипаж — 12 человек. Самолет на все случаи жизни В Советском Союзе практически все было подчинено дело повышения обороноспособности. Поэтому, по замыслу авторов, самолет мог использоваться как пассажирский, так и транспортный и бомбардировочный. Пассажирский вариант самолета мог бы перевозить 128 пассажиров на расстояние до 5 000 километров. Планировалось создание класса люкс, рассчитанный на 64 пассажира. На борту предполагались кают-компания, буфет, кухня, радиорубка, работала телефонная связь. Помещения для людей были более 10-ти метров в длину, 6 в ширину и 2,33 метра в высоту. Баскетболисту было бы не совсем удобно, но для человека среднего роста — вполне. Военный вариант имел бы на вооружении 8 пушек, 8 пулеметов и бомбовую нагрузку до 16 тонн. Катастрофа в харьковском небе Спустя три месяца после нескольких удачных полетов первый советский самолет-гигант потерпел катастрофу. Лайнер упал во время испытаний на достижение максимальной скорости. Из 20-ти человек, находившихся на борту, погибли 15. Но не это предопределило судьбу самолета. В руководстве страны изменились взгляды на развитие авиастроения. Самолеты-гиганты пока были отодвинуты на второй план. Главный конструктор Константин Калинин готовил создание еще двух моделей. Но в 1935 году проект К-7 закрыли. Примерно такая же участь постигла и более поздний вариант самолета-гиганта «Максим Горький», созданный конструкторским коллективом под руководством Туполева. Всего было произведено две машины. Правда, на базе данной модели были созданы варианты тяжелых бомбардировщиков. А пионеру тяжелого самолетостроения Константину Калинину развить свои замыслы было не суждено. 1 апреля 1938 года Калинина арестовали в Воронеже. Спустя несколько месяцев по обвинению во вредительстве и шпионаже он был приговорен к расстрелу (не исключено, что свою роль сыграла и харьковская катастрофа самолета-гиганта, так как в 30-х считалось, что в стране советов аварии и катастрофы могли происходить только по замыслам вредителей). К слову, упомянутый выше Туполев мог вполне разделить участь коллеги. Он был арестован в 1937-м и приговорен к 15-ти годам лишения свободы по обвинению во вредительстве. В 1941-м, когда стране остро понадобились квалифицированные технические кадры, Туполев вышел на свободу. Авиационная гигантомания сегодня Конечно же, можно заметить, что самолет-гигант начала 30-х годов выглядит достаточно скромной птицей по сравнению даже с рядовыми пассажирскими или транспортными лайнерами. Однако ценность достижений все-таки следует сопоставлять со временем. Помимо этого ценность представляет сама идея создания максимально больших летательных аппаратов. А данная идея, у истоков которых стояли и харьковчане, жива и поныне. Украина — одна из немногих стран, обладающих самолетами-гигантами. Гордостью отечественной авиации все еще остается летающий супергрузовик Ан-225 «Мрія», собранный советскими авиастроителями в 1988 году. Взлетная масса лайнера достигает чудовищной цифры — 640 тонн. Чтобы не загружаться перечислением рядя числовых показателей, скажем лишь, что самолет создавался для транспортировки многоразовых космических кораблей. Самолет существует в единственном экземпляре. В заводском ангаре с 80-х стоит еще одна модель. Знатоки жанра утверждают, что она была готова на 70%, но, очевидно, довести дело до конца усердия не хватило. Самым большим самолетом в мире по размерам считается американский Stratolaunch Model 351 с размахом крыла 117 метров, предназначенный для запуска космических ракет. Но отечественный гигант все еще самый сильный. К тому же он от и до проверен тридцатью годами эксплуатации. В то время как американский коллега только проходит фазу испытаний. Источник

Status quо. «Воздушный Госпром» над Харьковом
© Украина.ру