Ещё

«Современное искусство интереснее, чем спа в пустыне». Новый арт-директор Cosmoscow о потенциале русского рынка 

«Современное искусство интереснее, чем спа в пустыне». Новый арт-директор Cosmoscow о потенциале русского рынка
Фото: Forbes.ru
Седьмая по счету ярмарка Cosmoscow пройдет в Гостином дворе с 6 по 8 сентября. По сравнению с прошлым годом галерей-участников заметно не прибавилось — заявлена все та же цифра 70. Зато сделан заметный акцент на известные имена. В прошлом году ярмарку обвиняли в том, что на ней не представлены первые лица современного российского искусства. В этом году галерея JART готовит специальный проект с участием таких именитых российских художников, таких как , , . Шампанский дом Ruinart обещает выставку Вика Мюниса. По заказу фонда Cosmoscow создает инсталляцию для пространства в Гостином дворе. Заявлены и именитые иностранцы: туринская галерея Giorgio Persano привозит в  работы , а сам художник обещает выступить с лекцией в рамках образовательной программы ярмарки. Галерея Forsblom из  везет скульптуры Стефана Балкенхола, его уже показывал ММоМА в 2015 году. А Georg Kargl Fine Arts — Недко Салахова.
Музеем года по версии Cosmoscow в этот раз станет юбиляр ММоМА, отмечающий свое 20-летие. Впервые в Cosmoscow примет участие музей «Гараж». Стенд «Гаража» будет посвящен архиву Владислава Мамышева-Монро, которому в 2019 году исполнилось бы пятьдесят лет. Одна из частей архива художника поступила в фонд музея в 2018 году и стала доступна на платформе RAAN, международной сети, объединяющей архивы российского искусства.
О том, что еще можно ждать от ярмарки и какая теперь у Cosmoscow cтратегия, рассказал ее новый арт-директор Симон Риз, один из главных европейских музейных специалистов по Восточной Европе, бывший в разные годы участником экспертного совета «Инновации», Московской биеннале современного искусства, программным директором Австрийского музея декоративно-прикладного и современного искусства MAK. В  Саймон Рис с центром современного искусства САС и был куратором павильона на Биеннале в  в 2007 году.
Саймон, как небольшой частной ярмарке найти свое место в мировом календаре арт-рынка? Войти в число обязательных к посещению?
Посмотрите, какой логикой руководствуются создатели новых музеев современного искусства, Tate Modern. Они наполняют свой гигантские гаражные пространства произведениями со всего мира.
Чувствуется ли там русское влияние? Сейчас идет выставка , есть Малевич, но что-то более современное там можно найти?
Знаете, сейчас Tate Britain гораздо интереснее, чем Tate Modern. В Tate Britain есть оригинальность. Как профессионал, когда я, например, интересуюсь искусством современной , понимаю, что надо ехать в . Если я захочу что-то узнать про румынское искусство, поеду в Клуж или в . За современным русским искусством я отправлюсь в Москву или . А Tate Britain показывает британское искусство так, как никто другой, с глубоким знанием дела и с любовью.
На ярмарке за три дня ты видишь 2000 работ, и впечатления смешанные. Нужно, чтобы работы воздействовали как в Tate Britain, чтобы они рассказывали историю.
Поэтому для ярмарки так важны партнерские программы с музеями, когда посетители ярмарки отправляются в музеи смотреть лучшие образцы современного искусства. Cosmoscow предстоит сделать то, что проделал пять лет назад активно начал делать Brooklyn Art Museum: образовывать своих посетителей. Показывать им, как влияет искусство европейское искусство постеров, абстракции, концептуализм.
Как изменить восприятие страны в области искусства?
Наверное, выбирать консультантов вроде меня, тех, кто хорошо знает город, страну, местную среду и у кого есть знакомства по всему миру. Думаю, нужно объяснять, что такие проекты как Cosmoscow, «Гараж», Stella Art Foundation созданы на частные деньги и свободны от государственного влияния. Думаю, что Америка времен президенства Трампа — не самый приятный и симпатичный рынок для инвестиций. У Британии полно проблем с brexit. И Россия все же понятнее европейцам, чем, к примеру, Китай. Вдобавок, мы ориентируемся на молодое поколение любителей искусства — тех, что росли с гаджетами в руках. У них другой тип мышления и коммуникации, свободный от пропагандистских штампов холодной войны, вне рамок фигуративного искусства.
Благодаря вашим стараниям павильон Литвы получил свой приз на Биеннале в Венеции. И как мы увидели в этом году, Литва — современное искусство в Литве на самом высоком уровне.
Да, в 2007 году. Только это был не «Золотой лев» за лучший национальный павильон, который Литва получила в этом году, а специальное упоминание жюри за проект «Вилла Литва». «Золотого льва» тогда вручили венграм. Но самое интересное: художники павильона 2007 года, — Номеда и Гедиминас Урбонас, — мои старые знакомые. Гедиминас учил меня на факультете архитектуры в Массачусетском технологическом институте, где работал приглашенным профессором. Как вы понимаете Литва, Вильнюс, всегда присутствовала в наших разговорах.
Венецианская биеннале — самая известная в мире выставка. А как еще на карте современного искусства появляются новые страны?
Как правило, благодаря выставкам. Например, у вас есть картинная галерея, оставшаяся от советских времен — 2 800 кв м прекрасной архитектуры хрущевского модернизма. А затем у вас в правильный момент у вас появляется группа молодых амбициозных художников, знающих иностранные языки и ориентирующихся в международном контексте, а тут как раз из Америки приезжает, например, , основатель Fluxus. Вот так благодаря счастливым совпадениям Вильнюс оказался на карте современного искусства.
Кто финансировал национальный павильон?
Государство. В Эстонии, например, есть фонд, который называется Эстонское агентство поддержки развития современного искусства. Как ни удивительно, но его основателем числюсь я. Идея создания фонда не моя. Хотя мое участие там свелось к подписи. Поскольку заявка на открытие фонда должна была получить одобрение в Брюсселе, нужна была подпись кого-то, чье имя внушает доверие. Так выбор пал на меня. Эстония помогала галерее Temnikova & Kaselaс принять участие в Cosmoscow.
В чем вы видите потенциал русского рынка?
Новое тысячелетие наступило уже 19 лет как — за это время доля тех, кто причисляет себя к среднему классу, кто достаточно образован, имеет время на то, чтобы читать, следить за научным, технологическим прогрессом, ходить в театры и на выставки — выросло. В любом издании, где дают 5-6-10 критериев среднего класса, среди них обязательно упоминается «гонка за удовольствиями», в том числе интерес к современному искусству. Эстетический, политический контекст, юмор, — все, что позволяет взглянуть на происходящее нестандартно, и что так ценит средний класс, в современном искусстве присутствует. Ну сколько можно ездить на спа-курорты в пустыне? А каждый взгляд на произведение искусства дает какую-то новую эмоцию, новую мысль. Связи и понимание происходящего в искусстве наращиваются как в бизнесе — и год от года и коллекционеры, и ярмарка прогрессируют. То есть любой коллекционер или галерист, приехавший на ярмарку, может рассчитывать на новые интересные контакты, на расширение своего участия в арт-среде.
Россия — огромная страна. Москва больше Парижа, больше Лондона. Казалось бы, число потенциальных покупателей современного искусства должно стремительно расти на постсоветском пространстве. В 2009 году в Нью-Йорке я консультировал на тему, как вовлечь галеристов из Восточной Европы в мировой арт-рынок. Но, как мне кажется, по каким-то причинам у русских галерей нет амбиций участвовать в международных ярмарках, широко представлять себя по миру. Но тут надо иметь в виду, что участие в международной ярмарке — это минимум €100 000.
При этом я вижу, как множество русских эмигрантов инвестирует в том числе и в современное русское искусство. У них вполне определенные вкусы и коллекции. Будет замечательно, если их маршрут по поиску сокровищ будет пролегать не только в Лондоне, Монако, Китцбюэле и Тель-Авиве, но и захватит Москву.
Как отреагировал ваш ближний круг, когда вы объявили о том, что присоединились к команде Cosmoscow?
Поздравляли. Ни для кого не секрет, что я часто бываю в России, люблю русскую культуру. Моя задача — наладить коммуникации с ведущими арт-ярмарками и другими ценоопределяющими институциями в мире, а также привлечь газеты, радио и телевидение. За пять лет Cosmoscow в иностранной прессе вышло порядка 500 публикаций о ярмарке, но пока не было телесюжетов. Но, например, не было ни публикаций в немецкой прессе, ни немецких галерей. Думаю, что правильно налаженные коммуникации хорошо работают. Путешествуют же швейцарцы много лет, составляя свои маршруты по газетным и журнальным публикациям. И так же действуют немцы.
В этом году на ярмарку приедут две венские галереи Georg Kargl Fine Arts и венско-римская Galerie Emanuel Layr, туринская Giorgio Persano, парижская galerie Frank Elbaz, миланцы C+N Canepaneri, Quimera из Буэнос-Айреса. Наша задача — создать такую ситуацию, чтобы русские художники были хорошо известны во всем мире и с ними активно работали ведущие мировые галереи.
Арбат районного значения
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео