Войти в почту

Крабовая ошибка Росрыболовства может стоить Дальнему Востоку больших инвестиций

Уже осенью в России пройдут крабовые аукционы, цель которых — развить отечественное судостроение. О том, что на Дальнем Востоке планируется построить более 30 краболовных судов, правительство России официально заявляло не раз. Однако на последнем совещании по развитию Дальнего Востока полпред Юрий Трутнев заявил, что руководство Росрыболовства надо наказывать за невыполнение этого поручения президента. Почему регулятор решил проигнорировать президентские поручения, KONKURENT.RU спросил у президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгия Мартынова. — Георгий Геннадьевич, вы не раз заявляли, что необходимо сохранить в проекте постановления правительства по крабам принцип: «Где ловим, там и строим». Ведь это важнейший аргумент, который обосновывал введение крабовых аукционов. Но Росрыболовство месяц назад поменяло свою позицию, заявив, что нужны некие компромиссы. Нет ли опасности, что эта норма каким-то образом будет убрана из законодательства? — Главная цель введения крабовых аукционов — это развитие российской экономики. В частности, двух отраслей — рыболовства и судостроения. Есть поручения президента, и не случайно полпред Юрий Трутнев заявил, что поручение президента не выполнено и что за это чиновники ФАР должны нести ответственность. Более года регулятор по заданию правительства готовил законодательную базу для того, чтобы к нам на Дальний Восток пришли инвестиции. В частности, 50 млрд рублей от рыбопромышленников, на которые нужно построить 46 судов. Это эффективные частные деньги, за которыми будет результат — суда-краболовы. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко обсудил возможности наших верфей с председателем правительства Дмитрием Медведевым. Позицию губернатора подержали на уровне руководства страны, ведь это даст возможность загрузить судостроительные предприятия региона, привлечь новые технологии на судостроительные заводы. Ведь потом все построенные суда будут обслуживаться в России, это реанимация судоремонта и судостроения. Однако, чтобы все это воплотить в жизнь и реализовать государственную стратегию, необходимо принять выверенную, согласованную с отраслевым сообществом нормативную базу. Чтобы не было никаких закулисных интриг, чтобы все было прозрачно и понятно. Нельзя отыгрывать назад, ориентируясь на чьи-то мнения, на какие-то заявления групп бизнеса о том, что для них нужны особые условия развития. — Когда ждать инвестиций, когда мы их увидим? — Я их уже увидел! Правда, не в России. В данный момент в республике Корея идет активное переоборудование четырех судов иностранной постройки под промысел живого краба, которые оформлены на компании «ПримКраб» и «Т-Краб», — это суда «Спектрум-1», «Спектрум-2», «Ирбис» и «Алчан». Корейские предприятия ждут, что к ним на переоборудование встанут еще суда KaiseiMaru 1, KaiseiMaru 8, KaiseiMaru 7. Они рассказывают, что заказчик будет переоборудовать эти суда под добычу и перевозку живого краба. Более того, иностранные брокеры утверждают, что есть заказ на покупку еще 15 судов. Ведутся переговоры с компаниями из Японии, Кореи, Тайваня. Агенты говорят, что сроки приобретения судов очень сжатые. Представители корейского бизнеса рассказали, что российский покупатель готов инвестировать в проект до 100 млн долларов. Подоплека анонсируемого приобретения такого количества единиц флота вызывает недоумение даже в Республике Корея. Ко мне подходили представители бизнеса и спрашивали, неужели правительство России отдаст крабовые квоты за этот металлолом? Их бизнес был уверен, что квоты получат те, кто будет строить в России крабовый флот. У корейских компаний есть даже инвестиционные планы по сотрудничеству с нашими дальневосточными верфями. Они были уверены, что уже весной российские дальневосточные судостроительные заводы подпишут контракты на строительство 30–40 судов. Теперь потенциальные инвесторы в замешательстве. Конечно, экономика региона Пусан положительно восприняла получение заказа на десятки миллионов долларов. Корейский бизнес радуется. В корейское судостроение и судоремонт будет вложено не менее 200 млн долларов США, или порядка 13 млрд рублей по текущему курсу. Сумма, сопоставимая со стоимостью постройки судов в России, но деньги эти уже уходят за границу. — А что получила Россия? — Пока Россия получила старый флот, который был списан. Я встречался с работниками верфей, могу сказать, что все суда, которые приобретаются, имеют сильно изношенный корпус. Суда с хорошими корпусами есть. Но данные компании в спешке покупают в Азии суда с критическим износом корпуса. Понятно, что можно судну сделать новый корпус, но все же Россия стремится не менять корпуса старым шхунам, что экономически нецелесообразно, а строить свой флот. Но пока этого не происходит. Абсурдная ситуация, когда Росрыболовство разрабатывает законопроект, согласно которому инвестиции должны прийти в российскую экономику. Однако законопроект разработан так, что российские инвестиции уходят из России. Это демонстрация того, как Росрыболовство подготовило нормативную базу. Я вспоминаю первое представление законопроекта по крабовым аукционам. Глава ФАР Илья Шестаков говорил, что ему лично президент поручил сделать такую нормативную базу, чтобы суда строились в России, а рыбаки выходили в море на современном флоте. Пока этого нет, и я думаю, что конечный вариант постановления по крабам обязан быть таким, чтобы поручения президента были выполнены. — Какие угрозы вы видите в будущем? — Почему на стадии законопроекта инвесторы вкладываются в экономику других стран? На мой взгляд, проблема в том, что проект постановления правительства регламентирует, что вначале компания получает квоты, а обязательство построить флот наступает только через 5 лет. Это такая расслабляющая квотная вольница. Давайте четко разграничим интересы бизнеса и власти. Победитель крабовых аукционов может на старых шхунах работать 15 лет, если будет за ними следить. Его интерес — вернуть деньги за право ловить краба как можно быстрее. Компания, которая выиграет лот, может начать добиваться того, что нужно поменять сроки на 10 лет, потом и вовсе могут попросить изменить закон и убрать обременение. Регулятор часто поддерживает такие бизнес-инициативы. Ведь пытаются убрать обещанную рыбакам норму строить суда на Дальнем Востоке. Придумывают «компромиссные варианты». Два вице-премьера поправляют ФАР в его компромиссных рысканьях. Давайте вспомним попытки Росрыболовства добиться принятия такого постановления по инвестиционным квотам. По ним большая часть рыбоперерабатывающих заводов, которые сегодня возводятся, могли бы остаться только проектами, так как их лишали возможности даже подать заявку. — АРПП сделает какие-то выводы из этой ситуации, у вас есть взаимодействие с разработчиками законопроектов? — Наша принципиальная позиция остается неизменной — предоставлять право пользования квотами краба только после выполнения обязательства постройки судов на российской верфи. Также на всех совещаниях мы отстаиваем позицию о необходимости строить суда под квоты краба в Дальневосточном бассейне. Намереваемся провести совещание рабочей группы ассоциации, на которое позовем судостроителей и рыбаков, а также федеральные органы власти. Для рыбаков сохраняется ситуация неопределенности. Одна компания размещает заказ на строительство шести краболовов на «Восточной верфи», другие по всей Азии скупают старые шхуны. Вся отрасль следит за этим и не понимает, в какую сторону ей нужно бежать. Сомнения уже на уровне Совета Федерации. На последнем совещании председатель СФ Валентина Матвиенко высказала сомнение, что флот будет построен. Мы ожидаем, что уже на следующей неделе в правительстве пройдет совещание по этому вопросу и будет законодательно закреплено, что ловить краба могут только те, кто построит суда на Дальнем Востоке. — Но судостроители построят суда, не будет срыва программы? — В этом сомнений нет. Уже несколько месяцев эксперты Минпромторга работают с судостроителями, есть полная картина мощностей по каждому заводу. Есть профессиональные мнения судостроителей, что они справятся. Государство зарезервировало финансовые средства поддержки как для заказчиков судов, так и для верфей. Единственное, что пока не сделано, так это то, что для судов, которые будут ловить глубоководных крабов, не прописаны особые технические условия. Мы уже обращались в Росрыболовство и ФАС. Пока нас не слышат, но считаю, что необходимо вернуться к этому вопросу. Для доработки этих нормативно правовых актов потребуется время. Надо исправить ошибки , определить приоритеты развития судостроения на Дальнем Востоке и Севере, а уже потом объявлять о проведении аукционов. Соответствующие обращения подготовлены и направлены в Правительство РФ и ФАР. Совет Федерации поддержал наши предложения и рекомендовал МСХ подготовить такие технические требования. Сейчас самое время оценить ситуацию. Стало совершенно очевидным, что подготовленные проекты постановлений Правительства РФ по реализации 50% долей квот краба через аукционы и строительства краболовов на Дальнем Востоке и Севере уже начали давать совершенно противоположный эффект.

Крабовая ошибка Росрыболовства может стоить Дальнему Востоку больших инвестиций
© Konkurent.ru