Ещё

С глаз долой: куда сошлют неугодных соболей? 

С глаз долой: куда сошлют неугодных соболей?
Фото: Все новости Новосибирской области
Шлюз или Станционная — где установят соболей, неоднозначно принятых новосибирцами? Активисты микрорайона Шлюз ждут переезда скульптуры уже в следующем году после выборов мэра, но действующий глава муниципалитета внезапно обратил внимание на въезд в город со стороны аэропорта , где по серой, забитой складами и промышленными предприятиями Станционной, прибывают «от просто жителей, туристов до Президента Российской Федерации, до представителей иностранных государств». VN.ru решил вспомнить о самом предмете спора — непонятой ни архитекторами, ни самими жителями города скульптурной композиции «Сибирские просторы».
Борьба за неугодных соболей
Спорный памятник «Сибирские просторы» с фигурами соболей появился в центре на пересечении Красного проспекта и Октябрьской магистрали напротив часовни в 2008 году. Его автор — главный художник Новосибирска Юрий Бурика (в соавторстве с архитекторами и Евгением Боярищевым), тогда отзывался о своем творении так: «Соболя символизируют единение области и города».
Высота всей композиции достигает
5 метров, высота фигур соболей —
3,5 метра. В лапах — стилизованный купол Новосибирского театра оперы и балета и фрагмент первого моста через реку Обь. «Сибирские просторы» — символ единства исторического прошлого, настоящего и будущего Новосибирска — столицы Сибири», — так писали в газетах в то время.
По первоначальному проекту композиция представляла собой фонтан, обрамленный соболями. Как говорил в то время главный художник города, техническую возможность завершения строительства фонтана сохранили, но бюджетных денег не хватило. «Четыре сибирских бобра на денежных потоках у чаши изобилия», — окрестили скульптуру новосибирцы.
В конце 2017 года Худсовет Новосибирска принял решение убрать фигуры с Красного проспекта. На месте соболей с высунутыми языками решили разбить сквер. Эксперты аргументировали демонтаж скульптуры тем, что за десять лет композиция пришла в негодность. «Сегодня то ландшафтное решение, которое предлагают авторы, достаточно плохо коррелирует с существующей скульптурой соболей. Наверное, это символ города и, наверное, ему можно найти подходящее место у нас в городе. Этим будет заниматься Художественный совет», — пояснял тогда председатель Худсовета .
Местом «ссылки» соболей изначально называли кольцо на Шлюзе. Однако сейчас появилось альтернативное предложение. Кольцо на Станционной — граница города, путь к международному аэропорту Толмачево. В размещении соболей на левом берегу заинтересованы и районная администрация, и бизнесмены — рядом с предполагаемым местом находится автосалон. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть идею поддержал. «От просто жителей, туристов до Президента Российской Федерации, до представителей иностранных государств. Поэтому, конечно, я поставил задачу проработать нашему департаменту, художникам нашим, архитекторам, обозначить какую-то входную зону», — сообщает муниципальное информационное агентство.
Активисты Советского района не согласны — по их мнению, соболя должны и будут располагаться на кольце неподалеку от ГЭС. «Уже принято принципиальное решение поставить соболей у нас, все уже готово, — считает активистка микрорайона Шлюз Светлана Каверзина. — Но только в следующем году, в связи с выборами мэра».
Крысы или живой уголок?
«Сибирские просторы» раскололи новосибирцев на два лагеря — одних соболя ужасают, их называют бобрами, сусликами и крысами. Другие, напротив, с удовольствием проходят мимо символов города. «Они олицетворяют некий живой уголок в центре каменных пещер и машин», — считают горожане.
«Этих соболей я называю не иначе как «крысами». Да и в качестве символа Новосибирска их выбор крайне неудачен», — делятся мнением в Сети новосибирцы. «Бурика — человек, „архитектор“, который изуродовал город, все его „произведения“ серые и бездарные, и теперь нам и нашим детям еще много-много лет жить в этом. Окружающая среда формирует сознание, и понятно, какое сознание может сформировать грязный город, изувеченный точечной застройкой и безвкусными пародиями на малую архитектуру», — пишет Дмитрий.
Другие же считают, что соболя не так уж и уродливы в сравнении с другими скульптурами Новосибирска. «Хуже всего, по-моему, даже не соболя, а памятник Покрышкину с его окружением, даже таким, как в проекте», «Несколько раз сопровождала приезжих в наш город. Так вот им эта композиция безумно понравилась, было сделано множество фотографий. Какой-никакой, это символ и украшение города, по мне так советские истуканы на площади Ленина намного безобразнее».
«Раньше город вообще ни имел никаких памятников, кроме традиционных — Ленину. Не знаю, чем соболя не угодили. А вот пан Ленин с товарищами уродуют площадь. И закрывают вид на Оперный театр», — пишет Эльвира.
Крячков с лицом архитектора и другие непонятые шедевры
Юрий Бурика занимал должность заместителя главного художника города с 1996 по 2005 годы, с 2005 года являлся главным художником Новосибирска. В 2015 мэр Новосибирска Анатолий Локоть уволил Юрия Бурику.
Памятник Крячкову перед Стоквартирным домом, комплекс фонтанов «Речные цивилизации» на площади Пименова перед зданием ГПНТБ, стела памяти Татьяны Снежиной в Октябрьском районе, скульптура музыкальной шкатулки возле Оперного театра, которая не раз подвергалась нападению вандалов, памятник первому синематографу, памятник «Гимн учителю», памятник трудовому подвигу ленинградцев на Восходе — неполный список архитектурных форм, к которым приложил руку Юрий Бурика.
Фото Алексея Танюшина
Памятник Крячкову, например, неоднозначно восприняли советник мэра Александр Ложкин, ныне занимающий пост председателя Худсовета города, и архитектор Игорь Поповский. Отмечали его несомасштабность и непрофессионализм исполнения. А Игорь Поповский даже добавлял, что скульптор сделал памятник больше похожим на себя, нежели на самого Крячкова. Автор памятника — художник . Но соавтором монумента стал главный художник города Юрий Бурика, возглавлявший конкурсную комиссию. Памятник первому синематографу в Театральном сквере — еще одна непонятая композиция.
Сам Юрий Бурика тоже возражал против установки некоторых архитектурных форм. Например, не одобрил первоначальный проект мемориальной доски на доме . В качестве аргумента приводил схожесть доски с кладбищенской.
Реконструкция первого этажа стала адом для жителей дома
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео