Войти в почту

Даешь каботаж! Как Пекин может усмирить Гонконг экономическими методами?

Москва, 16 августа - "Вести.Экономика" Пекин может предоставить дополнительную самостоятельность материковым портам, чтобы ускорить экономическую интеграцию с Гонконгом. Фото: ETIENNE LAURENT/ EPA Аналитики считают, что статус Гонконга в качестве международного транспортного узла может оказаться под угрозой, если Китай ускорит планы экономической интеграции в связи с продолжающимися антиправительственными протестами. Пекин никогда не говорил публично об экономических последствиях сложившейся в специальном административном районе. Однако в последние два месяца в Поднебесной все популярнее идея необходимости уменьшения материковым Китаем зависимости от Гонконга как ключевого финансового и логистического центра, сообщает South China Morning Post. Из-за этого, как отмечает издание, материковые порты могут получить большую свободу действий в управлении перевозками товаров в Китай и из него, считают аналитики. Китай в этом месяце модернизировал и расширил зону свободной торговли в Шанхае, которая охватывает территорию вокруг острова Гонконг и Коулун вместе взятых. Цель проекта амбициозная - стать “плацдармом Китая, интегрирующимся в глобализованную экономику к 2035 году”. Согласно плану, Шанхайская зона свободной торговли начнет тестировать операции по международной регистрации судов и открытию новых международных морских маршрутов. Кроме того, это позволит иностранным судам использовать порт Яншань в качестве транзитного узла для контейнерных перевозок. Новые послабления корнями уходят в 2016 год, когда Китай смягчил правила каботажа в Шанхае, позволив судам, ходящим под иностранным флагом заниматься внутренним судоходством. Таким образом, Пекин заложил основу для становления Шанхая в качестве свободного порта КНР. По словам доктора Коллина Вонг Вай-Ханга, заместителя декана Школы поддержки принятия решений в Гонконгском университете Ханг Сенг, Гонконг может потерять все права на перевалку в районе дельты реки Чжуцзян, что может привести к потере 2,4 млн контейнеров с полезным объемом в 20 TEU. Если Китай полностью ослабит правила каботажа в других частях страны, это может снизить ежегодную контейнерную пропускную способность Гонконга на 14%. "Пекин оценил преимущества такого послабления для Шанхайской зоны свободной торговли, но это также окажет негативное влияние на другие порты. Мы посмотрели на другие страны, которые внедрили подобные изменения, были случаи, когда некоторые судоходные операторы были вынуждены закрыть свой бизнес, то же самое произошло и с портовыми операторами. Я считаю, что после рассмотрения вопроса центральное правительство Китая все-таки решило, что порт Гонконга должен сохранить свой перевалочный бизнес”, - цитирует издание Вонга. Китайское центральное правительство придерживалось консервативной позиции относительно изменения правил каботажа для всех портов страны, давая больше свободы лишь нескольким из них. Естественно, объекты, получившие такую фору, имели дополнительные стимулы к развитию. К решению не наделять такими же опциями остальные порты, Пекин окончательно пришел в 2017 году, после активных консультаций с экспертами, представителями судоходной отрасли и портовыми операторами, в том числе и из Гонконга. Согласно правительственной статистике, в 2017 году на долю логистической отрасли пришлось 3,2% ВВП Гонконга и 180 600 рабочих мест. Транспортные услуги составили 29,2% экспорта услуг Гонконга за этот период. Соответственно, точки роста являются, одновременно, и болевыми точками Гонконга. И продолжающиеся в городе протесты могут побудить Пекин к экономической интеграции с ним для ужесточения контроля и смягчения экономических последствий для большей части КНР, считает Адам Ни, китайский эксперт из Университета Маккуори в Сиднее. Особенно чувствительным удар будет в свете последних планов Гонконга по расширению этого сектора. В январе этого года исполнительный директор Modern Terminals Питер Левеск заявил, что Гонконг должен воспользоваться ограничениями каботажа, действующими на материковом Китае, и расширить порты в заливе, объединив все объекты в Альянс морских портов. Тогда бы портовый кластер получил пропускную способность в 65 млн контейнеров.

Даешь каботаж! Как Пекин может усмирить Гонконг экономическими методами?
© Вести Экономика