Ещё

Малый бизнес разоблачил госзакупщиков 

Малый бизнес разоблачил госзакупщиков
Фото: МетаГазета
Объем госзакупок у малого бизнеса с 2016-го по 2018 год вырос более чем в 3,5 раза — с 4,5 млрд рублей в 2016 году до 15,8 млрд в 2018-м. А число поставщиков увеличилось за тот же срок в пять раз. Теперь их 346, и только за первый квартал 2019 года они поставили продукции и услуг закупщикам на 9,5 млрд рублей, сообщила председатель комитета по развитию малого бизнеса и потребительского рынка правительства Ленинградской области (КРМБ) Светлана Нерушай.
Причина роста — поддержка предпринимателей со стороны КРМБ: например, комитет создал магазин закупок малого объема, где есть предложения контрактов по 6-13 млн рублей. Это печатная продукция, продукты питания, медицинские приборы и препараты, оборудование и различные услуги, рассказала Светлана Нерушай на прошедшей 15 августа обучающей конференции для малых предприятий-участников госзаказа.
В конференции приняла участие Корпорация малого и среднего предпринимательства (МСП) — организация, которой с 2015 года федеральное правительство поручило следить за тем, чтобы крупнейшие российские госкорпорации не менее 18% контрактов отдавали малому бизнесу. На форум пришли около 300 бизнесменов из  и Ленобласти. А также представители закупщиков: (РЖД), , , и другие. Своих представителей прислали и крупнейшие электронные площадки: «ЕЭТП», «Сбербанк-АСТ», РТС-тендер, «ТЭК-Торг».
До 5 трлн
Для наращивания объема закупок у МСП предполагается, например, увеличить сроки планирования закупок для заказчиков с года до трех, говорит Ирина , заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства (МЭР) . Бизнесмены готовы для исполнения контракта набрать нужный штат сотрудников, обучить их, взять необходимое оборудование для производства. Но ограничение плана закупок — всего год — не позволяет предпринимателям рассчитывать перспективы своего развития, считают в МЭР.
Корпорация МСП планирует к 2024 году довести объем закупок до 5 трлн рублей (в 2018-м было 3 трлн), увеличится также количество крупнейших заказчиков. Планируется сокращение срока оплаты закупки с нынешних 30 дней до 15 дней.
Участвовать в закупках малый бизнес может на восьми специальных электронных площадках: «Сбербанк-АСТ», АО «ЕЭТП», АО «Российский аукционный дом», АО «ТЭК-Торг» и других.
Госкомпании и корпорации также намерены увеличивать закупки у МСП. Например, в РЖД сообщили, что у компании уже 47% заказов распространяются на предприятия малого бизнеса, и железнодорожный монополист не собирается на этом останавливаться.
Еще один источник контрактов для МСП — международные организации.
«Россия как член платит Организации объединенных наций достаточно большие взносы, поэтому российский бизнес, в том числе малый и средний бизнес, может и должен стать поставщиком десятков тысяч товаров и услуг, в которых нуждается ООН», считает , вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.
Закупки идут через United nations industrial development organization (UNIDO) — это Центр международного и промышленного сотрудничества ООН. Ему требуются поставки по 10 тысячам позиций. Всего рынок закупок ООН составляет $18 млрд
Чтобы стать поставщиком UNIDO, нужно зарегистрироваться на сайте организации, рассказала Лебедева. Лучше участвовать в составе группы или консорциума — так легче выиграть конкурс, советует она.
Для нужд проектов ООН покупают: измерительные приборы, оборудование для лабораторий, агропромышленный инвентарь и саженцы, IT-оборудование и программное обеспечение, системы очистки воды, системы утилизации отходов, а также услуги — особенно нужны консультации на темы промышленности.
Скриншоты против сбоев
Благостную атмосферу, созданную представителями государства нарушили предприниматели, поделившиеся с участниками конференции печальным опытом хождения в госзакупки. Во время проведения электронных тендеров то и дело происходят сбои системы, и пропадают все результаты трудов бизнесменов, часто вместе с купленной банковской гарантией.
Другая проблема — корректировка условий уже после окончания торгов. Например, РЖД вдруг снижает цену закупки на 40%, когда тендер уже проведен, определен поставщик и цена закупки. «Это существенно ниже, чем цена, по которой мы купили у производителя. Что же нам теперь делать?» — недоумевает представитель поставщика, столкнувшегося с подобной ситуацией.
Опытные участники госзаказа говорили, что во время закупочных сессий делают скриншоты сессий, и это очень помогает в дальнейших судебных разбирательствах.
«Мы, как блогеры, снимаем весь тендер на видео», — поделился опытом участник госзакупок — производитель мототехники.
Больше всего неприятностей малому бизнесу приносит общение с РЖД и ГУП «Петербургский метрополитен». Например, ГУП до семи раз может вносить изменения в конкурсную процедуру. А РЖД частенько уже после подведения итогов торгов проводит ценовую комиссию, где выясняется, что цена закупки была несправедлива. И закупку либо отменяют и проводят повторно, либо поставщику приходится смириться с новой ценой, которая, как правило, установлена не в его пользу.
В кулуарах конференции предприниматели рассказывали друг другу, что многие компании, которые выигрывают выгодные многомиллионные контракты, на самом деле аффилированы с госкорпорациями. Распространена также практика, когда крупные компании создают маленьких «дочек», которые в качестве МСП выигрывают торги, предназначенные для малых предпринимателей.
Тренер в США обезоружил ученика объятиями
Комментарии