Войти в почту

Малый бизнес разоблачил госзакупщиков

Объем госзакупок у малого бизнеса Ленинградской области с 2016-го по 2018 год вырос более чем в 3,5 раза — с 4,5 млрд рублей в 2016 году до 15,8 млрд в 2018-м. А число поставщиков увеличилось за тот же срок в пять раз. Теперь их 346, и только за первый квартал 2019 года они поставили продукции и услуг закупщикам на 9,5 млрд рублей, сообщила председатель комитета по развитию малого бизнеса и потребительского рынка правительства Ленинградской области (КРМБ) Светлана Нерушай. Причина роста — поддержка предпринимателей со стороны КРМБ: например, комитет создал магазин закупок малого объема, где есть предложения контрактов по 6-13 млн рублей. Это печатная продукция, продукты питания, медицинские приборы и препараты, оборудование и различные услуги, рассказала Светлана Нерушай на прошедшей 15 августа обучающей конференции для малых предприятий-участников госзаказа. В конференции приняла участие Корпорация малого и среднего предпринимательства (МСП) — организация, которой с 2015 года федеральное правительство поручило следить за тем, чтобы крупнейшие российские госкорпорации не менее 18% контрактов отдавали малому бизнесу. На форум пришли около 300 бизнесменов из Петербурга и Ленобласти. А также представители закупщиков: ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), ПАО «Интер РАО», ПАО «Ростелеком», АО «Россельхозбанк» и другие. Своих представителей прислали и крупнейшие электронные площадки: «ЕЭТП», «Сбербанк-АСТ», РТС-тендер, «ТЭК-Торг». До 5 трлн Для наращивания объема закупок у МСП предполагается, например, увеличить сроки планирования закупок для заказчиков с года до трех, говорит Ирина Орел, заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития (МЭР) России. Бизнесмены готовы для исполнения контракта набрать нужный штат сотрудников, обучить их, взять необходимое оборудование для производства. Но ограничение плана закупок — всего год — не позволяет предпринимателям рассчитывать перспективы своего развития, считают в МЭР. Корпорация МСП планирует к 2024 году довести объем закупок до 5 трлн рублей (в 2018-м было 3 трлн), увеличится также количество крупнейших заказчиков. Планируется сокращение срока оплаты закупки с нынешних 30 дней до 15 дней. Участвовать в закупках малый бизнес может на восьми специальных электронных площадках: «Сбербанк-АСТ», АО «ЕЭТП», АО «Российский аукционный дом», АО «ТЭК-Торг» и других. Госкомпании и корпорации также намерены увеличивать закупки у МСП. Например, в РЖД сообщили, что у компании уже 47% заказов распространяются на предприятия малого бизнеса, и железнодорожный монополист не собирается на этом останавливаться. Еще один источник контрактов для МСП — международные организации. «Россия как член ООН платит Организации объединенных наций достаточно большие взносы, поэтому российский бизнес, в том числе малый и средний бизнес, может и должен стать поставщиком десятков тысяч товаров и услуг, в которых нуждается ООН», считает Екатерина Лебедева, вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. Закупки идут через United nations industrial development organization (UNIDO) — это Центр международного и промышленного сотрудничества ООН. Ему требуются поставки по 10 тысячам позиций. Всего рынок закупок ООН составляет $18 млрд. Чтобы стать поставщиком UNIDO, нужно зарегистрироваться на сайте организации, рассказала Лебедева. Лучше участвовать в составе группы или консорциума — так легче выиграть конкурс, советует она. Для нужд проектов ООН покупают: измерительные приборы, оборудование для лабораторий, агропромышленный инвентарь и саженцы, IT-оборудование и программное обеспечение, системы очистки воды, системы утилизации отходов, а также услуги — особенно нужны консультации на темы промышленности. Скриншоты против сбоев Благостную атмосферу, созданную представителями государства нарушили предприниматели, поделившиеся с участниками конференции печальным опытом хождения в госзакупки. Во время проведения электронных тендеров то и дело происходят сбои системы, и пропадают все результаты трудов бизнесменов, часто вместе с купленной банковской гарантией. Другая проблема — корректировка условий уже после окончания торгов. Например, РЖД вдруг снижает цену закупки на 40%, когда тендер уже проведен, определен поставщик и цена закупки. «Это существенно ниже, чем цена, по которой мы купили у производителя. Что же нам теперь делать?» — недоумевает представитель поставщика, столкнувшегося с подобной ситуацией. Опытные участники госзаказа говорили, что во время закупочных сессий делают скриншоты сессий, и это очень помогает в дальнейших судебных разбирательствах. «Мы, как блогеры, снимаем весь тендер на видео», — поделился опытом участник госзакупок — производитель мототехники. Больше всего неприятностей малому бизнесу приносит общение с РЖД и ГУП «Петербургский метрополитен». Например, ГУП до семи раз может вносить изменения в конкурсную процедуру. А РЖД частенько уже после подведения итогов торгов проводит ценовую комиссию, где выясняется, что цена закупки была несправедлива. И закупку либо отменяют и проводят повторно, либо поставщику приходится смириться с новой ценой, которая, как правило, установлена не в его пользу. В кулуарах конференции предприниматели рассказывали друг другу, что многие компании, которые выигрывают выгодные многомиллионные контракты, на самом деле аффилированы с госкорпорациями. Распространена также практика, когда крупные компании создают маленьких «дочек», которые в качестве МСП выигрывают торги, предназначенные для малых предпринимателей.

Малый бизнес разоблачил госзакупщиков
© МетаГазета