Войти в почту

Стальные птицы под присмотром настоящих: как защитить самолеты от пернатых?

Инцидент с рейсом А321 в «Жуковском» заставил еще раз взглянуть на защиту аэропортов от птиц. Кроме ликвидации свалок, привлекающих пернатых, есть еще один действенный способ — использование хищников. Сокол-сапсан — самая быстрая птица в мире. Идеальный крылатый хищник развивает скорость до 390 километров в час. Завидев цель, стремительно пикирует. От силы удара когтями у жертвы запросто может отлететь голова. Немного мягче работают «коллеги» сокола — ястребы. Подход к ловчим птицам нужен особый, говорит руководитель Центра биоразнообразия Всероссийского НИИ охраны окружающей среды Александр Сорокин. Александр Сорокин руководитель Центра биоразнообразия Всероссийского НИИ охраны окружающей среды «Птицы, которые в основном применяются в соколиной охоте, — сокол, сапсан, балабан, кречет, ястреб. Живой организм требует заботы, хорошего ухода, понимания. Птицы не могут работать в режиме восьмичасового рабочего дня. За работу они должны получать вознаграждение в виде корма. Несколько раз получив такое вознаграждение, они перестают работать, потому что пропадает стимул». Каждый аэропорт имеет систему отпугивания пернатых: голубей, чаек, бакланов. Птицы боятся резких звуков, хлопков, крика хищников. Однако акустические установки, которые транслируют угрозу, — не панацея. Пернатые быстро привыкают, если за звуком не следует реальной угрозы. Поэтому используют биорепелленты — настоящих охотников. Ловчих птиц содержит и тренирует сокольничий, или сокольник. В идеале каждый аэропорт должен иметь несколько таких специалистов. Однако в России профессия вымирает, а птичьих питомников становится все меньше, сетует организатор сокольничего двора, руководитель проекта «Орнитарий» Вадим Мишин. Вадим Мишин организатор сокольничего двора, руководитель проекта «Орнитарий» «Профессии сокольника не учит нигде и никто. Сейчас эта культура в России практически уже утрачена, остались последние из могикан. На всю страну не найдется и 50 человек, которые умеют обращаться с ловчими птицами. Есть несколько питомников, но их не больше пяти на нашу огромную родину. Зарплаты несоизмеримые, у нас в аэропортах люди получают до 50 тысяч рублей. Сокольничье дело все состоит из тонкостей. Это такая медитативная работа, чтобы был контакт с птицей, чтобы она от человека не улетала, а возвращалась и выполняла ту задачу, которую человек хочет. Хищников — одна из тонкостей — наказывать нельзя вообще ни за что. Один раз достаточно накричать, и все, она больше не вернется». За рубежом услуги сокольничих используют уже много лет. Например, в аэропорту имени Кеннеди в Нью-Йорке, в Торонто, Мадриде, Барселоне. В штат пражского аэропорта имени Вацлава Гавела входят 13 сокольничих. Они содержат орлов, соколов, ястребов и даже канюков. Птицы дежурят весь световой день. Сокольничий, получив вызов от диспетчера, следует к месту скопления птиц, выпускает охотника и отпугивают стаю. Иногда сокол или ястреб может поймать себе кого-нибудь на обед. Хищники работает со своим сокольничим с рождения, поэтому у них полное взаимопонимание. В некоторых аэропортах, например в «Пулково», работают орнитологические службы. Они следят за перемещением пернатых на взлетных полосах и в окрестностях. Однако с ловчими птицами «Пулково» уже не работает, использует технику. Раньше на балансе аэропорта были ястреб и сокол. Когда птицы умерли, руководство не стало заводить новых. Нет смысла в единичных экземплярах, когда нет комплексной работы, говорит сотрудник орнитологической службы «Пулково» Влад Лыженков. Влад Лыженков сотрудник орнитологической службы «Пулково» «Тяжелый труд — это масса разнообразных птиц. Это не значит, что вышел человек с птичкой попугать. Птицы должны работать — летать и всех пугать. Территория аэропорта должна быть потенциально опасна для всех остальных птиц, то есть птицы должны видеть, что здесь охотятся пернатые хищники. В таком случае это реально более ли менее работает. Зачастую банально не хватает кадров, нормальных кадров. Сокольников, именно высококвалифицированных, в России очень мало». Специалисты говорят, что тех же чаек пугает не только крик хищника, но и просто его силуэт. Российским аэропортам можно взять на заметку эксперимент коллег из Амстердама. В аэропорту «Схипхол» небо патрулирует искусственный ястреб на батарейках. Сделан он из пенопласта и полимерной пленки, но ведет себя в воздухе, как живой. Руководитель проекта «Орнитарий» Вадим Мишин предложил создать единый сокольничий центр в столице. Инициативу уже поддержали в Мосгордуме. Однако предметного разговора, как и обсуждения сроков и затрат, пока не было.

Стальные птицы под присмотром настоящих: как защитить самолеты от пернатых?
© BFM.RU