Войти в почту

Что требуют от юного читателя современные педагоги и чего ждут сами писатели?

Летние каникулы почти на исходе. Осилили ли дети те списки литературы, которыми их снабдили в школе? Читали ли что-то ещё, по своему выбору? Читают ли вообще? О том, чего требуют от юного читателя современные педагоги и чего ждут сами писатели, мы поговорили с учителем русского языка и литературы Восточной гимназии Южно-­Сахалинска, руководителем городского методического объединения учителей русского языка и литературы Еленой Козловой Три закона чтения ­ Как выбрать достойную книгу для чтения? ­ Мариэтта Чудакова, литературовед, историк, доктор филологических наук, критик, писательница, пишет о книгах, которые человеку обязательно нужно прочитать в детском или подростковом возрасте, и упоминает три закона чтения: 1. Нет книг, которые читать рано. Всё индивидуально. Для кого-­то рано одно, для кого-­то рано другое. Человек сам поймёт, что именно эту книгу сейчас читать рано и отложит её до лучших времён. Но вреда от книги не будет точно. 2. Есть книги, которые читать поздно. Есть книги, которые надо прочесть именно в детском или подростковом возрасте. Только в этом возрасте можно получить от них стопроцентное удовольствие. 3. Именно в юности нужно составить обязательный к прочтению список литературных произведений. Только те книги, которые, по вашему мнению, нужно успеть прочесть за всю свою жизнь, заслуживают внимания. Откажитесь от чтения всякой чепухи, которой сейчас так много. Чтение плохой литературы лишает вас времени, которое вы можете потратить на чтение книг хороших и важных. А время – это самый ценный и конечный ресурс. ­ Насколько это сложно быть вдумчивым читателем? И что для этого нужно? Чтение – это труд или удовольствие? ­ На мой взгляд, чтение – это и удовольствие, и труд. Ролан Барт, французский философ, писал, что словесный текст – «это всего лишь пространство, где свободно вспыхивают языковые огни». Точное определение, несмотря на метафоричность. Только появившись, слова-­фонарики создают и освещают пространство вокруг себя. Нам (читателям) предстоит освоить это мыслимое пространство. Для того чтобы «обжить» его вслед за автором и его героями, нужно представить себе изображённое. Без такой готовности – без того, что психологи называют воссоздающим воображением, нет читателя. Евгения Абелюк, известный российский педагог, в своей статье «Вертикаль читательской культуры. Чтение как труд и удовольствие» пишет, что читать можно по-разному. Путь читателя можно представить в виде лесенки. На первой ступеньке окажется тот, который читает, едва поспевая за сюжетом и не особенно озираясь по сторонам. Его больше всего интересует судьба героя. И это неплохо, потому что от чтения такой читатель получает истинное удовольствие, хотя это удовольствие и не назовёшь эстетическим. На следующей, уже более высокой ступеньке нашей воображаемой лестницы окажется читатель, который вдруг начинает замечать кое-­что помимо сюжета. Он замечает слова, значение которых из контекста ему неясно. Обнаружив это, он приглядывается к таким словам. Кроме слов, нашему читателю становится неясно ещё очень многое: почему автор сказал так, а не иначе? Таких «почему» много, и раз от разу становится всё больше. Над этими вопросами наш читатель уже задумывается, ему хочется размышлять над прочитанным… И теперь он «слышит» словесный текст. Однако можно говорить и ещё об одной, четвёртой ступеньке. Это уже профессиональное чтение. Его можно встретить у человека с широким читательским кругозором. Такой читатель воспринимает литературное произведение в историческом и культурном контексте – в перекличках с другими произведениями того же автора или произведениями его предшественников и современников. Разграничив и описав разные типы отношений читателя с книгой, добавлю, что ни один из них не существует в чистом виде. И ещё одно. Накопление человеком опыта чтения и понимания способно продвигать его на новый уровень читательской культуры. Только благодаря сформированной читательской культуре – умению расслышать в искусстве голос другого человека, автора – литература и может благотворно повлиять на человека. «Клиповое» мышление ­ Как заинтересовать современного школьника чтением литературы? Как не отпугнуть подростка серьезным отношением к чтению? ­ Заинтересовать современного школьника чтением, да ещё и чтением классической литературы, непросто… Сегодня у детей формируется (или уже сформировалось) «клиповое» мышление – фрагментарное, нередко обрывочное. Литературный текст, связный, целостный, устроен для них сложно. Чтобы его прочитать и понять, надо не торопиться, а думать, возвращаться к прочитанному, сравнивать, вспоминать. Иногда полезно отвлечься и «выйти» за пределы конкретного произведения, чтобы осознать, почему текст написан так, а не иначе. Отнестись к нему, как к живому организму речи, существующему в историко-культурном контексте, который, впрочем, для многих учащихся остаётся непонятным… Чтение – это труд, но если научиться текст понимать, то чтение станет удовольствием. И снова обращаюсь к мыслям великих людей. Французский писатель, лауреат Нобелевской премии и, конечно, опытный читатель, Франсуа Мориак признавал, что для него настоящая книга – та, куда хочется вернуться, а не та, сквозь которую нужно продираться как сквозь кошмарный сон. ­ Почему же многие из нас так и не полюбили чтение ни в детстве, ни во взрослой жизни? Чем здесь может помочь школа? ­ Помните, у Константина Паустовского в «Книге о жизни. Далекие годы. Поездка в Ченстохов» мы читаем: «Я сел на низенькую парту, изрезанную перочинным ножом. Мне было трудно дышать. Кисло пахло чернилами. Назаренко диктовал: «Однажды лебедь, рак да щука...» За открытым окном на ветке сидел воробей и держал в клюве сухой лист клёна. Мне хотелось поменяться с воробьем судьбой. Воробей посмотрел через окно в класс, жалобно пискнул и уронил лист клёна. ­ Новичок, ­ прогремел Назаренко, ­ достань тетрадь, пиши и не засматривайся по сторонам, если не хочешь остаться без обеда! Я достал тетрадку и начал писать. Слеза капнула на промокашку. Тогда мой сосед, чёрный мальчик с веселыми глазами, Эмма Шмуклер, шепнул: ­ Проглоти слюну, тогда пройдет. Я проглотил слюну, но ничего не прошло. Я долго ещё не мог вздохнуть всей грудью». Ясно, что в подобной атмосфере остроумная басня И.А. Крылова, равно как и любой другой художественный текст, не сможет быть воспринята учениками, не станет импульсом к чтению, не пробудит мысли и, следовательно, интереса к литературе. Вернуть чтение в школу А если попробовать «зацепить» ученика в начале урока, когда учитель произносит после приветствия первую фразу? Как её построить, чтобы удивить, привлечь внимание, заставить проснуться мысль – и победить рассеянность, лень, нежелание включаться в урок? Важно, чтобы дети на уроке шелестели страницами текста (вряд ли они бросятся «шелестеть», если мы попросим охарактеризовать героя или определить роль изобразительно-­выразительных средств!), давали развёрнутый ответ на вопрос, совершенствуя умение говорить логично, связно, подтверждая сказанное примерами. Поэтому нужно «переформатировать» привычные, усыпляющие воображение ученика вопросы, «зайдя» к тексту с новой стороны… Вернуть чтение в школу, научиться бескорыстно (не для оценки и экзамена) вести интересный диалог с подростками о литературе очень непросто. Но и не невозможно, если педагог обладает одним важным качеством: умением говорить с подростком о книге и о нём самом. ­ Нужно ли ребятам читать в оставшийся месяц лета? Или отдохнуть перед школой? ­ Конечно нужно! Чтение – это как полёт, оно вдохновляет на мечты и приключения. Лето – самое время для того и другого. Лето – пора свободного и размеренного чтения. Тридцать минут в день даже самому ленивому человеку можно найти, чтобы прикоснуться к книге, художественному слову, отправиться вслед за героями...

Что требуют от юного читателя современные педагоги и чего ждут сами писатели?
© Аргументы Недели