Ещё

Рогатый кирпич, височное кольцо и царь-танк. Пять историй о находках археологов из московских музеев 

Рогатый кирпич, височное кольцо и царь-танк. Пять историй о находках археологов из московских музеев
Фото: Mos.ru
Каждый год 15 августа в  отмечается День археолога — праздник неофициальный, но самими учеными нежно любимый. Согласно одной из легенд, своим появлением он обязан известному советскому археологу Татьяне Пассек, которая родилась 15 августа 1903 года. Другая версия гласит, что праздник был придуман случайно во время раскопок под Новгородом в 1940-е: именно в этот день молодым археологам захотелось праздника.
Присоединиться к празднованию можно в московских музеях, в которых есть археологическая коллекция. Агентство «Мосгортур» и mos.ru проинспектировали собрания пяти из них, нашли самые интересные экспонаты и рассказали их истории.
Дьяковцы и Темные века
Одна из самых крупных археологических коллекций страны хранится в музее-заповеднике «Коломенское». Она насчитывает 75 тысяч предметов.
Село Дьяково, возникшее в Средние века на территории современного музея-заповедника и существовавшее до включения в состав в 1960-х, дало название целой археологической культуре. Дьяковская культура была распространена в Волго-Окском междуречье и Верхнем Поволжье в VII–V веках до нашей эры. Раскопки в Дьякове городище начались в 1864 году и продолжаются до сих пор.
Что мы знаем сегодня о первых поселенцах территории будущего Коломенского? Дьяковцы были скотоводами и охотниками. Они первыми начали возделывать землю в этих местах. Точные данные на этом заканчиваются. Судя по всему, они не имели письменности, не знали гончарного круга, хотя жили в одно время с древними греками и римлянами. Практически ничего не известно об их верованиях. Можно говорить лишь о том, что дьяковцы кремировали своих умерших, собирая останки в так называемые домики мертвых. Существует гипотеза, что эти ритуальные сооружения стали прообразом избушки на курьих ножках — дома Бабы-яги.
В истории этих людей раннего железного века остается немало белых пятен. После них осталась масса непонятных предметов, над предназначением которых по-прежнему ломают голову ученые. Например, зачем был нужен так называемый рогатый кирпич — керамический блок особой формы? Или глиняная конусовидная «шестеренка», часто украшенная примитивным орнаментом (ее научное название — «грузики дьякова типа»)?
Но главная тайна дьяковцев касается их исчезновения. Следы этой культуры полностью пропадают в VII веке — археологи называют следующие 300 лет, прошедшие до появления здесь славян, Темными веками. В попытках хоть как-то объяснить эту загадку ее иногда именуют «войной VII века», хотя никаких следов массовой гибели людей в результате конфликта или эпидемии до сих пор не найдено. Понятно лишь, что в лесной зоне от Прибалтики до Оки произошло нечто, что не зафиксировано никакими источниками.
Украшения первых москвичек
Территория музея-заповедника «Царицыно» тоже имеет богатую историю. Найденные здесь во время раскопок артефакты представлены в постоянной экспозиции «Археология Царицына». Это предметы фатьяновской археологической культуры, или культуры боевых топоров бронзового века (вторая половина III — середина II тысячелетия до нашей эры), следы пребывания дьяковцев и большое количество памятников культуры славянского племени вятичей, появившихся на этих землях значительно позднее — в XI–XIII веках.
Остатки вятичей мигрировали по Оке на периферию средневековой Руси, по всей видимости, спасаясь от насильственной христианизации. Их следы найдены даже на Боровицком холме, так что вятичей можно считать коренными москвичами. Фирменный московский говор, характерное для южнорусских диалектов аканье, ученые связывают именно с этим пришедшим с юга племенем.
Одним из главных украшений славянок издревле были височные кольца. У каждого племени они имели особую форму. У колец вятичей было три, пять или семь плоских выступов-лопастей, поэтому их называют лопастными. Височные кольца были маркером племени, в котором женщина родилась. Если, например, полянка выходила замуж за вятича, она продолжала носить кольца характерной для полян формы, но ее дочери уже носили лопастные кольца племени отца.
Височные кольца вплетались в волосы, прикреплялись к девичьей налобной ленте или головному убору замужней женщины, реже их носили как серьги. Количество колец, надетых одновременно, могло быть разным и необязательно одинаковым с обеих сторон. Ученые пытались найти в этом какую-то закономерность — связать количество колец с возрастом, числом рожденных детей, но до сих пор никому не удалось разгадать эту загадку.
Мост в прошлое
Музей археологии Москвы открылся в 1997 году после того, как во время раскопок в районе Манежной площади обнаружили глубокий культурный слой, полный предметов, относящихся к разным эпохам — от палеолита до XIX века. Здесь были не только посуда, монеты и украшения, но и более крупные находки — мостовые, срубы деревянных домов и колодцев. Главной находкой стали каменные устои Воскресенского моста, возведенного в XVII–XVIII веках через реку Неглинную.
Переправа, соединявшая царскую дорогу на Тверь с проездной Никольской башней Кремля, известна с начала XIII века. В следующем столетии ее заменила насыпная дамба. Наконец, в 1603 году при  через Неглинную перекинули белокаменный мост, остовы которого можно увидеть в музее. Его называли Неглименским (по реке) или Воскресенским (по ближайшим воротам Китай-города с иконой Воскресения Христова).
С помощью плотин на реке создали цепь прудов для устройства мельниц, кузниц, бань, разведения рыбы и тушения пожаров. Кроме Воскресенского, неподалеку навели еще три моста — Кузнецкий, Троицкий и Петровский.
В связи с нуждами Красного монетного двора, палаты которого сохранились рядом с Красной площадью, старый Воскресенский мост обрушили и под началом Петра Фридриха Гейдена в 1741 году возвели рядом новый. Он сохранился гораздо лучше своего предшественника.
Мост построили из красного кирпича с облицовкой из белого камня. Его длина составила 115 метров, ширина — 15 метров, из пяти арочных пролетов проточным был только один. На мосту процветала торговля, благодаря которой к нему приклеилась пара новых названий — Курятный и Пряничный. В рамках реконструкции послепожарной Москвы в 1817 году Неглинную заключили в подземный коллектор, мост засыпали, а площадь над ним назвали Воскресенской.
Табачная оттепель Петра I Считается, что табак появился на Руси при . Заморскую диковину, привезенную английскими купцами, не только курили и жевали, но и пытались приспособить для снятия зубной боли и борьбы с вредными насекомыми. В XVII веке развернулась государственная кампания против курения, и причиной ее была вовсе не забота о здоровье населения. Просто в 1634 году виновником очередного городского пожара признали нерадивого курильщика со Шведского подворья. При царе Михаиле Федоровиче любителей табака просто лишали жизни, а его сын Алексей Михайлович повелел «за табачную находку бити кнутом на козле». За рецидив полагалось «пороти ноздри и носы резати, а после пыток и наказанья ссылати в далние городы».
Табакокурение легализовал Петр I, выпустивший в феврале 1697 года закон «О свободном провозе табаку, об отводе в Москве палат, а в городах постоялых дворов для торга табаком, о взимании с онаго пошлины и об отдаче торга сего на откуп». Курительные трубки поначалу привозили из Голландии, особенно ценилась продукция мануфактур города Гауды. В музее истории «Лефортово» выставлена пара таких трубок XVIII века из белой глины с характерным длинным стеблем, их нашли при раскопках на территории этого района.
В 1710 году первым в России наладил кустарный выпуск трубок житель Немецкой слободы голландец по происхождению Андрей Венцель. Его предприятие действовало нелегально и через пять лет было закрыто властями с конфискацией инструментов и продукции.
С 1724 года на Яузе заработала «ценинная и табачных трубок фабрика» купца Афанасия Гребенщикова, выпускавшая чуть больше 100 трубок в день. Но курение в Москве было не очень популярным: судя по сохранившимся отчетам, примерно половина сделанных трубок ежегодно оставалась нераспроданной. В 1974 году это косвенно подтвердила находка археологов на Старой Басманной — 594 фрагмента белоглиняных трубок, которые, по всей видимости, были сделаны на фабрике Гребенщикова. Этот «табачный клад» выставлен в Музее археологии Москвы.
Царь-танк с Дмитровского шоссе
В разгар Первой мировой войны, в конце лета 1915 года, в лесах неподалеку от села Орудьево, что под Дмитровом, проходили испытания исполинской боевой машины, вошедшей в историю как царь-танк. Автором амбициозного проекта был инженер Николай Лебеденко. Добившись аудиенции у , он совершенно очаровал самодержца деревянной моделью своего танка, которая двигалась при помощи заводного механизма. Царь не пожалел 210 тысяч рублей из собственных средств, чтобы игрушку превратили в полноценный опытный образец.
Танк Лебеденко был похож на огромный орудийный лафет: по бокам два колеса диаметром девять метров, между ними мощная бронированная рама с круговой башней и двумя спонсонами, а сзади, на хвостовой станине, полуметровый поворотный каток управления. Длина танка составила почти 18 метров, ширина — 12, а два снятых со сбитого немецкого дирижабля мотора мощностью по 240 лошадиных сил должны были разгонять эту 60-тонную машину смерти до 17 километров в час по шоссе и до 10 — по пересеченной местности.
Детали готовились на одном из московских заводов, затем их по железной дороге подвозили к Орудьеву, где тайно собирали это чудо-оружие, призванное переломить ход войны. Однако испытаний махина не прошла, навечно застряв в подмосковных лесах. В 1917 году Лебеденко покинул Россию, а его детище еще несколько лет ржавело в глуши, прежде чем, как говорят, его распилили на металлолом.
В 2002–2003 годах в местах проведения испытаний царь-танка побывала группа сотрудников музея истории танка Т-34. Им удалось обнаружить остатки фундамента капонира, заросший колодец, а также заржавевшие части большого механизма. Эту коллекцию пополнили также находки московских, дмитровских и лобненских энтузиастов.
Сейчас раритетные останки стального колосса представлены в музее в разделе «Первые танки»: «косынка» от металлической конструкции, часть металлической пластины, болт, часть спицы от колеса. К столетию испытаний танка Лебеденко по инициативе музея был создан металлический макет царь-танка в натуральную величину, который теперь возвышается над территорией музейного комплекса.
Пользователи Сети утверждают, что нашли в соли стекло
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео