Войти в почту

Заболев, я к врачу обращаться не стану?

На Украине впервые издали справочник, позволяющий узнать, сколько украинцы тратят на лекарства, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Ярослав Дмитренко. Автором справочника «Фармацевтика Украины 2019» выступило контент-маркетинговое агентство Top Lead при поддержке партнеров — фармацевтической фирмы «Дарница», юридической фирмы Aequo и Торгово-промышленной палаты Украины. Информационный и аналитический партнер проекта — BusinessViews. Даже для частичной републикации данного исследования авторы выставили условие — упоминание организаций-партнеров не ниже второго абзаца текстов, использующих их данные. Впрочем, такую прихоть можно считать позволительной, если учесть, что исследование содержит ряд весьма интересных фактов. К примеру, по данным авторов справочника, среднестатистический украинец в течение года потребляет лекарств на $73. Это в 10 раз меньше, чем житель Исландии, в 8—9 раз меньше канадцев и норвежцев, в 5 раз меньше шведов, в 2 раза меньше россиян. Малые затраты на лекарства объективно отражают низкую покупательную способность украинцев. Но это еще и укор реформаторам от здравоохранения. Ведь в отличие от граждан большинства развитых государств украинцы платят за лекарства из собственного кармана, а не из государственного фонда, и почти всегда вынуждены экономить на лечении. В украинском календаре есть периоды, когда люди почти полностью забывают о докторах и болезнях. Проанализировав данные аптечных продаж в том виде, как их предоставили авторы справочника, можно узнать, что с июня продажи лекарств непрерывно растут вплоть до второй половины декабря, затем стабилизируются и в январе резко падают, а потом опять растут до первой половины марта, но уже не столь резкими темпами. В марте — очередной спад до июня. Такой график потребления лекарств украинцами четко согласуется с Новым годом и Рождеством зимой и женским праздником — весной. По данным исследования, наиболее распространенными на Украине являются заболевания органов дыхания, на которые приходится 57% всех случаев. За ними в равной пропорции следуют заболевания органов кровообращения, мочеполовой системы, травмы и отравления — по 8%. Заболев, более половины украинцев не пойдут к врачу, а будут лечиться самостоятельно с помощью лекарств (32%) или средств народной медицины (20%). Еще 6% больных купят в аптеке то, что им посоветует провизор, и только 20% сразу же обратятся к семейному или лечащему врачу. Нежелание идти в поликлинику украинцы объясняют тем, что сами знают, как лечиться, — 58% (речь, очевидно, идет о распространенных простудных и вирусных заболеваниях), ожиданиями, что болезнь пройдет сама — 26%, дороговизной лечения — 25% и очередями в медучреждениях — 13%. Но если уж больные обращаются в амбулаторию, то 78% из них покупают все прописанные врачом лекарства. Статистика последнего десятилетия 2008—2018 гг. показывает рост продаж лекарств по рецепту и одновременно с этим — увеличение покупок дорогостоящих препаратов. Отсюда можно сделать вывод, что доктора советуют пациентам новые более эффективные и дорогие лекарства, и больные следуют их рекомендациям. В 2018 г. было продано 1 млрд. 144 млн. упаковок различных медпрепаратов. Самые популярные: нурофен, нимесил, натрия хлорид, актовегин, синупрет, спазмалгон, но-шпа, тивортин, цитрамон. Статистика показывает, что за последнее десятилетие, с 2009-го по 2018 г., даже с учетом нескольких обвалов курса национальной валюты отечественные фармацевты почти не потеснили иностранных на украинском рынке. Большую часть расходов на лекарства украинцы вынуждены или предпочитают отдавать иностранным производителям. Правда, если раньше на импортные препараты мы тратили 70% «лекарственных» денег, то сейчас — 62%. В натуральном выражении доля импортных лекарственных средств все это время находится на уровне 28—30%, что говорит об отсутствии отечественной альтернативы многим препаратам. В 2018 г. украинцам продали лекарств на $3,1 млрд. Аптечный сегмент составляет 87% этого рынка, т. е. $2,7 млрд. Но авторы «Фармацевтики» подчеркивают, что порядка $2,1 млрд. выручки приходится на тройку ведущих дистрибуторов — ООО «БаДМ», ООО «Оптима-Фарм» и ООО «Вента.ЛТД». По данным «2000», две из этих компаний имеют днепровские корни. ООО «БаДМ» принадлежит жителям Днепра (бывший Днепропетровск) Александру Дитятковскому и Александру Суходольскому. ООО «Вента.ЛТД» основана несколькими группами бизнесменов из Украины, России и Германии. Единоличным владельцем киевского ООО «Оптима-Фарм» является двоюродный брат бывшего депутата Богдана Губского — Андрей Губский. Укрупняются и аптечные сети. Наблюдается тенденция к росту мега-сетей (50 и более торговых точек). Если в 2015 г. они занимали 26% рынка дистрибуции лекарств, то сейчас уже 40%. Заметную роль в этом процессе играют те же дистрибуторы, фактически гарантируя себе сбыт и осуществляя контроль за ценами. На начало 2017 г. на первую сотню аптечных сетей приходилось 66% реализованных лекарств. К декабрю 2018 г. этот показатель увеличился до 75%. Как видим, рост весьма значительный. Большое внимание авторы инфографического справочника уделили анализу состояния фармацевтической отрасли Украины и ее месту на глобальном рынке. Отечественным фармацевтам, честно говоря, хвастаться особо нечем. Казалось бы, фармацевтика — наряду с пищевой промышленностью и телекоммуникациями — является одной из наиболее емких отраслей по инвестициям. Но на Украине фармпроизводство пока даже с натяжкой нельзя назвать национальным приоритетом. В отрасли занято лишь 24 тыс. человек, или 0,15% всех занятых в производстве. По данным за 2017 г. фармацевтика обеспечила прирост ВВП Украины на 0,83% и экспортировала лекарств на $216 млн. При этом объем ввоза лекарств — $1,95 млрд. — почти на порядок превышает экспорт. На Украине популярны лекарственные средства из Германии ($303 млн.), Индии ($146 млн.), Франции ($132 млн.), Италии ($107 млн.), Словении ($69 млн.) и некоторых других стран. Украинские медпрепараты поставляются преимущественно в страны бывшего постсоветского пространства — Узбекистан ($41 млн.), Казахстан и РФ (по $19 млн.), Беларусь ($16 млн.), Молдову ($14 млн.), Азербайджан ($11 млн.) и другие. Из стран дальнего зарубежья в десятке импортеров украинских лекарств — Бразилия ($17 млн.) и Ирак ($4 млн.). Учитывая, что процесс вывода на рынок новых лекарственных средств очень длительный и дорогой, чудес в фарминдустрии Украины ждать не приходится. Например, из 113 украинских компаний, которые по состоянию на 1 марта 2019 г. имели лицензию на производство лекарственных средств, только 8 получили сертификаты GMP, необходимые для реализации своих препаратов на европейском рынке. В то же время в десятке фармкомпаний, занимавшихся в начале 2018 г. испытаниями новых лекарственных средств, только две были украинскими. Лидерами по количеству проводимых клинических испытаний на Украине являются компании Pfizer Inc. (101 испытание), Janssen-Cilag International N.V. и AstraZeneca Plc. — по 81, GlaxoSmithKline RD — 79, «Фармак» — 71, Sunovion Pharmaceuticals Inc. — 69, F. Hoffmann-La Roche Ltd — 65, Merck Co., Inc — 61, C.H.Boehringer Sohn AG Co.KG — 56, «Фармацевтическая компания «Здоровье» — 51. Наиболее перспективные направления для вывода на украинский рынок новых лекарств, по мнению испытателей: онкология — 24%, гастроэнтерология — 9%, ревматология и неврология — по 7%, кардиология, эндокринология и психиатрия — по 5%. Авторы справочника «Фармацевтика Украины 2019» считают, что именно новые лекарственные препараты — это базис для роста продолжительности жизни в 30 богатейших странах. Украинцам пока рассчитывать на суперинновации от мировой фарминдустрии особо не приходится. Доживать до активной старости надо будет пытаться по старинке — рациональное питание, народная медицина, здоровый образ жизни.

Заболев, я к врачу обращаться не стану?
© Свободная пресса