В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Прибыль большая, долги еще больше. Как спасти лидера российской «оборонки»

Дела судебные

Прибыль большая, долги еще больше. Как спасти лидера российской «оборонки»
Фото: РИА "ФедералПресс"РИА "ФедералПресс"

На следующей неделе в арбитражном суде должно состояться заседание по иску к : военное ведомство требует взыскать с него более 250 млн рублей. Предмет иска в материалах дела не назван, но, похоже, речь идет о нарушениях поставок военной техники: Минобороны регулярно заказывает на УВЗ как готовые машины, так и комплектующие к ним.

Видео дня

Это далеко не единственная тяжба между Минобороны и «Уралвагонзаводом», который контролирует . На октябрь назначено разбирательство по поводу взыскания неустойки в размере 2,095 млн рублей. Ранее, в июле, они судились по поводу поставок пяти инженерных машин разграждения. Минобороны утверждало, что они поступили в войска с опозданием в месяц, и начислило Уралвагонзаводу неустойку в размере 32,989 млн рублей. Суд, впрочем, ведомство проиграло.

Не только Минобороны судится с Уралвагонзаводом, иски к нему подают многие компании, причем количество дел месяц от месяца особо не снижается. В марте УВЗ получил 14 исков, в апреле – 16, в мае – 15, в июне – 10, в июле – 14, с начала августа – 5.

Интересен как спектр деятельности организаций, судящихся с Уралвагонзаводом, так и суммы исков. (производитель проката из нержавеющих и специальных марок стали) требует с него 88,077 тыс. рублей, «СГ-Транс» (перевозчик нефтехимических грузов) – 30,914 тысяч, – 91,617 миллиона, «Уралстанкосервис» (поставщик станков) – 1,017 миллиона, «Федеральная грузовая компания» – свыше миллиона (по двум искам) Лыткаринский завод оптического стекла – почти 9,9 миллиона (два иска), (производитель стрелково-пушечного вооружения) – около 24 миллионов (два иска). «Поток исков к Уралвагонзаводу свидетельствует об отсутствии у него временно свободных средств. И они бы не подавались, если бы предприятие вовремя расплачивалось со своими контрагентами. Как правило, иски подаются в суды, когда уже прошли все предусмотренные контрактами сроки оплаты», – констатирует независимый финансовый эксперт .

Яблоко от яблони недалеко падает

Не лучше обстоят дела и у «дочек» Уралвагонзавода. На них тоже сыплются иски. В частности, с марта «» и ее филиалами было подано 13 исков к АО «Уральская большегрузная техника-Уралвагонзавод» (изготавливает цистерны, колесные и гусеничные экскаваторы, погрузчики») на общую сумму почти 1,8 миллиона рублей, «Федеральной грузовой компанией» – два иска на 180,2 тысячи. Администрация взыскивает с него долг и неустойку по аренде земельного участка в размере почти 0,5 миллиона рублей. И суммы вроде небольшие, но довольно обидные.

В сходном положении оказался (выпускает тракторы и бульдозеры) – к нему тоже подаются иски, и на весьма приличные суммы. «Новатэк-Челябинск» требует 6,504 млн рублей, «Промэнергокомлект» – 1,28 миллиона, «Челябинскгоргаз» – 2,115 миллиона, «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания» – 4,210 миллиона, – 113,054 миллиона.

Среди истцов есть и «РТ-Техприемка», «дочка» «Ростеха», которая занимается контролем качества оборонной техники. Она подала к «ЧТЗ-Уралтрак» иск более чем на 20 млн рублей. Возникает парадокс: одно предприятие «Ростеха» судится с другим.

Давление долгов

Своевременно оплачивать все проигранные иски ни Уралвагонзавод, ни его дочерние предприятия не могут. Недавно в арбитражном суде Уральского округа рассматривалась тяжба между «ЧТЗ-Уралтрак» и фирмой «Логистик Партнерс». Ранее она выиграла в арбитражном суде Челябинской области и 18-м арбитражном апелляционном суде дело против «ЧТЗ-Уралтрак» о взыскании с него 6,9 млн евро платежей за лизинг станков.

В 2011 году «ЧТЗ-Уралтрак» заключил договор с ООО «ВДМ Риал Эстейт» на лизинг токарных, токарно-фрезерных и шлифовальных станков, однако вовремя не платил. «ВДМ Риал Эстейт» подало иск в суд по поводу взыскания этих средств. В процессе разбирательств «Логистик Партнерс» выкупила у «ВДМ Риал Эстейт» право на востребование лизинговых платежей у «ЧТЗ-Уралтрак». В итоге суд постановил в полном объеме взыскать деньги c «ЧТЗ-Уралтрак» в пользу «Логистик Партнерс».

«ЧТЗ-Уралтрак» в свою очередь обратился в арбитражный суд Уральского округа с ходатайством на приостановление решений этих судов, ссылаясь на то, что единовременное списание с него 6,7 млн евро, равных зарплатам всего его персонала в 6 тысяч человек за три месяца, приведет к полной остановке производства и срыву выполнения оборонного заказа. Суд пошел ему навстречу, но в октябре рассмотрение дела будет продолжено.

В арбитражном же суде Свердловской области сейчас находится на рассмотрении заявление «Уральская большегрузная техника-Уралвагонзавод» о банкротстве подконтрольного ей «УБТ-Уральский завод поглощающих аппаратов», задолжавшего ей 484,7 тыс. рублей. Всего же в 2019 году к «УБТ-Уральский завод поглощающих аппаратов» были поданы иски на 7,3 млн рублей.

Все очень непросто

Любопытно, что по итогам 2018 года Уралвагонзавод показал прекрасные финансовые результаты. Его выручка увеличилась на 6,9 % – до 104,273 млрд рублей, чистая прибыль выросла почти в 12 раз – до 7,273 миллиарда.

В качестве причин для столь резкого увеличения чистой прибыли в годовом отчете Уралвагонзавода названы изменение структуры продаж и рост реализации гражданской продукции, развитие экспорта, оптимизация расходов.

В то же время Уралвагонзавод отрапортовал о снижении кредиторской задолженности в 2018 году на 10,3 %, до 168,840 млрд рублей, чистого долга (разница между совокупным долгом корпорации и ее денежными средствами) – на 7,5 %, до 143,8 млрд рублей. Прекрасно, что долги сокращаются, но они пока полностью не исчезли и примерно в 20 раз превышают чистую прибыль.

Да и ситуация на производстве Уралвагонзавода весьма противоречивая. Например, с одной стороны, выпускаемые им грузовые вагоны пользуются спросом – в 2018 году сбыт увеличился на 14,4 %, до 17,891 тыс. штук. С другой стороны, доля завода на российском рынке железнодорожной техники все-таки меньше, чем у его главного конкурента – «»: 26 % против 29 %. Вдобавок Уралвагонзавод делает мало платформ и хопперов (саморазгружающихся бункерных вагонов для сыпучих грузов) и совсем не изготавливает крытые вагоны.

Ноу-хау не нужны

Заметим, что для поправки своего финансового положения Уралвагонзавод ведет распродажу имущества. Еще в 2018 году индустриальный директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии государственной корпорации «Ростех» заявил о планах по избавлению от непрофильных активов.

«Мы решили достаточно много важных административных вопросов, связанных с сокращением расходов на содержание непрофильных активов. Уралвагонзавод уже вышел из капитала Тверского вагоностроительного завода, Каменск-Уральского литейного завода и «УВЗ-Логистик». В перспективе корпорация предполагает выставить на продажу другие активы, которые не являются для предприятия жизнеобеспечивающими», – заявил он (цитируется ).

Как следует из годового отчета Уралвагонзавода, в 2018 году он реализовал недвижимость (главным образом жилье) общей стоимостью 48,110 млн рублей, однако выручил значительно меньше – 25,537 миллиона.

В марте текущего года корпорация выставила на продажу конструкторскую документацию и патенты на железнодорожную технику и иные изделия на сумму 1,334 млрд рублей. Это беспрецедентный шаг – ни один производитель обычно их не распродает, если только у него не безвыходное положение.

Рецепты выживания

Спасти Уралвагонзавод, имеющий колоссальную долговую нагрузку и забрасываемый исками (он еще и находится под санкциями США), – задача не из легких. Проще всего снова попросить поддержки у государства.

«Учитывая действующие санкции, которые являются токсичными не только для Уралвагонзавода, но и для его потенциальных заказчиков, не исключено, что часть проблем предприятия может быть решена за счет докапитализации из средств федерального бюджета. Уралвагонзавод входит в число проблемных активов «Ростеха». При этом напомним, что на недавней встрече с президентом РФ глава «Ростеха» просил о докапитализации госкорпорации на 300 млрд рублей. Несмотря на то, что основным бенефициаром бюджетных вливаний должна стать , не исключено, что за счет этих средств «Ростех» сможет покрыть долги уральского предприятия если не полностью, то хотя бы частично», – считает Сергей Дейнека, финансовый аналитик «БКС Премьер».

Но государство не может вечно спасать Уралвагонзавод, помимо него полно предприятий и заводов, нуждающихся в помощи. Тогда остаются другие варианты улучшения его финансового положения: сокращение численности персонала, продажа части имущества.

Однако пойти на массовое увольнение сотрудников руководство Уралвагонзавода не решается: он является одним из градообразующих в Нижнем Тагиле и снижение численности может вызвать социальный взрыв.

Не может оно также поступить с его «дочками», даже с «ЧТЗ-Уралтрак». Ему как раз не хватает рабочих, и по банальной причине – из-за низких зарплат. По данным одного из порталов по поиску работу, токарю на «ЧТЗ-Уралтрак» предлагается 25 тыс. рублей в месяц, столько же плавильщику металлов и сплавов, термисту и сверловщику – 20 тысяч, наладчику контрольно-измерительных приборов и радиоаппаратуры – 15 тысяч, электрогазосварщику – 18 тысяч.

Распродавать имущество тоже трудно. Нельзя взять и отделить один цех от другого. Все производственные подразделения на Уралвагонзаводе тесно связаны, сами по себе они не выживут.

Есть еще набор средств для улучшени положения Уралвагонзавода» – тщательнейший аудит доходов и расходов (не исключая и зарплат топ-менеджеров), грамотная экономия, постепенное снижение долгов и опять-таки получение поддержки у государства. Вот только последнее средство для руководства Уралвагонзавода – самое лучшее. Сократить себе зарплату до уровня имеющейся у рабочих у него рука точно не поднимется.

На запрос , направленный в пресс-службу Уралвагонзавода на момент публикации комментариев получено не было.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин