Войти в почту

Сокращение числа госкомпаний выявило приоритеты России в противостоянии внешним шокам

В России стало меньше госкомпаний лишь по статистике – в целом участие государства в экономике сокращать в нынешней ситуации смысла нет. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил экономический эксперт Антон Шабанов. Согласно данным Росстата, в России за последние годы сократилось число госкомпаний. Так, общее количество юридических лиц в государственной собственности сократилось на 9%, в том числе компаний с госучастием (где государство владеет долей не менее четверти акций) — на 30%. Расчет велся с 2016 года, когда в РФ начали вести статистику по таким предприятиям. В 2019 году в России насчитали около 5,7 тысячи коммерческих компаний с участием государства и порядка 53 тысячи государственных учреждений. "Изменение числа госпредприятий в России нельзя соотносить с положительными или отрицательными тенденциями – это нейтральный для экономики показатель, - отмечает аналитик. – При этом в нашей стране этот показатель колеблется очень специфически, здесь уместно применять сравнение с показателем количества и качества. То есть общий показатель может меняться в пользу сокращения или увеличения госкомпаний, но глобальная доля государства в экономике не меняется. Число госкомпаний в стране может уменьшиться на несколько лет из-за внутрикорпоративных процессов слияния и поглощения – юрлиц как таковых становится меньше, но не меняется их влияние. Процессы оптимизации естественны для экономики. В том числе они затрагивают госпредприятия. Одни предприятия ликвидируются за ненадобностью, другие объединяют усилия и капиталы слиянием. Но глобально государство продолжает контролировать сферы экономики, в которых считает необходимым свое присутствие". Приватизация без смысла Общее количество хозяйствующих субъектов в госсобственности за три года сократилось на 6 тысяч - с 65,5 тысячи в 2016-м до 59,6 тысячи на 1 января 2019 года. Общее количество акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, сократилось более чем на 30%, с 1,5 тысячи в начале 2016-го до 1,08 тысячи к 2019 году. Почти вдвое снизилось и число акционерных обществ с госкапиталом. Число компаний, в которых государство владеет долей выше 50%, уменьшилось на 45,8%. Количество предприятий со специальным правом государства на участие в управлении (так называемые "золотые акция") снизилось на 13,6%. При этом 66% акционерных обществ с госучастием завершили 2018 год с прибылью. Больше всего убыточных - среди гостиниц и предприятий общепита с капиталом государства (62,5%), оборонных предприятий (60%), строительных (58,8%) и предприятий в сфере оптовой, торговли и ремонта (53,8%). "Общий процесс ситуации с госкомпаниями в России можно отслеживать по масштабам приватизации. Она идет, но ее объемы крайне малы. И мы не видим, чтобы крупные государственных холдинги выставляли контрольные пакеты акций на продажу. Более того, смысла в масштабной приватизации сегодня просто нет. В России профицит бюджета, положительные показатели в сальдо торговых операций. То есть страна живет в денежном достатке. А приватизация – это всего лишь способ пополнить бюджет. Государственный "кошелек" пополняется из ряда источников – налогов, акцизов, прибылей с продажи ресурсов. И сейчас дополнительные доходы России просто не нужны. А продавать крупные предприятия просто ради процесса продажи – это позиция очень странная. То есть в РФ есть что приватизировать – это резервы, которые государство предпочитает не растрачивать, а, что называется, придержать. Кроме того, продаваемые активы нужно защищать от санкций, а это лишние проблемы", - подчеркивает эксперт. Резерв на будущее Доходы и расходы 30 тысяч российских госпредприятий никак не отражены в бюджетной отчетности государства – на это обратил внимание Международный валютный фонд (МВФ). Эксперты рекомендовали российским властям обязать все госпредприятия публиковать ежегодные финансовые отчеты. Однако Центробанк РФ, наоборот, разрешает все большему числу предприятий скрывать свои показатели по капиталу прибылям и сделкам, так как есть риск попадания под новые санкции США. МВФ оценивает вклад госсектора в российский ВВП в 33%. Государственные предприятия, по подсчетам фонда, обеспечили 19,3% ВВП, госуправление - 13,5% ВВП в 2016 году. Сильнее всего за последние годы сократилось число госпредприятий на конкурентных рынках – к примеру, в сфере обрабатывающих производств в три раза; в оптовой, розничной торговли и ремонте - на 42,7%. В то же время число госпредприятий по производству и распределению газа, электричества и воды, наоборот, выросло на 27%. "Понятия нормального уровня участия государства в экономике в мире не существует – каждая страна сама определяет стратегически приоритеты и уровень своего влияния. Есть экономики, которые дают развиваться частному бизнесу – он приносит больше доходов. Но в нынешней ситуации Россия выбрала свою стратегию: строгая фискальная политика показывает, что правительство делает ставку на стабильность. То есть готовится к возможным внешним шокам. А при таком сценарии как раз выгодно создать как можно больший резерв финансов и активов. Стоит при этом понимать, что существуют целые отрасли, контроль над которыми государство не утратит никогда – это военная промышленность, стратегические ресурсы, снабжение населения. В таких компаниях может уйти частному сектору лишь доля активов, но блокирующие пакеты акций остаются у руководства страны", - заключает Антон Шабанов.