Войти в почту

Сергей Ворожун: Наш Вологодский район может гордиться своими спортивными традициями и достижениями

"Российский Стадион" продолжает дискуссию по актуальной проблеме совершенствования системы управления физической культурой и спортом в стране. В обсуждении принял участие специалист, который почти 30 лет занимается этими вопросами в Вологодском муниципальном районе. Это Сергей Иванович Ворожун, заслуженный работник физической культуры и спорта Российской Федерации, Председатель Комитета по физической культуре и спорту Вологодского муниципального района, лауреат национальной премии "За вклад в развитие физической культуры и спорта в сельской местности". - В Вологодском районе Вологодчины, где мне доверено возглавлять физкультурно-спортивное движение, мы решаем задачи, которые вписываются в общую стратегию развития физической культуры и спорта в стране. Муниципальные органы власти в сфере физической культуры и спорта, спортивные учреждения наделены полномочиями по развитию физической культуры и спорта (ФКиС) на подведомственной территории. Особое внимание уделяем формированию здорового образа жизни, повышению уровня физической подготовленности детей, подростков и молодежи. Наша задача - средствами физкультуры и спорта увеличить продолжительность жизни населения, т.е. реализовать стратегию демографии. Вопрос важнейший в масштабах всей страны. За ним - создание необходимых условий, обеспечивающих возможность сельскому населению систематически заниматься физической культурой и спортом по месту жительства, реализация комплекса ГТО, развитие доступной инфраструктуры ФКиС, в том числе, и для инвалидов, усиление внимания к адаптивному спорту, совершенствование системы подготовки спортивного резерва. И, конечно, решение вопросов финансового, кадрового и материально-технического обеспечения учреждений физической культуры и спорта. Один из важнейших вопросов - привлечение для работы на селе молодых профессиональных специалистов, создание для них комфортных условий проживания, необходимых для эффективной работы. Спортивные достижения района возникают не на пустом месте, их основа закладывается в созданной системной работе. Я могу констатировать, что наш Вологодский муниципальный район может в определенной степени гордиться своими спортивными традициями и достижениями. Мы создали одну из лучших материально-спортивных баз спорта в области. Наша спортивная школа "Олимп" самая крупная в сельской местности (900 занимающихся) со своей материально-технической базой (ФОК, стадион, бассейн, ледовый дворец), которая продолжает развиваться. Результаты работы спортивной школы сегодня знают не только в Вологодской области, но и в других регионах страны. На территории района работают 12 учреждений спорта различных форм собственности. Отсюда и показатели: свыше 40 процентов жителей вовлечены в активные занятия физкультурой и спортом. Район занимает первое место в Вологодской области по реализации комплекса ГТО. Думаю, все эти успехи, пусть и районного масштаба, появились не сразу, они результат обретенного с годами опыта, на фундаменте которого мы перестроили в сторону улучшения, на наш взгляд, структуру управления районными физкультурно-спортивными организациями. Естественно, в этом непростом и длительном процессе мы искали единомышленников, тех, кто бы нас поддержал, и обрели их в лице Губернатора области, Законодательного собрания, Главы района, что уверен очень важно. При Законодательном собрании создан Экспертный совет, занимающийся развитием в регионе образования, культуры и спорта. Экспертным Советом проводятся выездные заседания в муниципалитеты области, где рассматриваются вопросы развития и управления ФКиС, создания надежной материально-спортивной базы, оказания действенной методической помощи районам в разработке и внедрении более совершенной, отвечающей современным требованиям схемы организации структуры спортивной отрасли. А при необходимости проблемные вопросы выносятся на заседания комитета Законодательного собрания Вологодской области. Прежде всего, настоятельно рекомендуется восстановить самостоятельные органы управления, поднять их авторитет, внести в уставы администраций муниципальных образований соответствующие изменения, позволяющие расширить диапазон функций в области ФКиС. Совет решает вопросы на различных уровнях – от села до областного центра – создать полноценные органы управления, способные решать важнейшие вопросы развития физической культуры и спорта в области. Но все сказанное не будет работать эффективно, с полной отдачей, без соответствующего финансового обеспечения, прописанного в бюджете соответствующей строкой и строго контролируемой и выполняемой. Возвращаясь к нашему Вологодскому району, подчеркну, для того чтобы привлечь финансовые средства, мы взаимодействуем с большим количеством общественных организаций, федераций и различными НКО. И не случайно Министерство спорта России доверяет нам проведение всероссийских соревнований и мероприятий. Возможности эти расширяются, учитывая, что в ближайшие три года реализуется программа строительства, в рамках Градостроительного совета при Губернаторе области, где только в 2019 году в Вологодской области будет реконструировано и построено более 120 объектов спортивной направленности. Хочу затронуть и проблемные вопросы, мешающие дальнейшему совершенствованию системы управления ФК и спорта, которые характерны для многих муниципальных образований не только нашего региона, но и других регионов России. С принятием 131-го Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" и проведением административной реформы началась реструктуризация нашей отрасли в целом. В целях оптимизации финансовых средств его стали применять и в сфере ФКиС, от муниципальных образований до субъектов РФ. Массово покатилась волна объединений, ликвидации, реорганизации органов, отвечающих за управление этой сферой. Подобное стремление объединить культуру и физкультуру в единый орган власти, отвечающий за всё и вся, приводит к лишению ответственности за отрасль и оперативности решения вопросов координации деятельности в области спорта, самостоятельности, финансирования и многому другому. Более того, привело практически к полной потере вертикали управления ФКиС – и это при наличии отраслевого Министерства спорта. При таком подходе, когда исчезает ведомственная принадлежность, когда руководство отраслью на местах нередко возлагается не на профессиональных специалистов, т.е не работников спорта, а работников культуры или молодежной политики, а за ФКиС в объединенном отделе отвечает простой специалист, тогда рвутся нити взаимодействия с учреждениями спорта ФКиС, региональными органами, соседними муниципалитетами и т.д. И эта проблема существует и в других муниципалитетах и регионах. Огорчительно, но она имеет место быть. Возникает много вопросов: как простому специалисту в отделе, порой, не имеющему высшего профессионального образования, требовать, проверять и координировать работу, скажем, спортивных школ? Как лицензировать инструкторов ГТО? Как ему направлять деятельность учреждений спорта? Как подготовить предложения по строительству спортивной площадки в соответствии с нормами строительства спортивных объектов и правилами проведения соревнований? И множество других вопросов. Как быть в этой ситуации? Ответ очевиден, если мы хотим развиваться, выполнять задачи, поставленные перед нами Правительством, необходимо уделить пристальное внимание структуре управления отраслью на местах. Необходимо возродить, в своё время хорошо зарекомендовавшее себя комплексное обучение руководителей муниципальных органов управления при Министерстве спорта России, тем более, что время для решения жизненно важных вопросов в сфере физкультуры и спорта требует разработки и принятия новых нормативно-правовых актов, регламентирующих нынешнюю деятельность учреждений спорта. Это и налогообложение объектов спорта, защита бюджетов спортшкол и многое другое. К сожалению, сегодня приходится пользоваться устаревшими рекомендациями, которые не всегда помогают устранять возникающие в повседневной работе трудности и проблемы. С переходом на спортивную подготовку имеются проблемы с нормативно-правовой базой, уже недостаточно рекомендаций Министерства спорта, необходимых для применения их на муниципальном уровне. Сегодня, чтобы сохранить и развивать систему подготовки спортивного резерва, необходимо обратить внимание на повышение оплаты труда спортивным работникам, на которых не распространяются майские Указы Президента Российской Федерации, рассмотреть вопрос о приоритете поступления талантливых спортсменов в высшие учебные заведения, так как занятость юных спортсменов на соревнованиях, не позволяет набрать необходимые баллы при поступлении в вузы. А это в перспективе - квалифицированные наставники. В дополнение к сказанному, хотелось бы видеть помощь от Министерства спорта в разработке модельного Устава органа управления физической культурой и спортом муниципального образования, типового положения о спортсооружениях (категория, численность специалистов и т.д.), положения об аттестации специалистов ФКиС, подкрепив их выводами юридических служб. Хорошо бы ещё вернуться к возрождению коллективов физической культуры (КФК). Разумеется, все эти задачи и проблемы нужно решать комплексно, да и, считаю, давно пора обсудить их на специально созванном Форуме для муниципальных органов власти в сфере физической культуры и спорта, где можно рассмотреть и определить единую структуру управления физической культурой и спортом, от коллектива физкультуры до Министерства спорта Российской Федерации. Сегодня физическая культура и спорт является социально-значимой сферой деятельности, становится стилем жизни. У населения растет спрос на получение услуг в сфере ФКиС. И мы должны быть готовы предоставить качественные услуги, независимо от возрастной категории граждан и места их проживания. Всем удачи и успехов. Сергей Ворожун, специально для "Российского Стадиона"

Сергей Ворожун: Наш Вологодский район может гордиться своими спортивными традициями и достижениями
© Российский стадион