В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Госкапитализм вместо олигархов. Что произошло с экономикой за двадцатилетку Путина

9 августа 1999 года первый президент России , обратившись к гражданам с телеэкранов, сообщил о назначении исполняющим обязанности премьер-министра. С тех пор он остается ключевой фигурой в , определяющей векторы государственной политики, в том числе и в экономической сфере. Что происходило при нем с российской экономикой?
Госкапитализм вместо олигархов. Что произошло с экономикой за двадцатилетку Путина
Фото: Forbes.ruForbes.ru
Повезло с нефтью
На момент прихода Путина на пост премьера в 1999 году одной из основных проблем России было слишком слабое государство, которое не могло в полной мере выполнять ни фискальные, ни правоохранительные функции, говорит ректор РЭШ . Тогда одной из первоочередных задач для Путина было навести порядок в государственных финансах — именно бюджетные проблемы во многом привели Россию к дефолту 1998 года, отмечает он.
Впрочем, наводить порядок в бюджетном хозяйстве начало еще правительство , указывает экс-заместитель министра финансов и бывший зампред . «Задача была реализована в 1999—2002 годы: расходы было приведены в соответствие с доходами, а бюджетный дефицит удалось резко сократить и сделать контролируемым», — считает Алексашенко. В 1999 году дефицит бюджета удалось снизить с 6,3 до 1,4% ВВП. По итогам 2018 года бюджет впервые за семь лет и вовсе был исполнен с профицитом в 2,7% ВВП.
Для начала экономического подъема и роста доходов населения в конце 90-х годов не хватало двух факторов — стабильного правительства и притока инвестиций, говорит член наблюдательного совета , бывший председатель Центробанка . «В конечном итоге деньги пришли благодаря росту цен на нефть и притоку внешних и оживления внутренних инвестиций», — указывает он.
Высокие нефтяные цены помогли властям и в создании подушки безопасности на случай нового кризиса. Благодаря их росту бюджетную политику удалось подкрепить созданием резервных фондов, которые доказали свою необходимость в кризисные 2008-2009 и 2014-2016 годы, отмечает Алексашенко. На начало августа 2019 года международные резервы России превышают $519 млрд и остаются главной опорой властей на случай нового мирового кризиса, говорит главный экономист Markit .
Все те же дорогие энергоносители позволили увеличить и социальные расходы, что вывело многих россиян из бедности, считает Геворкян. В 1999 году за чертой бедности жили 41,6 млн человек (28,4%), по итогам 2018 года этот показатель, по данным Росстата, снизился до 18,9 млн человек. Кроме того, в первое десятилетие президентства Путина реальные располагаемые доходы россиян росли двузначными темпами, что привело к расширению среднего класса и росту позитивных ожиданий, считает экономист. Согласно данным Росстата, с 2001 по 2010 годы реальные располагаемые доходы россиян в реальном выражении росли в среднем на 10,6% в год. На этом фоне особенно драматическим выглядит падение реальных доходов во втором десятилетии Путина — с 2014 года они снижаются, показав незначительный рост (0,1%) лишь в 2018 году после изменения методологии .
Рост доходов бюджета позволил активно инвестировать в строительство дорог, мостов и прочей инфраструктуры. По данным InfraOne, общие инвестиции в основной капитал выросли за последние 20 лет почти в 10 раз — до $280,6 млрд (по средневзвешенному курсу доллара соответствующих лет). Доля госинвестиций в основной капитал в России близка к уровню и европейских стран (14-15% от общих инвестиций), но основные этапы строительства инфраструктуры там уже позади. В странах, где инфраструктуру продолжают активно развивать, показатель может быть выше 20%. Например, по доле государственных инвестиций в основной капитал Россия уступает соседней , где в 2017 году они были на уровне 21%. Таким образом для сопоставимых государственных инвестиций в основной капитал России не хватает 3-4 п. п., или $8,4-11,2 млрд (550-730 млрд рублей), добавляет руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. Минимальная дополнительная потребность инфраструктуры во вложениях составляет 2,6 трлн рублей в 2019 году.
Среди успехов Путина макроэкономисты называют земельную реформу и стимулирование инвестиций в сельскохозяйственный сектор. «Принятие в 2001 году Земельного кодекса и введение частной собственности на землю, а также создание системы бюджетных субсидий и дотаций привели к устойчивому росту сельского хозяйства», говорит Алексашенко. Россия выполнила повестку продовольственной безопасности и по некоторым позициям стала самообеспечиваемой, например по мясу птицы и свинины. Кроме того, Россия превратилась в крупного экспортера зерна. «10 лет назад доля России на рынке зерна составляла меньше 1%, а сейчас Россия занимает уже 10% мирового рынка», — радовался в 2017 году в интервью Forbes министр сельского хозяйства .
Нерешенные проблемы, упущенные возможности
Основные упущенные возможности путинского периода во многом связаны с увеличением роли государства в экономике, которое оказало положительный эффект в первые годы правления Путина, убежден Рубен Ениколопов. «Сейчас маятник качнулся в обратную сторону: основной проблемой экономики является слишком большая роль государства, его чрезмерная централизация и гипертрофированная роль силовых структур. Все это приводит к подавлению конкуренции как в экономике, так и в политике, и, как следствие, отсутствию экономического развития», — констатирует Ениколопов. На этом фоне растет доля госсектора в экономике. По данным Федеральной антимонопольной службы, в 1998 году доля государства составляла 25%, к 2008 году достигла 40-45%, в 2013 году выросла до 50, а по итогам 2017 года могла превысить 60-70%.
Итоги двадцатилетки Путина: как государство завоевало свою собственную экономику
«Путин считал, что модель госкапитализма лучше всего подходит для борьбы с олигархией в начале 2000-х годов. Концентрация экономической власти должна была в конечном счете подкрепить его политическую власть. Но создание национальных чемпионов в энергетике и других секторах подразумевает большую концентрацию экономических активов в руках государства», — говорит Геворкян из IHS Markit. Строительство государственного капитализма в России без сильных политических институтов и независимой судебной власти, вероятно, можно считать самым большим провалом, полагает она. Среди слабых сторон госкапитализма эксперт называет, в частности, сокращение малого и среднего бизнеса и высокий уровень коррупции. «Эта ситуация не уникальна для путинской России, а свойственна странам, которые выбрали похожие политико-экономические модели развития», — говорит Геворкян.
Ситуация с коррупцией в России за двадцать лет правления Путина, действительно, усугубилась – по крайней мере, если ориентироваться на данные Индекса восприятия коррупции Transparency International. C 1999 по 2018 год Россия переместилась в этом индексе с 82-го на 138-е место.
Несмотря на успехи в продвижении вверх в рейтинге Doing Business, реальный инвестиционный климат не улучшается до сих пор, считает Алексашенко: «сказывается забюрократизированность регулирования экономики со стороны государства». В пользу тезиса о усилении регулирования говорят и такие показатели, как рост числа чиновников: по данным Росстата, численность госслужащих выросла с 1,2 млн человек в 2000 году до 2,2 млн человек в 2018 году. Впрочем, рост не столь стремительный, отмечает директор Центра технологий государственного управления . Он обращает внимание, что 700 000 человек к госслужащим добавило изменение методологии Росстата, который стал учитывать в этой категории сотрудников . Остальной рост, по мнению Южакова, связан в первую очередь с тем, что государство все больше «тянет одеяло на себя» — берет себе все больше полномочий. Южаков приводит данные , согласно которым число федеральных полномочий выросло с 5300 в 2003 году до 10 400 в 2016 году. «Государство наращивает число своих полномочий и увеличивает число исполняющих их чиновников, но это не стимулирует темпы роста экономики, отсюда вероятно и недовольство населения ростом численности чиновников», — говорит он.
Еще одним итогом минувшей двадцатилетки стало то, что российская экономика так и не смогла интегрироваться в мировые хозяйственные цепочки, считает Алексашенко. В начале 2000-х годов многие крупные иностранные компании хотели выйти на российский рынок и создавать партнерства с местными игроками, однако принятие закона об иностранных инвестициях в стратегических отраслях создало фактически непроходимый фильтр на пути иностранных инвесторов, считает он. А присоединение Крым и события на Украине, за которыми последовали международные санкции, и вовсе сделали инвестиции в Россию «запредельно рискованными». Внешнеполитические амбиции России не окупились экономически, констатирует Геворкян. Впрочем, инвестиционную активность гасили не только санкции – спад наметился еще в 2012-2013 годах и связан был с нехваткой инновационных сфер для вложения капитала, говорит Сергей Дубинин. Одновременно частные инвесторы просто опасались полицейского и административного произвола, угрожающего им потерей собственности.
Двадцать лет с Путиным: куда мы пришли и куда идти дальше?
По данным ЦБ, приток прямых иностранных инвестиций по итогам 2018 года снизился до $8,8 млрд. Это всего 0,5% ВВП, в то время как в предыдущие пять лет показатель составлял 1,8%. На пике, в 2008 году, прямые иностранные инвестиции составляли $74 млрд. В среднем в 2014-2018 годах чистый приток иностранных инвестиций составил $19,8 млрд по сравнению с $52,1 млрд в 2008-2012 годы. Сокращение в последние годы произошло преимущественно в потребительском и банковском секторах, что было связано с ослаблением спроса на фоне снижения реальных располагаемых доходов и сжатием бизнес-потенциала для иностранных банков в условиях санкций, говорит главный экономист .
Сырьевую зависимость российской экономики за 20 лет с момента прихода Путина во власть полностью победить не удалось. «Несмотря на 20-летнюю историю диверсификации, Россия по-прежнему остается уязвимой для колебаний цен на нефть», — говорит Геворкян. При этом, как отмечает Рубен Ениколопов, госполитика ограничивает и рост добычи нефти. Уязвимость России к колебаниям на мировом сырьевом рынке демонстрирует и динамика ВВП в годы дешевой нефти – в 2009 и 2015 годах именно она толкала экономику России в рецессию, говорит Алексашенко.
Наконец, одна из самых важных проблем экономики, без решения которой, в том числе, немыслимо выполнение майского указа Путина — низкие темпы экономического роста. Начиная с середины 2000-х российский ВВП растет медленнее, чем совокупный ВВП развивающихся рынков, а в последние годы по темпам роста он уступает и общемировому. Причинами отставания темпов российского экономического роста от среднемировых стали демографический фактор, специфика рынка труда и низкая производительность труда: по последнему параметру разрыв с развитыми странами не сокращается все последнее десятилетие, объясняет глава Investment Research . Сейчас рост российской экономики является настолько слабым, что снижение глобальных темпов роста просто обернется для нее рецессией, пессимистична Геворкян.