Деловая газета «Взгляд» 9 августа 2019

Хабаровск хочет сравняться с Москвой и Петербургом

Фото: Деловая газета "Взгляд"
В  хотят претендовать на статус еще одного, четвертого по счету города федерального значения в . Если мэр города и его команда потенциальных муниципальных и краевых депутатов смогут доказать жизнеспособность этой идеи, то вслед за , и  отдельным субъектом Российской Федерации может стать и Хабаровск.
— Может быть, это мои мечты, мои фантазии — но я хочу, чтобы Хабаровск стал городом федерального значения — говорит Сергей Кравчук, мэр Хабаровска. — Он этого не просто заслуживает — он готов к этому.
Что вдруг, Сергей Анатольевич? Перебираем причины. Может, переезд столицы Дальневосточного федерального округа из Хабаровска во  привел к обострению муниципальной гордости?
— Не имею привычки обсуждать уже принятые решения, — закрывает тему Кравчук. — Раз надо — значит, надо. К тому, чего, на мой взгляд, заслуживает Хабаровск, это отношения не имеет.
Ок, пойдем дальше. Это ответ на выборы прошлого года, когда главой стал ? Трения между мэром столицы какого-либо региона и его руководителем, к сожалению, нередки даже среди однопартийцев. А в Хабаровске — мэр единоросс, губернатор из 
— У мэрии Хабаровска сложились абсолютно конструктивные, рабочие взаимоотношения с краевым руководством, — уверяет Кравчук. — Да, я — из , Сергей Иванович — нет. Но и он, и я избраны жителями города и края. От нас ждут совместной работы на благо людей. Это не просто важнее любых партийных различий — это их отменяет.
Сергей Кравчук (фото: /ВЗГЛЯД)
— Не ищите темную кошку там, где ее нет, — советует мэр. — Просто все предпосылки к тому, чтобы Хабаровск стал четвертым городом федерального значения, на мой взгляд, налицо. Хотим, чтобы Дальний Восток стал экономическим центром России — значит, хотя бы один город федерального значения здесь должен быть.
* * *
— Придание Хабаровску статуса города федерального значения может быть вполне рациональным решением, — полагает Леонид Бляхер, заведующий кафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета. — Сегодня Дальний Восток не просто далекая территория. Это территория, которая, несмотря на все усилия последних лет, остается крайне слабо связанной с основной частью страны.
По сути, указывает профессор Бляхер, Дальний Восток сегодня подвешен на ниточке Транссиба. Достаточно любого серьезного потрясения на трассе, чтобы гигантский регион фактически оторвался. Мало того, сама территория Дальнего Востока разорвана на Север и Юг, живущие отдельной жизнью.
— Для того, чтобы Дальний Восток стал целостным хозяйственным образованием, включенным в пространство страны, необходим коммуникатор — как между ДВ и страной, так и между регионами Дальнего Востока, — уверен Бляхер. — Эту функцию исторически всегда выполнял Хабаровск — и вполне может выполнить сейчас.
— Но сейчас есть и другие центры силы. Тот же Владивосток — где саммиты, инфраструктура. Порт, наконец…
— И даже при этом у Хабаровска есть выгодное отличие, — парирует эксперт. — В отличие от Владивостока он не находится в углу — ближе к  и , чем к  и Камчатке. Владивосток — это все же иное: витрина, российский Дальний Восток на экспорт. Что-то вроде Западного Берлина в эпоху противостояния двух систем. Это очень важная функция, одна из важнейших сегодня. Но она про другое.
Что нужно Хабаровску для превращения в федеральный город — посредник между Тихоокеанской и остальной Россией? Не так много, уверен профессор Бляхер:
— Большая часть уже есть. Нужно продолжить строить дороги: на Север, к Якутии и Магадану, на Запад, к Благовещенску и далее. Расширять то, что есть. Дороги на Юг, используя остров Большой Уссурийский как логистический центр. Расширять речной порт и аэропорт. Пожалуй, и все. Остальное подтянется.
* * *
— Внешний облик, благоустройство — раз. Благоприятный социально-политический климат отношения власти и жителей — два. Логистика — три, — добавляет мэр Хабаровска Сергей Кравчук пункты к перечню того, «что уже есть» у города.
Что правда, то правда: Хабаровск неоднократно отмечали в числе самых благоустроенных городов России — в том числе на уровне федерального правительства. И новый аэропорт в Хабаровске войдет в строй вот-вот. В ближайших планах — крупнейший логистический центр «Почты России». А также строительство миллиона квадратных метров — жилье плюс полная инфраструктура — на горизонте в 7-8 лет.
— Все транспортные линии проходили и проходят через нас, потому что это просто удобно. Все жители работали на статус, на имидж города — и у нас это получалось. Не вижу причин, почему у Хабаровска не должно получаться и дальше — с приобретением статуса города федерального значения, — продолжает мэр.
Причин для обнародования федеральных амбиций у Сергея Кравчука сразу две. Во-первых, в сентябре состоится очередной Восточный экономический форум, где будет обсуждаться национальная программа развития Дальнего Востока.
— И мы задаем вопрос: а чем сегодня мэр и его команда могут удивить жителей города Хабаровска, вокруг какой идеи их можно объединить? — говорит Кравчук.
Вторая причина — как раз группа единомышленников, образовавшаяся вокруг Кравчука в преддверии иных сентябрьских событий. На этот раз — регионального и муниципального значения. В Хабаровском крае и в его столице выбирают законодателей — в городскую и региональную думу.
— Так и называются: «команда мэра, команда развития Хабаровска», — аттестует соратников-кандидатов мэр.
* * *
— Задача не из простых, но простых мы себе и не ставим, — говорит о «великой хабаровской мечте» Сергей Галицын, ректор Дальневосточной государственной академии физической культуры. — Живем на Дальнем Востоке, солнце встает у нас. Есть мнение, что мы наперед знаем, что будет в Москве — потому что когда столица встает, Хабаровск этот день уже почти прожил.
Галицын — один из нескольких десятков кандидатов, объединившихся в «команду Кравчука». Ректорствует два срока, причем через выборы. В академии нынче большая стройка — новый учебно-спортивный центр за 3,5 миллиарда рублей: крытый манеж для легкоатлетов, каток, универсальные спортзалы… Сдача намечена на следующий год. Останавливаться Галицын не собирается. Хочет привести в Хабаровск как минимум Универсиаду — или что-то не менее масштабное.
— Любое крупное спортивное событие — это еще и колоссальный скачок для любой территории, где оно проходит, — объясняет Галицын. — Турнир, чемпионат, Олимпиада — это финиш того, что люди делали долгие годы. За восемь, за шесть лет готовится страна. Хабаровску не хватает таких событий.
Для начала ректор академии физической культуры планирует заполучить в Хабаровск «Россию — спортивную державу», ежегодный профильный форум федерального масштаба. Шансы есть: вуз у Галицына федеральный, сам ректор входил в различные оргкомитеты — например, по подготовке Олимпиады-2014 в Сочи.
— Понятно, что Универсиаду после Екатеринбурга-2023 нам едва ли дадут, — размышляет Галицын.
— К тому же, и подобной инфраструктуры пока у вас нет.
— Согласен, — кивает Галицын. — Но мне кажется, что пришло наше время. С учетом дальневосточного вектора развития страны, нацпроектов, внимания к нам — наверное, уже можно и присмотреться, что бы такое в Хабаровске провести. Людям важно, когда о них заботятся на уровне федеральной власти: «на нас посмотрели, про нас говорят, о нас вспомнили».
Сергей Галицын (фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД)
Зачем ректору вуза с прямым выходом на министра спорта РФ, главе городского общественного совета Хабаровска еще и краевое депутатство?
— Если к федеральным и муниципальным полномочиям добавить возможность законодательной деятельности — появится действенный механизм для того, чтобы реализовать еще больше проектов и инициатив, — объясняет Галицын. — И на дальнюю перспективу, и на ближайшее время. Бассейн на 50 метров построить, например — новый, по последнему слову техники. И олимпийцам надо акклиматизироваться перед Токио-2020, и городу он нужен…
* * *
— Моя мечта — чтобы Березовка стала самым благоустроенным, элитным микрорайоном Хабаровска, — говорит Максим Иванов, депутат городской думы.
Элитный, по Иванову — тот, где людям удобно жить. В случае с Березовкой труда для этого надо вложить немало. Деревня Березовка появилась в 1893 году, в Хабаровск вошла двадцать пять лет назад. Стоит в километре от ТЭЦ-3 — «что не хорошо и не плохо, просто факт», говорит Максим.
— Куда хуже для климата района, что эту самую теплоэлектроцентраль строили осужденные-«химики», — продолжает депутат Иванов. — Соответственно, контингент. Березовка, наверное, была самым криминальным районом Хабаровска.
При этом девять лет назад в Березовке закрыли местный опорный пункт полиции. Начальник — «боевой, фильмы можно снимать» — вышел на пенсию, нового участкового присылать не стали.
— Соответственно, получили разгул криминала, — констатирует депутат. — Он продолжался пять лет, пока я не договорился с УВД вернуть в Березовку полицию.
— Как действующий городской депутат, я решаю множество вопросов. Выстроены коммуникации — с городом, с краем. Мне просто будет и дальше это делать легче, чем потенциальному новому коллеге, который за 3-5 лет будет только вникать во взаимоотношения микрорайона и власти… да просто знакомиться с людьми! Я ни их, ни Березовку бросить не могу. Ну и в команде мэра я вижу куда больше возможностей для воплощения моей личной хабаровской мечты, чем раньше, — добавляет Иванов.
* * *
— В городе должны быть заправки для электромобилей. Везде, — говорит Евгений Солоненко. — Пусть это станет нашей фишкой, задолго до других федеральных городов. Надо договариваться, чтобы каждая новая обычная заправка в Хабаровске была оснащена этими устройствами. Ну и по городу чтобы как можно больше.
Евгений знает толк и в авто, и в городских делах: сам — спортсмен-дрифтер и председатель молодежной палаты при Законодательной думе в одном лице. Но прежде всего он фермер. Когда Евгению было 13 лет, умер отец. В наследство Евгению и его матери осталась ферма на десяток гектаров. Сейчас гектаров — 130, тридцать теплиц. «Все овощи выращиваем, широким ассортиментом, чтобы не прогореть», — говорит Солоненко.
* * *
— Команда мэра — это те, кто как и я, хочет видеть Хабаровск городом федерального значения. Все без исключения, — подчеркивает Сергей Кравчук. — Методы и точки приложения сил у них разные, а цель одна: статус Хабаровска и соответствие города этому статусу. Есть молодые. Есть депутаты, которые заседают уже третий-четвертый созыв. За каждого, кто идет от «Единой России», в моей команде — я уверен. Около половины — новые люди, которые еще не были парламентариями. Но они знают, и как работать на жилмассиве с людьми, и как ходить в кабинеты, городские и краевые.
Евгений Солоненко (фото: из личного архива)
Разумеется, оговаривается Кравчук, необходимо, чтобы все сплотились вокруг идеи превращения Хабаровска в четвертый — после Москвы, Питера и Севастополя — город федерального значения. А вот вопрос о вероятности такого события — сам же мэр признает: фантастического — перед ним не стоит.
— Книжку помните про гиперболоид инженера Гарина? — спрашивает хабаровский градоначальник.
— Он плохо кончил, — уточняет спецкор ВЗГЛЯДа.
— Это по сюжету. Главное — читалось же все как фантазия. Ну как это может быть? А сегодня — пожалуйста, лазеры десятилетиями в бытовых приборах работают… Вот так и с федеральным статусом: сегодня фантазия, а завтра — как поработаем на него, так и будет.
С такой же «фантазии», напоминает Кравчук, начался путь к присвоению Хабаровску звания города воинской славы. Хотя не то, что боевых действий здесь не было — до фронта много тысяч километров.
— И тем не менее, — подчеркивает мэр, — штаб по разгрому японской Квантунской армии находился здесь. Город работал на фронт, а в 1945 году — после Дня Победы — стал подлинно прифронтовым. И 2 сентября — день окончания Второй мировой войны — мы празднуем так же, как и 9 Мая. И оценили же — роль наших ветеранов, роль наших тружеников тыла, роль штаба в разгроме Квантунской армии. И добились присвоения.
* * *
В Хабаровске — потенциальном городе федерального значения — нынче 617 тысяч жителей, почти половина населения края. Бюджет — чуть больше 14,5 миллиардов рублей, расписанных на 26 муниципальных программ. Плюс федеральные программы — 17 миллиардов на пять лет.
— Очередей в детсады у нас нет, — заявляет градоначальник. — Каждый родившийся здесь ребенок имеет гарантированное место в детском саду. Эта проблема в городе Хабаровске закрыта.
— Каким образом?
— Все детские сады, ранее отданные в аренду бизнесу мы забрали обратно, отремонтировали и передали профильному управлению, — поясняет Кравчук. — Параллельно строим новые. В 2019 году — три детсада на 680 мест. И в прошлом году — три. Муниципальный бюджет плюс федеральная поддержка. Причем все новые сады с ясельной группой, точно по указу президента.
В результате, отмечает мэр, Хабаровск стал одним из немногих городов России, которые могут похвастаться естественным приростом. В том числе и по рождаемости.
— Да, основной прирост населения — за счет жителей Хабаровского края, — признает очевидное Сергей Кравчук. — Но к нам и из Новосибирска приезжают жить, и из Красноярска, и из Новокузнецка. Почему? Экология. Здесь хорошо дышать, один из чистейших городов Дальнего Востока. Нет вредных производств, почти все ТЭЦ переведены на газ. Территория Хабаровска — чистый свежий воздух.
Тем не менее, приходится признать и другое: среди уезжающих из Хабаровска — в основном молодежь.
— В этом году у нас 24 стобалльника — на 8 больше, чем в прошлом, — говорит хабаровский градоначальник. А куда едут поступать? В Москву, Питер. Спрашиваешь их, вернутся ли. Они: «Подумаем».
Возвращаются немногие. Почему — становится ясно, если взглянуть на опросы жителей Хабаровска. На первом месте среди проблем — не благоустройство, не дороги, не безопасность, а низкие зарплаты. На втором месте — отсутствие хорошей работы. И только на третьем — тарифы ЖКХ, обычный лидер опросов в российских регионах.
— Раньше на первом было благоустройство, а на втором — образование и здравоохранение, — поясняет Кравчук. — Смотрите, как изменились настроения жителей. Их не интересуют дороги, потому что многие дороги в городе сделаны. Их не интересует благоустройство дворовых территорий — ведь они видят, что эта машина запущена и идет.
В подтверждение мэр протягивает пухлую папку с надписью «Благоустройство». Где-то 250 заявлений — не так мало, между прочим.
— По 140-150 заявок в год, — подтверждает мэр. — Но главное не количество, а работа системы. В этом году не попал в программу — значит, точно благоустроят в следующем. Сегодня человек, получив этот минимум, поднимается дальше. И говорит: «А где моя зарплата? У нас вроде все здорово, но я хочу в этом всем жить как человек. Хочу купить билет, поехать в Крым, в Питер, погулять по Ярославлю». А сегодня билет на самолет не каждая семья может себе позволить. Поезд — неделя, а стоит столько же…
Экономику Дальнего Востока надо направить на человека, уверен Сергей Кравчук. Конкретно — на его карман:
— Мы живем с того, что зарабатываем. Я работал на шахте на Сахалине, зарабатывал 1000-1200 рублей в начале 80-х. И работали там шахтеры Донбасса и Кузбасса, потому что там зарплата была тоже ничего себе по советским меркам — но в два раза меньше, чем на Сахалине. Три года поработать, купить без очереди машину — и вернуться.
Почему, спрашивает себя Кравчук, не вернуться к практике, когда все дальневосточные коэффициенты людям платило государство либо предприятие?
— Сегодня получается наоборот: все коэффициенты включены в себестоимость продукции, — рассуждает мэр Хабаровска. — Трудоспособного населения на весь Дальний Восток — около трех миллионов. Что, для этих трех миллионов мы не можем создать отдельные условия? Да, здесь необходимо, чтобы зарплата была выше, чем в любом другом регионе. Тогда сюда придет трудовая сила. Естественным притоком. Сегодня человеком движут деньги. Заработная плата. Особенно солидная заработная плата. У экономически свободного человека появляются хорошие мысли по развитию семьи, а затем — и территории, на которой он живет.
— В том числе — и про обустройство Хабаровска?
— Одно непосредственно связано с другим, — уверен Кравчук. — Теперь у Хабаровска есть команда, которая готова работать на статус города федерального значения. Это отличная цель, которая стоит нашего труда — всех вместе, долго и всерьез.
Юрий Васильев
Хабаровск — Москва
 Ещё 2 источника 
Комментарии
Другое , День Победы , Юрий Васильев , Сергей Кравчук , Сергей Фургал , Максим Иванов , Евгений Солоненко , Хабаровский аэропорт , Единая Россия , ЛДПР , МВД , Благовещенск , Владивосток , Китай , Магадан , Москва , Республика Саха (Якутия) , Санкт-Петербург , Севастополь , Хабаровск , Хабаровский Край , Япония
Читайте также
В Италии призвали отменить санкции против России
5
В Пензе укладывают трехцветную тротуарную плитку на улице Октябрьской
Последние новости
Башмет: «Таврида-АРТ» дает огромные возможности
На митинг-концерт в честь флага России вышли более 100 тыс. человек
«Единая Россия» потребовала разобраться с недопуском пассажирки на рейс во Внуково