Войти в почту

Анастасия Удальцова: Кто здесь власть?

Некоторые граждане наивно думают, что московский муниципальный депутат обладает какими-то серьезными полномочиями в пределах своего района. Это глубокое заблуждение. По сути, от обычного человека он отличается только наличием удостоверения и значка. Прав у него очень мало, в отличие от обязанностей – в конце концов, он отчитывается перед своими избирателями, которые могут его и не переизбрать. А о чем отчитываться, когда жители зачастую ждут от него того, что он не может сделать по определению?! Тем более, что муниципальный депутат зарплаты не получает, он где-то работает, а значит, не может много времени уделять депутатской деятельности. К тому же он не может иметь помощников, даже на общественных началах. Вот такие у нас законы… Вообще-то, существует Европейская хартия местного самоуправления, которая гарантирует муниципалитетам реальные полномочия, но которую Россия фактически не соблюдает, как и некоторые другие международные акты. Сами московские мундепы грустно шутят, что они являются «массовиками-затейниками», так как основная их функция состоит в том, чтобы организовывать досуг москвичей, проводить всякие праздники, ярмарки и т.д. Еще у депутатов есть право согласовывать документы по благоустройству районов и выдвигать свои предложения. Ключевое слово – согласовывать, реальных прав влиять на принятие решений у них нет, что касается предложений – то они, мягко скажем, не обязательно будут рассматриваться городскими и районными властями. Да, еще мундеп может писать запросы в различные органы на красивом бланке. Правда, ответа ему придется ждать месяц, и зачастую в этом ответе говорится о том, что данный вопрос не входит в его компетенцию. Оппозиция в Москве давно добивается расширения полномочий муниципальных депутатов. Однако отношение действующей власти к этим требованиям хорошо сформулировал глава московских единоросов Андрей Метельский, заявив, что «депутаты прежде должны "освоить" те полномочия, которые у них есть, а придумывать новые нет необходимости». Впрочем, власть не то, чтобы совсем посылает муниципалов куда подальше, а периодически даже бросает кость, чтобы в пропагандистских целях продемонстрировать стремление расширить участие муниципалитетов в решении жизненно важных городских вопросов. Так, в 2012 году по инициативе мэра Сергея Собянина был принят закон, расширяющий полномочия муниципальных депутатов, в соответствии с которым теперь они могут ежегодно заслушивать отчет главы Управы района о результатах деятельности и выражать ему недоверие. Выглядит красиво, но на практике не работает. Сам мэр в Москве постоянно отчитывается перед депутатами Мосгордумы, а глава правительства России – перед Госдумой. И что? Это как-то на что-то влияет? У нас государственный бюджет фактически скрыт от депутатов, которые его утверждают, что тут говорить о депутатах городских, а тем более – муниципальных?! А ведь возможность влиять на распределение бюджета – это ключевой вопрос на всех уровнях. Однако в Москве муниципальные депутаты не имеют абсолютно никакого влияния на формирование и распределение районных бюджетов. Так что отчитываться можно сколько угодно. Самое главное, что депутаты не имеют права влиять на работу Управы, отзывать ее главу. Даже предлагать кандидатов на эту должность не могут– только согласовывать. Какой толк от такой деятельности – непонятно. Да, еще мундепов наделили правом ежегодно заслушивать отчет главы инженерной службы района, территориального центра социального обслуживания населения, МФЦ и главврача местной поликлиники. Круто, конечно! Еще им дали право на согласование внесенного главой Управы ежегодного адресного перечня дворовых территорий для проведения работ по благоустройству, плана благоустройства парков и скверов, находящихся в ведении отраслевого органа исполнительной власти. Опять же – согласования, а не утверждения! Как сами муниципальные депутаты, так и депутаты Мосгордумы от КПРФ неоднократно предлагали законопроект о расширении прав муниципальных депутатов, в частности – их участие в распределении бюджета, права не только выражать недоверие главе Управы, местного «Жилищника» и прочим чиновникам, но и реально отзывать их, а также предлагать кандидатуры на эти посты. Однако все эти предложения, разумеется, отклоняются как самими чиновниками, так и обслуживающими их интересы в Мосгордуме единороссами. Я считаю, что необходимо установить в законодательстве четкий перечень муниципальных полномочий, не нарушающих принцип «единства городского хозяйства», в частности: право самостоятельно формировать бюджеты районов; право строить социальные объекты; право устанавливать зоны платных парковок и размер платы за них; право заниматься организацией работы поликлиник, школ и детских садов, культурных и спортивных центров, благоустройством, озеленением, уходом за парками и скверами, защитой памятников культуры; право заниматься развитием и ремонтом дорожной сети. Решить этот вопрос можно только путем кардинального изменения состава столичного парламента, который должен стать полноценным законодательным органом, а не штамповщиком решений, полученных из мэрии. Такой шанс у москвичей будет 8 сентября. Ждем вас на избирательных участках! Анастасия Удальцова, кандидат в депутаты Мосгордумы по избирательному округу №5 Новости России: Прокуратура требует лишить супружескую пару родительских прав за участие в митинге

Анастасия Удальцова: Кто здесь власть?
© Свободная пресса