Войти в почту

Электронное телевидение

Телевидение — одно из главных научных чудес XX века. В числе его «отцов» значатся многие российские ученые. На пути к созданию новых технологий они встречали огромные трудности: от технических до политических, от материальных до личных. Им мешали войны, репрессии, бедность, бюрократические препоны, болезни и происки конкурентов. Мы решили рассказать о создании электронного телевидения, которое было бы изобретено значительно раньше, если бы не крутые повороты истории. Кто придумал слово «телевидение»? Физик Порфирий Бахметьев 120 лет назад русский ученый Константин Перский сделал доклад об «электровидении» или «телевизировании». Это было в Санкт-Петербурге на Первом всероссийском электротехническом конгрессе. В том же 1899 году он получил патент на первый в мире способ передачи изображения на расстоянии. В следующем году Перский впервые употребил термин «телевидение» — во время выступления в Париже на Международном электротехническом конгрессе, где он прочел доклад «Телевидение как электрическое кино». Так, с его легкой руки, термин вошел в мировой обиход, а в СССР закрепился лишь в 1930-е годы. Воплотить свою идею в жизнь Перский не смог, он вскоре заболел и умер в 1906 году. Стоит отметить, что идея телевидения к тому времени буквально летала в воздухе. Ученые уже научились передавать неподвижные картинки на расстоянии, оставалось придумать, как передать движущееся изображение. К началу ХХ века в 11 странах было выдвинуто не менее 25 проектов под разными названиями: «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот», «дальновидение» и другие. Пять из них были российскими. Например, физик Порфирий Бахметьев в 1880 году сформулировал основной принцип телевидения: «Изображение должно быть разложено на отдельные элементы, элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое». Он даже придумал прибор «телефотограф», однако сконструировать его не смог: не хватило средств и деталей. Кто придумал электронно-лучевую трубку? Первые опыты по телевидению проделал русский физик и педагог Борис Розинг в самом начале XX века. В ходе работы он пробовал совместить в одной системе механические и электронные устройства, но быстро убедился в том, что электронные системы более практичные и перспективные, поэтому впоследствии занимался только ими. Именно Розинг изобрел первый электронный метод записи и воспроизведения изображения, использовав систему электронной развертки (построчной передачи) в передающем приборе и главный элемент телевизора: электронно-лучевую трубку. В 1907 он подал заявку на привилегию, то есть запатентовал свое изобретение как «Способ электрической передачи изображений на расстояние». Ему удалось получить патенты в Англии, Германии, США и России. Разработки Розинга отличались от других тем, что он не просто описал теорию, а смог создать работающее устройство. В 1911 году ученый продемонстрировал свое изобретение перед научной аудиторией. Всего он создал более 120 схем и систем телевизионных устройств. Именно Розинг был учителем Владимира Зворыкина, который считается «отцом телевидения» в США. Он же сыграл роль «крестного отца» для изобретения Грабовского — «радио-устройства для видения на расстоянии». Об этих ученых — речь впереди, а нам остается добавить, что Розинг был арестован в 1931 году по «делу академиков» и вскоре умер от кровоизлияния в мозг, не дождавшись реабилитации. Он был полностью оправдан лишь в 1957 году, спустя 24 года после смерти. Опыты Зворыкина в США Первая мировая война, революция, гражданская война — условия для развития телевидения в СССР были, мягко сказать, неподходящие. Ученик Розинга молодой инженер Владимир Зворыкин чуть не погиб в 1919 году: его хотели расстрелять за то, что он искал радиодетали на территории, занятой красноармейцами в Екатеринбурге. Спасло ученого прибытие войск Колчака и последующая эмиграция в США. После поражения белогвардейцев он остался изобретать телевидение в Америке, и лишь позже, в 1930-е годы, привез его в СССР. «Как хорошо, что Зворыкин уехал и телевидение там изобрел. Если бы он из страны не уехал, он бы как все на Голгофу взошел!..», — писал об «отце телевидения» Булат Окуджава. Для работы изобретателя важны условия. После переезда в Америку у Зворыкина не все шло гладко. Языковой барьер, отсутствие поддержки среди коллег, недоверие к иностранцу — эти факторы привели к тому, что его патентная заявка, поданная в 1923 году, пылилась в архиве, а первые опыты по передаче изображения на расстояние не встретили поддержки у начальства. Зворыкин был рядовым сотрудником компании «Вестингауз» и вел свои разработки в одиночку — до тех пор, пока не встретил другого эмигранта из России Давида Сарнова, который возглавлял компанию «Radio Corporation of America». Именно его поддержка и финансовые вложения помогли Владимиру Зворыкину осуществить задуманное. В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку — кинескоп, а к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки — иконоскопа. Став руководителем лаборатории электроники RCA, ученый-эмигрант получил и статус, и признание в США. В 1933 году Зворыкин уже выступал на конференции Американского общества радиоинженеров и знакомил американцев со своей электронной телевизионной системой. В это же время он активно консультировал ученых из других стран: ездил по Европе и приезжал в СССР, чтобы поделиться опытом. Перед визитами на родину ему гарантировали неприкосновенность, закрыв глаза на белогвардейское прошлое. СССР закупило американское оборудование и к концу 1930-х годов заменило механическое телевидение электронным. Существует интересная легенда о том, что накануне объявления США эмбарго на торговлю с СССР, Давид Сарнов лично приезжал в порт Филадельфии в форме бригадного генерала, чтобы ускорить отправку ящиков с аппаратурой на родину. Как советник президентов США по военно-промышленным вопросам он имел эту возможность и только поэтому важнейшая часть оборудования была доставлена. Получить патент — не такое легкое дело. Зворыкину пришлось долго дожидаться своего патента в США: с 1923 по 1938 год. Долгое время он спорил за первенство с американским изобретателем Фило Фарнсуортом, который подал заявку на электронную телевизионную систему в 1927 году. В итоге в неравном бою с компанией RCA Фарнсуорт продал своей патент конкурентам и ушел в тень вместе со своим изобретением, которое на практике оказалось менее совершенным и более изнашиваемым, чем система Зворыкина. Опыты Грабовского в СССР Конечно, в СССР тоже создавали электронное телевидение, но условия были, мягко говоря, другими. Мы могли бы праздновать дату рождения телевидения 26 июля 1928 года. В этот день в Ташкенте Борису Грабовскому удалось передать по радио без проводов движущееся изображение с помощью полностью электронной системы телевидения. Специальной комиссией в официальном протоколе был отмечен этот опыт. Само изображение было низкокачественным и с помехами, но в нем можно было разглядеть человека — Ивана Белянского, помощника ученых. Первой женщиной на экране стала жена Грабовского. Специалисты отмечают, что продемонстрированная тогда система была близка к современным схемам телепередачи изображений. Грабовский работал не один, а вместе со своим преподавателем Николаем Пискуновым и молодым инженером-радистом Виктором Поповым. Втроем они собрали первую в мире действующую модель полностью электронной телевизионной системы: с электронной системой приема и передачи изображения. Они назвали изобретение «телефот», он появился в 1925 году в Саратове. Когда Борис Розинг узнал об этом, он очень обрадовался и настоял на том, чтобы инженеры получили патент: заявка была подана в 1925, а патент получен в 1928 году — обычная бюрократия. Однако разработка Грабовского так и не ушла в использование. Научная элита Москвы не допускала его в свой круг, и ученый довольствовался лекциями в Ташкенте. После ареста Розинга у него не осталось покровителей и средств, работа над «телефотом» была прекращена. Самое странное в этой истории то, что дневники Грабовского бесследно исчезли, а спустя много лет были детально воспроизведены в фантастическом романе Митчелла Уилсона «Брат мой, враг мой», который вышел в 1952 году. «Напрасно думают, что эта книга — художественный роман. Это голая правда об изобретении телевидения: ни в описании прибора, ни в опытах с ним нет ни одного процента фантазии. Абсолютно точны и даты. Ложь лишь в месте действия и в именах. США—СССР. Кен — Грабовский. Дэвид — Попов-Пискунов», — так писал Грабовский об этой книге. Ученый даже делал запрос в Нью-Йорк, пытаясь связаться с писателем Уилсоном, но так и не получил ответа. Из-за пропажи документов его изобретение было обесценено: спустя годы специальная комиссия по поручению Минсвязи СССР провела работу в архиве и не смогла подтвердить работоспособность его «радиотелефона», так как не нашлось важных улик и свидетельств. Кто был первее? Вопрос о первенстве в науке — очень спорный, так как ученые вели свои разработки параллельно, как будто ведя соревнование друг с другом. Например, в том же 1925 году свои телевизионные системы под названием «Дальновидение» изобрел Лев Термен, имя которого у всех на слуху благодаря электронному музыкальному инструменту. Первая успешная публичная демонстрация состоялась 7 июня 1926 года в актовом зале Физико-техническою института на дипломной защите Термена, затем был показ «дальновидения» на V Всесоюзном съезде физиков в Москве. Разработкой заинтересовалось правительство и вскоре Термену поступило предложение создавать телевизионные системы специально для пограничных воинских частей. Дальнейшая работа в этой области была засекречена. Известно только, что Термен создал несколько вариантов приемно-передающих систем, в том числе для Наркомата обороны. Приемная аппаратура размещалась в кабинете Ворошилова в Кремле, а камера — во дворе у входа в наркомат. На экране можно было различать мужчин и женщин и узнавать людей по лицам. Изобретение Термена могло бы стать началом телевидения, но получило другое применение. Во многих вопросах ученые шли «ноздря в ноздрю» и даже сами этого не знали. Например, одновременно со Зворыкиным в СССР изобрел передающую трубку типа «иконоскоп» Семен Исидорович Катаев. Причем, он придумал его раньше: в 1931 году. Но одно дело теория, другое — практика. Катаев смог запатентовать устройство раньше, но у Зворыкина было больше возможностей для его изготовления. Поэтому первый советский иконоскоп заработал на год позже американского. Эта технология обеспечила быструю смерть механического телевидения. В период с 1936 по 1940 годы в большинстве стран началось вещание с помощью электронной аппаратуры. В послевоенном мире установилось четыре стандарта на черно-белое телевидение: американский — 525 строк, европейский — 625 строк, английский — 405 строк и самый дорогостоящий французский — на 819 строк. В 1938 году в СССР начал работу первый Московский телевизионный центр. В производство поступили телевизоры двух типов: ВРК (Всесоюзный радиокомитет) отечественной разработки и ТК-1, выпускаемые по американской документации RCA. Первый массовый телевизор КВН, работающий в «европейском» формате на 625 строк, появился в 1949 году. Кто был против цветного телевидения? Параллельно ученые вели разработки по созданию цветного телевидения. Но понадобилось около полувека, чтобы первые опыты российских ученых Александра Полумордвинова и Ованеса Адамяна, вылились в цветную картинку на телевизоре. Самое забавное — то, что американское сообщество поначалу встретило новинку в штыки, так как купленные черно-белые телевизоры не принимали новое цветное телевидение. Под давлением разгневанных зрителей, а также производителей черно-белых телевизоров, власти официально запретили производство и продажу цветных устройств вплоть до 1953 года. Формальным поводом для ограничений стала также перспектива эскалации Корейской войны, из-за чего Министерство обороны США запретило цветные телевизоры «в целях экономии стратегического сырья». В СССР проблемы совместимости не было, так как телезрителей с персональными черно-белыми телеприемниками в целом по стране было мало. Пробное вещание началось в ноябре 1952 года, а ровно через год советские граждане могли наслаждаться цветными передачами на регулярной основе.

Электронное телевидение
© Телеканал «Наука»