Войти в почту

Почему в одних районах жители активнее чем в других, а в новостройках соседи сплочённее

Вместе с компанией Ingrad мы изучаем московские районы, некоторые из которых отличают крепкие соседские связи или особенно активные жители. Strelka Mag поговорил с Михаилом Алексеевским, директором Центра городской антропологии КБ Стрелка, о том, как формируется районная идентичность в Москве сегодня. КТО ТАКИЕ «МОСКВИЧИ»? Михаил Алексеевский Идентичность в самом упрощенном смысле можно описать как состояние, когда люди чувствуют, что их что-то объединяет друг с другом. Эта общность может быть основана на профессии, связана с увлечениями или же, например, с местом проживания. Последний тип — это и есть локальная идентичность. Как правило, она формируется среди жителей всего города, которые ощущают себя петербуржцами, кемеровчанами или, скажем, омичами. В больших городах, где разные части города зачастую сильно различаются в социальном и культурном отношении между собой, может появляться другой, более дробный уровень локальной идентичности — районная. В Москве, в силу глобальности города, такая идентичность выражается очень ярко. Многие мои коллеги считают, что Москву, в принципе, неправильно называть городом. Это в какой-то степени страна, а каждый район в ней — город. Люди скорее ассоциируют себя с родным Медведково или Беляево, чем причисляют к москвичам. Ведь «москвичей» много и все они слишком разные, чтобы чувствовать солидарность с такой пестрой группой людей. Исследования, которые мы проводили в рамках «Моей улицы», показали, что идентичность многих москвичей строится вокруг представления о границах своего и чужого пространства, которые могут меняться в зависимости от возраста человека. Например, когда мы рассматривали территорию вокруг Дома на набережной, люди разных поколений относили ее к разным районам: Болотному острову, Замоскворечью, Якиманке, а кто-то вообще говорил, что это район кинотеатра «Ударник». Москвичи часто определяют свое место жительства через подобные вернакулярные названия районов. КАК ФОРМИРУЕТСЯ РАЙОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ? Район Коньково. Источник: Svetlov Artem / commons.wikimedia.org Иногда такая общность концентрируется вокруг архитектурной особенности района, типа застройки или уникальных памятников и достопримечательностей. Чертаново, например, заполнено экспериментальными домами, из-за чего визуально сильно отличается от других спальных районов. Стадион «Олимпийский» становится точкой притяжения для всех живущих рядом, что и формирует связь между ними. В Москве архитектурное разнообразие имеет меньшее значение по сравнению с социальными особенностями. Это связано с тем, что в советское время квартиры распределяли принудительно, и люди селились не там, где хотели, а там, где им давали квартиры. Это привело к формированию районов с очень яркой спецификой. Например, в Перове квартиры выдавали рабочим, которые оказывались не только соседями, но и коллегами. В некоторых районах в центре Москвы квартиры выдавали, например, балеринам Большого театра, что формировало также определённый социальный слой со своей идентичностью. Ярким примером является Сокол, известный как район творческих людей. Вокруг района зачастую складывается мифология. Яркий пример совершенно незаслуженно полученной негативной репутации — это Бутово. Такие негативные образы могут возникать из-за концентрации криминальных группировок в прошлом или же из-за заселения в них простых людей, а не элиты. Негативная идентичность может мешать развитию района даже в тех случаях, когда дела в них обстоят нормально. Предприниматели не открывают в них магазины и кафе, отдавая предпочтение районом с «удачной» репутацией. Еще одним важным механизмом, формирующим идентичность, становятся культурные тексты. Если про район есть песни, стихи, оперы, как, например, про Черемушки или Таганку, то вокруг них складывается густая мифология в культуре. Это определяет отношение к району и его уникальность и своеобразие. Источник: pixabay.com Источник: Movses / commons.wikimedia.org Иногда районная идентичность осознанно конструируется городскими властями, активистами или бизнесом. Есть фольклорное предание о связи названия района Коньково с конём особы из королевской семьи, который умер в этом месте. В какой-то момент в районе начали появляться памятники коням, некоторые из них бизнесмены ставили рядом со своими торговыми палатками. Такое конструирование может провоцировать даже стрит-арт — это уже вопрос культурной политики. А на неё сегодня есть большой запрос: интерес к районам растет, людям хочется гордиться местами, где они живут. Этим можно объяснить и то, почему в одних районах идентичность проявляется сильнее, чем в других. В некоторых из них просто больше поводов для того, чтобы гордиться: уникальных черт и явлений, знаменитых людей, когда-либо в них живших. «Беляево», например, многие интерпретируют через тему поэтов-концептуалистов, прежде всего, Дмитрия Пригова, называвшего себя Герцогом Беляевским, а «Новые Черемушки» через оперу Шостаковича. почему в НОВЫх районах соседские связи теснее? Источник: ingrad.ru В общественном сознании новые районы часто представляются как бездушная среда, без пяти минут новое гетто. Но наши исследования социальности новых жилых комплексов показали довольно неожиданные результаты. Их жители, оказывается, близки друг к другу по социально-возрастным характеристикам. В новых многоэтажках живёт много молодых семей с маленькими детьми и примерно одинаковым уровнем достатка. Похожие интересы и образ жизни порождают высокий уровень социальных связей: жители объединяются, помогают друг другу с ремонтом, отвозят соседских детей в школу на своей машине. Даже в самых суровых, по мнению урбанистов, проектах люди чувствуют большую сплочённость, их локальный патриотизм имеет иногда даже протестный характер: «Все думают, что у нас здесь мрак, а на самом деле мы живём душа в душу». Раньше казалось, что массовая типовая застройка уравнивает облик районов и даже городов. Мы четко видим это в фильме «Ироние судьбы, или с легким паром». Главный герой приехал в город и не понимает, где оказался — все дома вокруг одинаковые. Cегодня в таких районах зачастую заметны черты особого социального климата. Люди чувствуют своеобразие и воспринимают свой район как нечто отличное от других частей города. Это явление можно назвать локальным патриотизмом. И проявляется он, например, во все большем запросе на экскурсии по районам, удаленным от центра — Чертаново, Сокол. Пока это, в первую очередь, касается необычных ярких районов с выраженной идентичностью, но само формирование этого запроса, порождает и развитие идентичности в других районах. Людям сегодня хочется узнать что-то про свой район, понять, чем он отличается от других.

Почему в одних районах жители активнее чем в других, а в новостройках соседи сплочённее
© Strelka Magazine