Войти в почту

«Царевококшайск–Краснококшайск–Йошкар-Ола: из глубины веков до наших дней»: Главархив Москвы приглашает на выставку

За четыре с лишним столетия многое изменилось в судьбе города, прошедшего путь от провинциального Царевококшайска Казанской губернии до столицы Республики Марий Эл. Архивные материалы, представленные на выставке, рассказывают о его многовековой истории. Царёв город на Кокшаге (отсюда позднее образовалось надолго закрепившееся официальное название города – Царёвококшайск) был основан при царе Фёдоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного, 1 ноября 1584 года как сторожевой город-крепость. Впервые о нём упоминается в «Разрядной книге 1475-1598 годов». Экспозицию открывает копия записи об основании города из этой книги. Первоначально город-крепость представлял собой типичное военное укрепление, окружённое с четырех сторон земляными валами с деревянными стенами и бойницами, где располагались воевода и его гарнизон. Первым воеводой города и Царевококшайского уезда стал Иван Андреевич Ноготков-Оболенский. В его ведении находились все военные, судебные и административные учреждения. В обязанности воевод входили: охрана города, обеспечение своевременного сбора податей и пошлин, руководство строительством оборонительных сооружений и городских административных зданий, надзор за деятельностью должностных лиц. Посетители выставки увидят зарисовку плана воеводского двора Царёвококшайска 1730 года. Со временем количество жителей увеличивалось, и они были вынуждены селиться за крепостными стенами, образуя слободы. Затем и эта часть поселения была огорожена наружными стенами. Во второй половине XVII века город стал укрепляться за счёт русских переселенцев из центральных и северо-западных уездов Российской империи. Основанные ими деревни в окрестностях Царёвококшайска позднее вошли в городскую черту. При Петре I город вошёл в состав Казанской губернии, а по губернской реформе императрицы Екатерины II стал одним из 12 уездных центров преобразованной Казанской губернии. В экспозиции представлены карта города от 1795 года и его описание в «Экономическом примечании Царёвококшайского уезда Казанской губернии» 1796 года. К концу XVIII века здесь проживало 1200 человек, а в начале XX века население выросло до 2000 человек. Большинство жителей относилось к крестьянскому сословию, кроме того в городе проживали священники и церковнослужители, дворяне потомственные и личные, мещане, купцы 2-ой и 3-ей гильдий. Царёвококшайск был воздвигнут как русский православный город, а градообразующим центром был Воскресенский собор. Площадка перед входом в него превратилась в Базарную площадь, на которой два раза в неделю – по пятницам и воскресеньям проводился базарный торг. Один раз в год с 30 августа по 6 сентября проходила Александро-Елизаветинская ярмарка. Пушной товар из Царёвококшайска вывозился для продажи в Казань, Нижний Новгород на Макарьевскую ярмарку, а хмель и воск – на Ирбитскую ярмарку. Во второй половине XIX – начале XX веков тихий провинциальный Царёвококшайск занимал одно из ведущих мест по уровню среднего образования в Казанской губернии. В этот период в городе имелось 6 образовательных учреждений, в которых можно было получить неплохое светское и духовное образование. В 1825 году было открыто уездное училище, в 1862 году – женское городское училище, в 1883 году – мужское городское училище, в 1888 году – монастырское городское женское училище, в 1905 году – начальное женское училище, в 1907 году – низшая ремесленная школа. Среди архивных материалов, экспонируемых на выставке свидетельство Б.А. Яковлева об окончании Царёвококшайского мужского приходского училища от 8 июля 1913 года и фотография преподавателей и гимназисток женской гимназии 1916 года. Царёвококшайский уезд был одним из самых больших в Казанской губернии, однако через него не проходили крупные железнодорожные пути сообщения и судоходные реки, селения находились на значительном расстоянии друг от друга. Требовалось средство для быстрого передвижения – автомобиль. Уездное земское собрание в мае 1914 года постановило пригласить несколько известных автомобильных фирм для проведения испытаний по дорогам уезда. В июне 1914 года из Казани в Царёвококшайск прибыли по одному автомобилю фирм «Бразье» и «Кейс» и два автомобиля «Форд». На выставке представлено письмо Царёвококшайской уездной земской управы в Казанскую губернскую земскую управу о проведении испытаний автомобилей по дорогам Царёвококшайского уезда. Испытание показало, что автомобили пригодны для передвижения только по твердым шоссейным и мостовым дорогам. К декабрю 1917 года в Царёвококшайске произошла плавная смена власти. 13 ноября 1918 года уездным комитетом РКП(б) был поставлен вопрос о переименовании города, а 17 февраля 1919 года постановлением ВЦИК РСФСР он был переименован в Краснококшайск. Среди коренного населения народа мари стало бытовать название «йошкар» (красный), «ола» (город) вместо прежнего «Чарла» (Царёв город). Новое национальное название – Йошкар-Ола – было официально закреплено за городом на заседании Президиума ЦИК СССР от 10 марта 1928 года. В экспозиции представлены постановление и выписка из протокола о переименовании Царёвококшайска в Краснококшайск и Краснококшайска в Йошкар-Олу. Среди городов Среднего Поволжья Йошкар-Ола является одной из старейших, хотя признаков её древности практически невозможно увидеть. Сегодня Йошкар-Ола красива, компакта и уютна. На её зелёных улицах, бульварах и скверах можно увидеть необыкновенные архитектурные ансамбли, спортивные сооружения и монументальные площади. На современных фотографиях 2019 года открывается вид на Воскресенскую набережную, площадь Оболенского-Ноготкова и Набережную Брюгге. Выставка продлится до 29 ноября 2019 года. Посетить ее можно со среды по воскресенье с 11:00 до 20:00. Вход свободный. При себе необходимо иметь паспорт.

«Царевококшайск–Краснококшайск–Йошкар-Ола: из глубины веков до наших дней»: Главархив Москвы приглашает на выставку
© Главное архивное управление города Москвы