В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

«Это еще цветочки. Что здесь будет осенью, представить страшно». Как выживают села по соседству от аэропорта «Гагарин»

Дороги вКозловке иСабуровке, которые оказались соседями «Гагарина», разрушены тяжелыми строительными машинами. Наместе пляжа вКозловке— забор изколючей проволоки иповаленные деревья— территория для новой водозаборной станции аэропорта.
«Это еще цветочки. Что здесь будет осенью, представить страшно». Как выживают села по соседству от аэропорта «Гагарин»
Фото: Свободные новостиСвободные новости
«Зачемже забег повзлетной полосе устроили? Лучшебы поКозловке пробежали, это былобы настоящее зрелище. Унас ведь неулица, апересеченная местность»,— говорят жители деревни, оказавшиеся соседями строящегося аэропорта «Гагарин».
Видео дня
Как уже рассказывали «Свободные новости», всоревнованиях Gagarin Runway участвовали более 1,5 тысячи бегунов, втом числе губернатор . ВКозловку, расположенную всеми километрах от«Гагарина», участников торжества непригласили.
Местную Набережную (самую большую изтрех улиц деревушки) техника, строившая аэропорт, превратила вгрязное месиво. Жители дошли сжалобами допрезидента. Администрация Саратовского районаобещала отремонтировать дорогупоокончании строительства. Задве недели дооткрытия аэропорта Козловка остается отрезанной отвнешнего мира.
Наши люди вбулочную неездят
«Это еще цветочки. Что здесь будет осенью, представить страшно»,— вздыхает житель Козловки Михаил Балицкий, глядя наглиняные колеи илужи шириной отодной обочины додругой. Весной семья пенсионера была вынуждена купить хлебопечку, потому что каждый поход вбулочную превращался вралли побездорожью.
Дороги вКозловке иСабуровке, которые оказались соседями «Гагарина», разрушены тяжелыми строительными машинами. Как рассказывал «Свободным новостям» глава Саратовского района Иван Бабошкин, технику пустили через сёла, «чтобы невыбиваться изграфика». Напомним, что открытие нового аэропорта намечалось на2012, 2015, 2016, 2017, 2018 годы. Внынешнем году региональные власти очень спешат кочередной дате— 20августа.
Иван Бабошкин перед телекамерой обещал, что подрядчик отремонтирует сельские улицы после основных работ. Областной министр строительства весной объяснял вответ нажалобу жителей, что «вопрос сподрядной организацией прорабатывается». Виюне сельчане написали губернатору Валерию Радаеву идозвонились операторам прямой линии президента.
«Губернатор приезжал настройплощадку неделю назад. Яхотел подойти, поговорить лично. Недопустили, – разводит руками Михаил Иванович. –Бабошкин отменя убежал. Глава Вольновского муниципального образования пообещал приехать впонедельник. Явбольницу непоехал, ждал. Никого!».
Чиновники находят время для разнообразных торжеств, связанных сбудущим аэропортом. «Обещали исделали! Это победа!»— заявил глава региона Валерий Радаев наоткрытии южного автоподхода к«Гагарину». Валерий Васильевич напомнил, как уговаривал сельчан «потерпеть», зато теперь они получили «лучшую дорогу вСаратовской области». Добавим, что подрядчиком наэтом участке было ООО«Автотрасса», руководит которым областной депутат от Гагик Киракосян. 7,8километра дороги обошлись бюджету в246 миллионов рублей.
Автоподход каэропорту, бесспорно, хорош. Ноневсякий козловец донего доберется. Вдеревне почти нет уличного освещения (чтобы добиться включения фонаря рядом сосвоим домом, семья пенсионеров Балицких жаловалась вовсе инстанции, включая губернатора, семь месяцев), атротуаров нет совсем.
«Магазин, почта, медпункт— всё вСабуровке, задва километра. Как хочешь, так иплыви»,— местная жительница указывает насельскую достопримечательность— одну изсамых больших луж, побережье которой жители выбрали для встречи спрессой.
«Рабочие уехали, апокрытиянет. Нам говорят: потерпите дапотерпите, денег нет, наследующий год всё исправим»,— говорит Людмила Балицкая.
Прощай, Волга
Пословам сельчан, такси отказывается ехать вКозловку из-за непролазного состояния деревенских улиц. Автобус доСаратова ходит два раза внеделю, билет стоит почти 100 рублей. Дожелезной дороги нужно идти около семи километров. Зимой, пословам местных, электричка ходит утром ивечером.
Летом есть дополнительные рейсы, новагоны забиты дачниками.
После открытия аэропорта, как заявлял руководитель ПривЖД , отвокзала до«Гагарина» запустят новую утреннюю электричку (отправление отсаратовского вокзала в6.42 ив8.40— обратно) ивечернюю (в18.22 и20.40 соответственно).
Областные власти обещают с1сентября открыть автобусный маршрут. Поусловиям объявленного аукциона подрядчик должен выделить «неменее трех» автобусов на35 мест. С5.10 утра до23.50 они должны будут сделать восемь рейсов до«Гагарина» истолькоже обратно. Время впути, как указано ваукционных документах, составит «неменее одного часа».
Как сообщает пресс-служба губернатора, «прорабатывается вопрос» сводными перевозками. Для доставки пассажиров планируют использовать катер «сособо низкой осадкой». Пристань вСабуровке должна быть готова к7августа. Сейчас наэтом месте— свежие земляные отвалы, экскаватор, штабеля желтых досок. Как говорит Михаил Балицкий, раньше здесь был сельский пляж.
Вверх покосогору тянется полоса перепаханной земли наместе улицы Ленина. Нареконструкцию 978 метров улицы, ведущей отпристани внаправлении аэропорта, районный бюджет потратит 19,5 миллиона рублей. «Новая дорога— это отлично, потому что раньше вообще никакой небыло,— говорили жители Сабуровки журналистам ИА„Версия-Саратов“. —Нодля нас это означает, что небудет воды, икогда еесделают, неизвестно. Большинство жителей самостоятельно копали себе колодцы иделали подвод воды. Трубы идут неочень глубоко, адорогу срезают сейчас примерно на70 сантиметров».
Наместе пляжа Козловки— забор изколючей проволоки иповаленные деревья. Пословам жителей, территорию отгородили для новой водозаборной станции, качающей волжскую воду ваэропорт.
«Яздесь весной слодки косил камыш. Впрошлом году вся деревня складывалась напокупку чистого песка»,— Михаил Иванович зачерпывает из-под «колючки» горсть песка смелкими ракушками, печально пропускает сквозь пальцы.
«Уменя лодка, усоседа. Мыспециально покупали дома, чтобы отдыхать наВолге. Атеперь боимся, что весь авиационный керосин будет здесь»,— житель Козловки кивает напротоку состровами.
Наобочине мегапроекта
Как уверяют сельчане, размещение аэропортового водозабора посреди деревни несогласовывалось сжителями. Поначалу они невозмущались, надеясь, что получат качественную воду. «Нодеревня осталась побоку. Разбомбили нам всё, амыпо-прежнему пьем воду слягушками»,— говорит Лидия Иванова. Про лягушек— художественное преувеличение, авот «красненькие червячки изкрана действительно вытекают».
«Вода вКозловке неочищенная, инапор слабоват. Стиральную машину ятак инесмог подключить»,— говорит Сергей Спиридонов. Кубометр технической воды стоит 27рублей. При оплате без счетчика, понормативу, полив одной сотки огорода обойдется в600 рублей засезон.
«Когда начинали аэропорт строить, насобрании вклубе обещали золотые горы: идороги, иводу, иработу»,— вздыхают собеседники.
Настолбе посреди села (рядом скрасной телефонной будкой, правда, без телефона— наместе аппарата висят оборванные провода) приклеено объявление оприеме наработу. «Ваэропортовый комплекс требуются бригадиры, уборщики, трактористы. Сменный график. ЗПот15000». Видимо, выводя размер будущего жалованья, владельцы аэропорта скептически оценили официальные сведения осредней зарплате врегионе. Носельчане все-таки считают, что написанная настолбе сумма слишком мала.
«Выпредставьте, что такое обслуживаниеВПП. Это 12-часовая смена, товдень, товночь, вжару имороз нужно полосу чистить, подкрашивать— нодаже совсеми премиями больше 20 тысяч людям необещают»,— говорит Спиридонов.
То, что местные жители нерасхватывают вакансии настроительстве иобслуживании аэропорта, заметил даже губернатор. «Или дачи вас избаловали, иличто? Насыщаем пригород рабочими местами: 600 мест насамом аэропорту, аеще наводоснабжении, водоотведении, алюдей нет, изСаратова будем возить. Иван Анатольевич, так непойдет, недля этого строим»,— говорил Валерий Радаев главе района Ивану Бабошкину вовремя летнего визита настройплощадку.
Назаборах частных домов идач вСабуровке иКозловке тут итам белеют таблички снадписью «Продаю». Как говорят сельчане, запоследние восемь лет недвижимость здесь подешевела почти вдвое, втом числе из-за соседства с«Гагариным».
Наиюльском заседании рабочей группы областной думы выяснилось, что досих пор неутвержден проект приаэродромной территории. Пословам главного архитектора области , «упроектировщиков (ФГУП „Администрация гражданских аэропортов“) иэкспертов появились разногласия». Попадетли Козловка вграницы этой территории, иждутли жителей какие-либо ограничения, касающиеся частного строительства ихозяйства, сельчанам пока никто неразъяснил.
Первым делом— самолеты
Всего строительство стоило более 5 миллиардов рублей. Областное начальство сгордостью подчеркивает, что здесь смогут приземляться ранее невиданные вСаратове «Боинги». Нищету деревень, лежащих под крылом самолета, чиновники незамечают.
ВКозловке нет ниодной аптеки. Ближайшие находятся вДубках иШевыревке. Автобусы между селами неходят.
Фельдшер приезжает вКозловку три раза внеделю (если неуходит набольничный или вотпуск, заменить единственного медика некем). Направление отфельдшера обязательно для сдачи анализов иосмотра узкими специалистами. Жителей Козловки обслуживает районная поликлиника, находящаяся впоселке Жасминный. «Чтобы сдать, например, кровь, нужно наголодный желудок доехать наэлектричке доСаратова ипересесть надругую электричку вЖасминку. Надорогу уходят два часа. Даеще часа три— очередь вполиклинике,— говорит жительница Козловки Раиса Кравченко. —Если нужно влабораторию, мыстараемся накануне заночевать уродственников вСаратове».
Калитка школы вСабуровке примотана кзабору цепью. Между металлическими прутьями торчит записка стелефоном сторожа. Сквозь асфальт нашкольном дворе пробиваются молодые рябины. Учебное заведение оптимизировали примерно тогдаже, когда началось строительство «Гагарина». Детей возят за12 километров вШевыревку. «Сейчас туда проложили хорошую дорогу. Новедь поселу ученики идут втемноте игрязи. Школьный автобус отправляется в7.30 утра состановки отцеркви»,— говорят жители.
Остановка— помятый жизнью металлический навес— стоит между горой щебенки иодноэтажным зданием православного храма. Заштабелями кирпичей (судя повсему, бэушных) торчит новенький резной нужник. Перед входом вцерковь устроена колокольня: натурнике вывешены покрашенные взолотистый цвет обрезки газовых баллонов. Пожилые прихожанки признаются, что из-за разрушенных сельских улиц невсегда могут прийти наслужбу.
Слева отцеркви— кирпичный домишко ссиней вывеской «Почта». Накрыльце, оплетенном диким виноградом, дремлеткот. Дверь заперта назамок. Сюда пожилые сельчане раз вмесяц приходят запенсией (поихсловам, почтальон отказалась штурмовать козловские «болота»). Как говорят собеседницы, средняя пенсия вселе— 10-12 тысяч рублей, умногих чуть больше 8000.
«Моя мать получала пенсию 132 рубля. Они сотцом могли каждый год без ущерба для семейного бюджета летать изКраснодара комне вАлма-Ату иобратно,— вспоминает Михаил Балицкий. —Атеперь сравните сегодняшнюю пенсию и, например, цену колбасы. Отом, чтобы саратовский пенсионер мог регулярно летать изэтого аэропорта, даже думать смешно».