Войти в почту

«Маркетплейс» ЦБ объединит все финансовые витрины

Цифровизация рынка финансовых услуг идет неравномерно, разрыв между лидерами и прочими игроками с каждым днем увеличивается. И для исправления ситуации Банк России решил поддержать идею аутсорсинга канала дистрибуции, назвав это проектом «Маркетплейс». Илья Питалев / РИА Новости До следующей сессии Надежды Банка России, что закон о проекте «Маркетплейс» пройдет второе чтение в весеннюю сессию Госдумы, не сбылись. Напомним, первое чтение законопроекта, официальное название которого «О совершении сделок с использованием электронной платформы», благополучно прошло 19 июня, поправки должны были быть подготовлены к 8 июля. И куратор проекта — советник первого заместителя председателя Банка России Елена Чайковская — публично обещал, что приложит все усилия, дабы успеть пройти второе чтение до 25 июля. Но не сложилось. Впрочем, законопроект все равно имеет статус приоритетного, поскольку «привязан» к Указу Президента РФ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы» и программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Так что с большой вероятностью будет принят осенью. Елена Чайковская не устает выступать на профильных мероприятиях, расхваливая свое детище и попутно развенчивая возникающие вокруг проекта мифы. Первое, расхожее среди участников финансовых рынков заблуждение, будто участие в проекте станет обязательным. Второе — что проект государственный. ЦБ настаивает, что инициатива носит сугубо коммерческий характер. Государство в «Маркетплейс» деньги не инвестирует, и ЦБ под проект никаких инфраструктурных единиц не создает. «То есть не будет ни платформы ЦБ, ни мобильного приложения. Будут работать привычные агрегаторы, например “Банки.ру” и “Сравни.ру”», — подчеркивает Елена Чайковская. Иными словами, суть идеи — поставить в онлайне центрального интегратора (одного или нескольких), который соединит витрины финансовых услуг с теми, кто данные продукты производит. При чем здесь ЦБ Но если проект коммерческий, напрашивается вопрос — зачем тогда Банк России проявляет об инициативе столь явную заботу. Тем более, любой вендор скажет, что в «Маркетплейсе» нет ничего нового: технологически все «фишки» на рынке доступны. Елена Чайковская парирует, дескать, доступны-то доступны. И граждане уже без всякого «Маркетплейса» вполне могут пользоваться различными финансовыми услугами дистанционно. Но зачастую банки или другие игроки со своей стороны, а платформы со своей делают двойную работу. Кроме того, часть решений избыточно зарегулирована. Вот ЦБ и намерен «нырнуть» в самую гущу процессов, чтобы рынок мог своевременно избавляться от лишних препон. «Законопроектом определяются правовые основы деятельности операторов электронной платформы, а также регулируются отношения по заключению сделок с финансовыми организациями с использованием информационных технологий», — звучит это на официальном языке думских пояснительных записок. «Мы не инициируем революцию, мы регуляторно поддерживаем происходящую эволюцию, — поясняет Елена Чайковская. — Проект поможет понимать, как регулятору не тормозить развитие рынка. Не быть нерасторопным». Естественно, оставаясь опорой надежности для клиентов, то есть защищая финансово непродвинутых граждан от лукавства недобросовестных финансистов. На экране телефона Итак, канал «Маркетплейс» — это еще один канал, который встает рядом с уже действующими. «Он работает буквально как электричество: сколько потребил, столько заплатил. Можно включить и можно выключить», — обращает внимание Елена Чайковская. Изнутри архитектура канала решена в привычном экране мобильного телефона. Иначе говоря, предельно ориентирована на розничную клиентуру. По числу платформ, представляемых на канале, ограничений нет. Но добавлен еще один субъект — регистратор финансовых транзакций. «У потребителя финансовых услуг появится возможность контроля за деятельностью финансовых организаций путем проверки информации, отраженной в реестре, с использованием личного кабинета в ЕПГУ», — говорится о нем в пояснительной записке к законопроекту. Проще говоря, все операции клиента будут фиксироваться на сайте госуслуг. И в случае спора продавца и потребителя смогут служить доказательством. Здесь стоит отметить, что таким образом государство получит справку о расходах пользователя и далее станет использовать для налогообложения. Но к текущему моменту у власти и так в избытке инструментов, чтобы контролировать доходы россиян. Лишь бы было желание. В свою очередь клиент получает услуги расширенного за счет всех участников ассортимента «24-7» (24 часа 7 дней в неделю) и географическую доступность — линейка продуктов одинакова для жителя села и мегаполиса. К проекту в той или иной мере присоединились «практически все крупные банки». «Розничную точку в каждом поселке не откроешь, кроме того, запуск нового продукта — это каннибализация старых», — учит куратор. То есть банку целесообразней продвигать новые продукты на независимых площадках, где эти предложения не станут конкурировать с собственными же прежними. Даже глава Сбербанка Герман Греф, на предпоследнем Петербургском Международном финансовом конгрессе критиковавший идею «Маркетплейса», поостыл. Хотя понятно, что теряет — заметную часть сельской аудитории, для которой является практически монополистом. «Раз этот проект действительно рыночный, и “силком” в него ни продавцов, ни потребителей услуг не загоняют, то и судьбу его будет решать рынок. То есть успешность проекта будет зависеть от того, какие интересные потребителю сервисы удастся привлечь и агрегировать в рамках маркетплейса. А они могут быть самыми разными: от различных финансовых онлайн-калькуляторов до удобного API к сервису Банка России “Жалоба как подарок” или к виртуальной приемной финансового омбудсмена, например», — считает президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов», член Экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров при Банке России, профессор Артем Генкин. На старте Первоначально канал будет сопровождать ограниченный круг продуктов: вклады, облигации, паи ПИФ, ОСАГО, ипотеку. Другие постепенно присоединятся. Первыми пойдут банковские вклады. Запуск произойдет после принятия закона месяца через три-четыре. Оператором платформы, через которые будут привлекаться банковские депозиты, является Московская биржа. Облигации и паи — сразу же следом. С ипотекой дела обстоят сложнее. Мешают подводные камни. Например, банки не готовы давать кредиты на жилье, территориально находящееся слишком далеко от офиса. Причина проста: если заемщик прекратит выплаты, его выселение окажется сопряжено с длительными командировками для сотрудников. Поправки же ко второму чтению законопроекта предусматривают более серьезные подходы к информационной безопасности электронных платформ и защите прав частных инвесторов. Кроме того, предлагается включить в число потенциальных клиентов «Маркетплейса» индивидуальных предпринимателей и некоторые категории юрлиц. Правда, у проекта есть серьезная нерешенная проблема. Это невысокая активность россиян по сдаче биометрических данных. А без этого удаленно ни депозит не открыть, ни ипотеку не взять. Ранее «Инвест-Форсайт» уже писал о трендах в развитии маркетплейсов и бизнес-экосистем. Автор: Игорь Чубаха