Ещё
Дело об убийстве аспирантки забрала Москва
Дело об убийстве аспирантки забрала Москва
Происшествия
ФСБ силой заставила следователя отпустить свою жену
ФСБ силой заставила следователя отпустить свою жену
Происшествия
"Хотела поговорить с женой": жуткое убийство в Красноярске
"Хотела поговорить с женой": жуткое убийство в Красноярске
Криминал
Пока вы спали: обсуждение интеграции Москвы и Минска провалилось
Пока вы спали: обсуждение интеграции Москвы и Минска провалилось
Политика

Легендарный ЗИЛ отмечает 103 года со дня закладки первого камня 

Легендарный ЗИЛ отмечает 103 года со дня закладки первого камня
Фото: Вечерняя Москва
2 августа исполнилось 103 года со дня закладки первого камня старейшего автомобильного завода в .
Братья-миллионеры Рябушинские в 1916 году не могли знать, что из их идеи собирать в столице грузовики FIAT вырастет легендарный .
2 августа 1916 года при большом стечении публики состоялись молебен и закладка первого камня в основание будущего завода по выпуску итальянских грузовиков в Тюфелевой роще Москвы. Договор с главным военно-техническим управлением империи заключили Сергей и . Контракт был на 27 миллионов рублей, за которые купцы должны были изготовить и поставить в армию 1500 грузовиков FIAT-15.
Здание строили знаменитые архитекторы и Артур Лолейт, впоследствии прославившийся как автор школы инженерных расчетов железобетонных конструкций. К 1918 году завод был готов на две трети, завезены пять сотен станков из США, но изготовить ничего не успевали. Пришлось закупить в Италии комплекты и начать «отверточную сборку» машин. Всего на заводе сумели создать 1319 автомобилей.
В августе 1918 года большевики объявили завод собственностью республики, здесь разместили ремонтные мастерские. В годы гражданской войны на предприятии чинили вагоны, грузовики и собирали керосиновые лампы. Первые средства появились в 1923 году. Моделью послужил тот же лицензионный FIAT 15 Ter.
Первая полуторка АМО-Ф-15 была собрана в ночь на 1 ноября 1924 года. Уже 7 ноября колонна из десяти автомобилей прошла по Красной площади на октябрьском параде.
— В 1927-м директором Завода имени Сталина был назначен , бывший матрос-балтиец, — напоминает историк . — Вот только собирать грузовик АМО оказалось в десять раз дороже, чем купить в Штатах !
Уже в 1934-м начался выпуск легендарного ЗиС-5 (обновленный лицензионный Autocar5S из США) и правительственных ЗиС-101 на базе Buick. В годы войны грузовики «пахали» на фронте и в тылу. В 1950-е создали знаменитые ЗиС-150 и бронетранспортер ЗиС-152, делились технологиями со странами социализма и Китаем. Сейчас на базе построенного в КНР «двойника» ЗиЛа вырос огромный Государственный автоконцерн Китая. Начался выпуск знаменитых холодильников ЗиС (ЗиЛ с 1957-го. — «ВМ»), любимых всеми хозяйками страны. Велосипеды, мопеды, автобусы — завод давал стране транспорт. Наиболее удачными и мас совыми были грузовики ЗиС-151 и ЗиЛ-130. Под занавес деятельности на заводе трудились более 23 тысяч москвичей.
Сегодня дали территории закрывшегося предприятия вторую жизнь — в виде жилого квартала.
Читайте также: Общественное пространство на территории ЗИЛ станет связующим объектом
Видео дня. Воспитатели детсада без остановки ругали детей матом
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео