Ещё

Через три года «постоянных» времянок на БАМе не останется 

Через три года «постоянных» времянок на БАМе не останется
Фото: Парламентская газета
В августе, 4 числа, отмечается первый профессиональный праздник  — День железнодорожника, учреждённый в 1896 году. В канун этой даты издание решило узнать, чем живёт сейчас, пожалуй, самый грандиозный проект прошлого — Байкало-Амурская магистраль, которой в июле исполнилось 45 лет.
«Мы строим БАМ, БАМ строит нас»
и Совет Министров СССР приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» 8 июля 1974 года. На самом деле БАМ «старше» на несколько десятилетий, напоминает член думского Комитета по контролю и Регламенту , который в 1977-1978 годах руководил агитпоездом ЦК ВЛКСМ на строительстве железной дороги.
«Ещё в 1889 году царское правительство направило в район БАМа исследовательскую экспедицию для строительства будущей трассы. В 1932 году, уже в советское время, также начали строить дорогу к природным запасам Сибири и Дальнего Востока. В апреле 1974 года в Алма-Ате проходило всесоюзное совещание по 20-летию освоения целинных и залежных земель. Генеральный секретарь обратился к комсомолу с тем, чтобы тот подключился к строительству БАМа», — рассказал депутат.
4287 километров составляет общая длина БАМа между станциями и Советская Гавань. Комсомольцы взяли шефство над всеми новыми посёлками. была закреплена за  и , Магистральный — за , Северо-Байкальск — за , Ургал — за Украинской ССР, Алонка — за Молдавской ССР, Муякан — за Белорусской ССР.
«Фраза «мы строим БАМ, БАМ строит нас», которая возникла тогда, была не просто лозунгом, а правдой», — добавил Поздняков.
Стройка закончилась в 1984 году, а в 1989-м был подписан акт Государственной комиссии о приёмке в постоянную эксплуатацию последних перегонов БАМ, тогда же магистраль передали железнодорожникам.
Если в Центральной России слово «балок» в диковинку, то в Сибири и на Дальнем Востоке его хорошо знают. Эти домики обычно служат для временного размещения геологоразведчиков или строителей, но для тысяч человек в посёлках вдоль БАМа они, наряду с «щитовухами» и бараками, оказались жильём на десятилетия.
Для бамовцев важно, что 45-летие — это не только большой праздник, но и возможность улучшить всю инфраструктуру, отмечает сенатор от Бурятии .
«Строительство магистрали было бы невозможно без десятков тысяч романтиков и специалистов, которые бросили вызов самой возможности существования такого выдающегося рукотворного объекта, и вышли победителями. Многие из тех, кто приехал однажды по комсомольской путёвке, в дальнейшем навсегда связали свои судьбы с этим суровым краем. Из уважения к этим людям необходимо ускорить завершение программы по переселению из ветхого и аварийного жилья», — убеждён законодатель.
С 2011 года новосёлами стали 3,5 тысячи семей, своей очереди ждут ещё 3,6 тысячи семей, или 9,8 тысячи человек.
63 новых населённых пункта было основано при строительстве БАМа, из которых три — это новые города: Северобайкальск, Тында и Февральск. «Очевидно, что для окончательного решения этой проблемы требуется увеличение финансирования, поскольку сроки программы ограничены 2025 годом. Если в 2019 году на эти цели предусмотрено почти 710 миллионов рублей, то полная ликвидация очереди потребует значительно большего бюджетного финансирования», — говорит зампред Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера .
При том объёме денежных средств, который сейчас выделяется на то, чтобы завершить мероприятия, потребуется около 20 лет. Поэтому в  готовят предложения по резкому увеличению финансирования и ликвидации очереди к 2022 году.
«Размер потребности составляет 9 миллиардов 127 миллионов рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета — почти 8 миллиардов рублей, а за счёт бюджетов субъектов — 1 миллиард 145 миллионов рублей. Ежегодно будем просить 2,8-2,9 миллиарда рублей дополнительно», — приводит цифры замглавы ведомства .
В 2020 году в девяти регионах Дальнего Востока и Сибири должна стартовать ещё одна программа — по переселению граждан из строений, не предназначенных для проживания.
«Регионы составили и согласовали с  и  списки граждан, определён расчётный объём финансирования. Однако говорить, что на всех этих территориях будут ликвидированы все так называемые вагон-городки, балки, сборно-щитовые строения, пока не приходится», — констатирует Городецкий.
Оказалось, что предложенные Минстроем критерии излишне жёсткие, поэтому в четырёх регионах не смогли их выполнить. Так, за рамками пока оказались Республика Бурятия, Амурская и Тюменская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.
«Нам необходимо переселить 900 семей, или 2,5 тысячи человек из помещений, которые не предназначены для проживания. Общая потребность в данных мероприятиях составляет 2 миллиарда 397 миллионов рублей», — разъясняет Юрий Гордеев.
По мнению члена Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимира Ресина, идущую модернизацию Байкало-Амурской магистрали надо использовать для того, чтобы условия жизни в бамовских городах и посёлках должны быть такими, чтобы у их жителей попросту не было необходимости переезжать в другие регионы.
«В советское время закончить проект в предполагаемом объёме не удалось, но сегодня в расширение БАМа вкладываются миллиарды рублей, — подчёркивает депутат. — Теперь мы обязаны в первую очередь обеспечить поэтапное градостроительное развитие прилегающих территорий, включая социальную инфраструктуру. Ведь планируется значительное увеличение пропускной способности магистрали, а это отличная возможность дать людям рабочие места и новые комфортабельные дома».
Поручения Ивана Варшавского
Неформальная столица Байкало-Амурской магистрали — Тында. Здесь с основной линией скрещивается Малый БАМ, который соединяет Транссиб с Беркакитом и Нерюнгри. 10 июля гостем заседания Совета Федерации стал, пожалуй, самый известный житель города — Герой Соцтруда Иван Варшавский. Уроженец Одесской области приехал в Тындинский посёлок в 1974-м, а 10 лет спустя его бригада вбила стыковочный «золотой костыль» БАМа на разъезде Балбухта.
«Молодёжь приехала со всех республик, из больших городов. Каждый выходной по десять свадеб! В то время каждый день три-четыре новых человека появлялись! В минус 40 семьи жили в палатках и вагончиках, однако тем сильнее любили друг друга. У людей медовый месяц, а батареи полопались. Мы приходим, отодвигаем койку с этой влюблённой парочкой и тут же меняем батареи. И обид не было никаких!» — поделился с сенаторами легендарный бригадир.
Сегодня многим бамовцам не по карману даже поездки по железной дороге, которую они когда-то прокладывали.
«Мы отдалены от областного центра Благовещенска почти на 900 километров. Если какие-то командировки по служебным вопросам, или если человек заболел, добираемся на перекладных. Сейчас только через сутки ходит очень дорогой поезд, потому что назвали его «скоростным», — недоумевает Иван Николаевич.
В тындинской больнице не хватает специалистов. «На ремонт и увеличение койко-мест выделили 36 миллионов рублей, а требуется 170», — посетовал Варшавский.
Хотя в Тынде за последние пять лет построили 100 тысяч квадратных метров, не хватает ещё 80 тысяч. При этом многих бамовцев не устраивает качество новостроек в микрорайоне Таёжный.
Сегодня в расширение БАМа вкладываются миллиарды рублей. И теперь законодатели обязаны в первую очередь обеспечить поэтапное градостроительное развитие прилегающих территорий, включая социальную инфраструктуру.
«Строят как — каркас обшивают, утепляют, а у нас вечная мерзлота, земля дышит, появляются щели, полы проседают. В настоящее время более тысячи заявлений на продажу квартир. Почему же для очередников нельзя приобретать вторичное жильё?» — поинтересовался Иван Варшавский.
«Спасибо, что вы подняли острые вопросы, мы их возьмём на контроль. Нам, представителям власти, стыдно должно быть перед этими людьми, которые работали в суровых условиях и строили важнейший для страны проект», — отреагировала на слова легенды БАМа председатель Совета Федерации .
Спикер поручила сенаторам от Амурской области и Александру Корякову лично проконтролировать вопрос с выделением дополнительных средств тындинской больнице. Кроме того, протокольное поручение проанализировать проблемы, которые перечислил Иван Варшавский, дано комитету палаты регионов по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Сколько выпить: сомнительный ответ о полезных дозах
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео