Войти в почту

Мечта налоговика: корреспонденту The Financial Times понравились технологии российской ФНС

Корреспондент The Financial Times побывал в российской ФНС и остался под большим впечатлением. Что поразило британского журналиста? Журналист, судя по всему, побывал в центральном аппарате ФНС на Неглинной улице. Как он написал, несмотря на то, что здание советской эпохи, в технологиях наших налоговиков ничего советского нет. Ему показали цифровую систему, которая работает без предоставления деклараций. Налоговая за полторы минуты может получить данные о любой транзакции, от Москвы до Владивостока. Экскурсию провел лично глава ФНС Михаил Мишустин, который рассказал корреспонденту, что он пил накануне в своем отеле. «Михаил Мишустин, глава налоговой службы, стоит перед огромным видеоэкраном и готовится продемонстрировать свои возможности. «Где вы остановились прошлой ночью?» — спрашивает он. Когда я отвечаю, его сотрудники увеличивают на экране с картой отель «Будапешт». «Кофе заказывали?» Затем сотрудники кликают на квитанции на еду и напитки, которые мы заказывали в этом отеле прошлым вечером. «Смотрите, было продано три капучино, один эспрессо и латте. Один из них был вашим», — торжествующе заявляет Мишустин. Он был прав». Впечатления корреспондента The Financial Times вылились и в заголовок материала: «Роль России в создании налоговика будущего». Один из экспертов газеты назвал российскую систему «мечтой налоговика». Здесь стоит оговориться: именно налоговика. Потому что не для каждого нашего бизнесмена это мечта. С одной стороны, последние нововведения ФНС вроде онлайн-касс облегчили жизнь тем, кто и раньше работал «вбелую». Но тем, кому было что скрывать, стало труднее. Вопросы налогов, как и крови, одни из самых сложных в мире, иначе бы не бились в судах с налоговиками на тему уплаты НДС и так далее. Но теперь у ФНС есть железные электронные аргументы, хотя это не отменяет сбои, на которые регулярно жалуется бизнес. Раз уж британскому журналисту рассказали про его латте, то Business FM обратилась за комментарием к владелице сети кофеен Double B Анне Цфасман. Она отметила и другую сторону контроля. Анна Цфасман владелица сети кофеен Double B «Когда гости начнут понимать, что абсолютно каждая их покупка сразу же отражается в налоговой, и все будут точно знать, сколько они тратят на кофе, сколько на рестораны, на одежду и так далее, тогда, возможно, будут возникать вопросы — откуда столько дохода? Когда не будут сходиться доходы с расходами, здесь у простых людей, скорее всего, будет масса на эту тему теорий заговора, конспирологии, а главное, очень некомфортного ощущения, что ты все время под лупой». Кстати, британская газета упоминает, что глава ФНС когда-то закончил машиностроительный вуз, поэтому технологии ему близки. Да и вообще, значительная часть карьеры Мишустина прошла не на госслужбе, а в бизнесе. Возможно, отсюда и успехи ФНС в части сборов. Раньше разрыв между теми поступлениями НДС, что ждала налоговая, и теми, что в реальности приходили, составлял 20%, сейчас — 1%. Для сравнения: в Британии налоговый разрыв — 9%. Вообще, каждая строчка из этого материала сочится оптимизмом. Корреспондент, например, мечтает, как автоматизированные системы заставят крупные корпорации платить налоги и исчезнет мрачность, которая сопровождает эту тему... Для полноты впечатлений осталось только постоять в очереди в каком-нибудь обычном отделении ФНС — с ворохом бумажных документов и без чашечки латте.

Мечта налоговика: корреспонденту The Financial Times понравились технологии российской ФНС
© BFM.RU