В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Валерий Гергиев: Моя ответственность — только перед Вагнером, а не перед тем, кто что-то там написал

В немецкой газете Die Zeit появилась

Валерий Гергиев: Моя ответственность — только перед Вагнером, а не перед тем, кто что-то там написал
Фото: Daily StormDaily Storm

рецензия

Видео дня

на выступление за дирижерским пультом во время премьеры оперы Вагнера «Тангейзер» художественного руководителя Мариинского театра . Материал был опубликован сразу после его концерта на открытии Байройтского фестиваля в . Оперному критику Флориану Циннекеру не понравилось, как Гергиев представил знаменитую оперу Вагнера «Тангейзер». У самого Гергиева на это ответ один: он честно делает свою работу, а кто и что там пишет, ему абсолютно все равно!

Раскритиковали, освистали, назвали его выступление каким-то «невнятным бормотанием»... — вот лишь некоторые из эпитетов, которыми сегодня пестрит мировая пресса. И все из-за чего? Из-за того, что кто-то решил самоутвердиться и написать, что Гергиев плохой. Но как сказал бы Станиславский, «не верю». Это Гергиев-то невнятный? Тогда выйдите и покажите, как надо — а написать может каждый. Но обо всем по порядку...

Die Zeit пишет, что во всем мире Валерия Гергиева считают гением, и он — действительно один из наиболее востребованных дирижеров. Однако немецкую публику ожидало разочарование, причем такое, что под конец выступления она не стеснялась открыто высказывать свое недовольство. Слишком «размыто и неточно» играли музыканты, слишком отстранен стоящий за дирижерским пультом человек.

«Слышно ведь сразу, если музыканты не играют, а певцы не поют вместе», — пояснил Циннекер.

По мнению автора рецензии, причиной неудачи мог стать тот факт, что Гергиев не участвовал в репетициях, предпочтя потратить это время на то, чтобы договориться о выступлениях на других площадках. Например, в Зальцбуге он взялся дирижировать оперой Верди «», а в Вербье — «Женщиной без тени» .

«В конце концов, никто не должен дирижировать в Байройте, если он этого не хочет», — заявил критик. Позднее к его мнению присоединились BR-Klassik, Deutschlandfunk, Kurier и журналисты некоторых других изданий.

Заявлять «не хочешь — не берись» — это, конечно, самоуверенно. Что об этом думает сам музыкант? Мы дозвонились до Валерия Абисаловича, чтобы узнать, как он относится к подобным нападкам. И, судя по голосу, все пули пролетели мимо!

«Моя ответственность — только перед композитором, а не перед тем, кто что-то там написал, — сказал Гергиев Daily Storm. — Именно так я воспринимаю и всю свою работу, и всю свою жизнь. Примерно то же самое лет тридцать назад сказал мне великий дирижер : «Никогда не читай о себе ничего хорошего и ничего плохого». Это был его совет. Я тогда был совсем молоденький, а он — один из величайших дирижеров столетия. Так что меня это мало интересует».

По словам маэстро, что про него говорят и что в действительности — это две разные вещи. Главное, что он сам знает, что честно делает свое дело! Это же подтвердят и слушатели.

«Выступление слышали сотни тысяч людей, — говорит артист, — ведь оно еще и транслировалось, его записывало телевидение. Так что... — ерунда полная!»

«Вот у меня на концерте в Америке бегают то украинцы, то еще какие-то люди с флагами. Если обо всем этом думать, потеряешь голову и забудешь, в чем твоя профессия, — иронично добавляет он. — Поэтому я думаю лишь о том, что мне надо сделать. Я так устроен!»

Есть у него и несколько слов для тех, кто за него переживает. Чего-чего, а вот этого делать не стоит! У него все отлично, он сейчас в Японии и снова весь в планах и делах. «Думайте только о хорошем!» — добродушно напутствует он.

Напомним, что знаменитую оперу Вагнера «Тангейзер» словно преследует злой рок. Один из скандалов разразился в Дюссельдорфе, когда режиссер Бурхард Космински решился представить свою, обновленную версию этого произведения. В его интерпретации действие происходило не в средние века, а во времена гитлеровской диктатуры и первого послевоенного канцлера ФРГ , причем главный герой — Тангейзер — служил охранником концентрационного лагеря. Премьера состоялась 4 мая 2013-го; зрители были в таком потрясении, что многим из них пришлось обращаться за медицинской помощью.

Не менее скандальной оказалась постановка молодого режиссера в Сибири. Узнав о содержании спектакля, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон подал в суд и на него самого, и на директора театра . Несмотря на то что обоих оправдали, Мездрич был уволен, Кулябину пришлось уйти, и спектакли отменили. Теперь дело Тангейзера повесили на Гергиева! За что — вопрос, наверное, риторический.