Войти в почту

Космическая мечта Волка из Змиева

А все дело было в том, что Волк только что вернулся из космического полета на «Союз Т-12, который он совершил в компании с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой. Но сначала небольшое биографическое отступление. Путь в небо начинался в Змиеве Игорь Волк родился в 1937 году неподалеку от Харькова в махоньком, но историческом городке Змиев. Там же пошел в школу, которую, правда, оканчивал уже в Курске — семья много ездила по стране. Уроженец Змиева обладал недюжинным здоровьем и стандартной для многих мальчишек послевоенных лет мечтой — стать летчиком. И он им стал. Пошел служить в армию, оттуда — в Кировоградское училище военных летчиков. Выпустился досрочно — так хорошо, нет, блестяще, учился Игорь Волк, там мастерски летал, что даже у бывалых авиаторов от восхищения открывался рот — ну, дает парень! Впрочем, судьбы летчицкая могла у него стать обычной — служба в нескольких гарнизонах, академия. К отставке дали бы полковника. В лучшем случае. Забегая вперед, скажем, полковника таки дали. В восемьдесят седьмом. Но сначала — в 1963 году, полетав на лучших советских бомбардировщиках Ил-28 и Ту-16, Игорь Петрович Волк уволился из рядом ВВС ВС СССР в звании капитана. И тому была веская причина. Кому понадобился капитан Волк Началась эпоха космоса. Она привела с собой в нашу жизнь множество научных и производственных задач, на первое место в решении которых выходили летчики. В первую голову, естественно, летчики-испытатели. Отдельно был набран Отряд космонавтов СССР. Его история хорошо известна. Меньше мы знаем об истории проекта многоразовых космических кораблей. В ней был свой отряд. И отбор в него велся еще жестче, чем в космонавты. Интересно, что в интересах секретности, производства и управления все испытатели этого отряда были выведены из прямого подчинения Министерства обороны СССР и переведены в зону ответственности Минавиапрома. Для того и понадобилось увольняться капитану Волку. В 1964 году в Советском Союзе разработали концепцию, а через два года начали воплощать в жизнь программу авиационно-космической системы «Спираль», состоящую из орбитального самолёта, который по технологии «воздушный старт» выводился в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. В срочном порядке ОКБ Микояна разработало предтечу будущих «космических челноков» — специальный самолет Миг-105.11, который и испытывал Игорь Волк. Не один, конечно. Кроме него, в отряд пришли самые известные, опытные летчики-испытатели. Впоследствии в него вошел даже побывавший в космосе Герман Титов. Игоря Волка взяли по причине того, что именно к нему применимо было высказывание «летает, как бог». Надо ли говорит, что все происходило в страшной спешке. Первыми орбитальные полеты на возвращаемом «челноке» задумали американцы. Советские конструкторы предложили свой проект годом позже, но всего за пару лет вырвали так далеко, что опередили американские проекты «челноков» на пятнадцать лет. Причем, во всем — начиная от жаропрочной плитки на обшивку аппарата, до качества системы управления. У Игоря Волка и его товарищей была крайне опасная работа. Не все Миг-105.11 были испытаны удачно. Слава богу, обошлось без жертв. Жизни летчиков берегли еще и полеты аппаратов вспомогательной программа «БОР», многое из элементов которой были заимствованы по фотографиям в технической прессе американцами. Через тернии — к звездам В обывательском сознании бытует представление о космонавте, как о человеке, которого, словно мешок с песком, ракета доставляет на орбиту, где его главной задачей является смотреть с доброй улыбкой в иллюминатор на Землю и ласково махать нам всем оттуда ладошкой. На деле же это громадный труд. Как в пилотировании, так и в выполнении многих и многих технических и научных заданий. Летчик-испытатель Игорь Волк мог полететь и в семидесятых. Но то очередь не подходила, то программу «Спираль» стараниями маршала Гречко, считавшего ее блажью, прикрывали. К тому же были в программе космических полетов и более срочные задачи, чем полеты «челноков». Наконец, когда стало известно о том, что родственная американская программа продвинулась достаточно далеко, приняли решение вернуть к жизни обновленную программу полетов многоразовых кораблей, которая теперь называлась «Буран». Волк должен был лететь для космической тренировки в 1980, потом еще через два года. Наконец, с третьей попытки полетел в 1984-ом с Джанибековым и Савицкой. У последних двух были свои задачи в этом полете. Сверхопытный испытатель Игорь Волк летал с одной целью — проверить самочувствие и работоспособность пилота будущего «Бурана» при спуске на землю из космоса, и сразу после него. Для того и летал Игорь Петрович после двухнедельной невесомости сразу с большими и разнообразными перегрузками на вертолете, пассажирском самолёте и истребителе. Он испытатель. Такая у него профессия. Члены экипажа космического корабля "Союз Т-12" перед стартом. Справа налево : космонавт-исследователь Игорь Волк, бортинженер Светлана Савицкая и командир корабля Владимир Джанибеков. Крест на мечте Мечта, к исполнению которой паренёк с харьковщины шел более двадцати лет, приближалась. 10 ноября 1985 года первый полноразмерный аналог «Бурана» прошел последние перед стартом в космос испытания — атмосферный полет. Пилотировали машину лётчики-испытатели Игорь Волк и Римантас Ситанкявичус. Лучшие испытатели страны, они провели 13 рулежек и пять горизонтальных полетов на этой специальной версии «Бурана». Оба должны были повести ее в исторический полет. Увы, он прошел без них 15 ноября 1988 года. Людьми рисковать не стали. Все блестяще исполнили бортовые компьютеры (лучшие на от время в мире). Но сохранилась видеозапись того, как с играющим желваками от волнения лицом Волк смотрит на полет. Он живет полетом, он там — в кабине «Бурана». Но его там на самом деле нет. Кто способен выдержать такой удар судьбы. Игорь Волк годом ранее, в возрасте пятьдесят лет был отправлен в отставку в звании полковника. По состоянию здоровья. Римантас Станкявичус погиб через два года на авиашоу в Италии. На мечте судьба поставила свой жирный крест. Проект «Буран» был сначала приостановлен на пару лет. А в 1993 году совет руководителей предприятий НПО «Энергия» окончательно закрыл его. России Ельцина стало не до «Буранов». Космические «челноки» стали чисто американским бизнесом. В отставке Осталось рассказать, что была далее с нашим героем. Числясь за отрядом космонавтов до 1995 года, Игорь Волк в отставке занимался в основном общественной работой — был президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР в 1986-1990 гг. и президентом Федерации любителей авиации с 1988 года. В девяносто втором, на старом советском багаже он молодецки еще принял участие в трансконтинентальном перелёте Москва — Канберра — Москва на самолётах Як-18Т. Как всякий большой и истинный патриот, не мог стоять в стороне и спокойно смотреть, как гибнет российское авиастроение. Поэтому Игорь Волк 21 ноября 2013 года был среди тех деятелей науки и промышленности, которые подписали открытое письмо президенту России с требованием поддержать производство отечественных самолётов. Игорь Петрович Волк ушел из жизни в 2017 году, дотянув до восьмидесяти. Возраст для людей его профессии почти немыслимый. Он летал на всех типах советских самолетов. И только космический полет на «Буране» остался мечтой, до которой было уже рукой дотянуться. Тоже, знаете ли, редкая судьба.

Космическая мечта Волка из Змиева
© Украина.ру