Войти в почту

Как всем миром создавали главный памятник Донбасса - «Правда ДНР»

Теперь же снова появился повод для того, чтобы рассказать подробнее о целой истории создания этого величественного монумента и оригинальном сувенире, изготовленном в честь такого события. Идея величественно увековечить Освободителей Донбасса вынашивалась долгие годы На берегу главной реки Донецка, древнего Кальмиуса, а точнее Кальмиусского водохранилища, в одном из красивейших парков города стоит этот грандиозный памятник мужеству, отваги и стойкости жителей Донбасса в борьбе с фашизмом. Его высота составляет 30 м. На гранитных плитах возле него перечислены все соединения Красной Армии, участвовавшие в освобождении Донбасса от фашистов. Этот мемориальный комплекс стал одним из главных мест, где сейчас проводятся массовые мероприятия в Донецке, посвященные Дню Победы и Дню освобождения Донбасса. Идея увековечить память погибших при освобождении Донбасса от немецких захватчиков советских воинов грандиозным памятником вынашивалась долгие годы на областном уровне. Уже в середине 50-х и начале 60-х годов прошлого века в документах Сталинских, а затем и Донецкого обл- и горисполкомов были письменно зафиксированы намерения соорудить в областном центре монумент бойцам Советской Армии, павших при освобождении Донецка. Постановление №330 (дополнение №3) о создании памятника было принято ЦК КПУ и Советом Министров УССР 16 мая 1967 года. Даже 10 января 1968 года был объявлен открытый конкурс на проект монумента. «Проект монумента должен увековечить героический подвиг бойцов Советской Армии, погибших за освобождение Донбасса. Монумент должен ясно раскрыть эту идею средствами архитектуры, скульптуры и живописи, быть простым и величественным. Должен быть увязан с архитектурной средой и служить организации начала окружающего ландшафта…», — такие требования выдвигались организаторами конкурса. А 6 марта 1969 года исполком Донецкого городского совета утверждал протокол жюри этого конкурса, выделив из свободных средств горсовета 900 рублей для поощрения принимавших участие в конкурсе скульпторов и архитекторов. Было решено 1-ю и 2-ю премии не присуждать. Лишь материально поощрили авторов двух 3-х премий. По поводу конкретного же места строительства монумента тоже были споры. В самом начале его хотели установить на левом берегу реки Кальмиус, на территории современного парка Победы возле городского дворца детско-юношеского творчества. Однако, в конце концов, архитекторы выбрали, как им показалось, самое подходящее место в парке им. Ленинского комсомола. Как говорится, что скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Так получилось и со строительством монумента «Твоим освободителям, Донбасс!». По своему масштабу и политическому значению такой монумент, как тогда было заведено по рангу, должны были строить столичные скульпторы. Так как Донецк тогда входил в состав УССР, то над проектом будущего памятника начал работать киевский коллектив скульпторов. Однако дончане считали по-иному. По мнению наших руководителей области и города, для скульпторов и архитекторов такое строительство местными силами было принципиальным моментом. Поэтому в Донецке в 1976 году был создан авторский коллектив в составе: скульпторов — Юрия Ивановича Балдина и Александра Николаевича Порожнюка, архитекторов — Владимира Петровича Кишканя и Михаила Яковлевича Ксеневича, инженера-конструктора —Ефима Леонидовича Райгородецкого. Вариантов монумента было более десятка По воспоминаниям Александра Порожнюка, вариантов памятника предлагалось более десятка, но в Киеве долго и методично придирались к ним. В конце концов, появилась концепция соединения фигур воина и шахтёра. Это было в октябре 1982 года. 29 декабря того же года Управлением Госэкспертизы Госстроя УССР было дано заключение по этому проекту. И 28 февраля 1983 года Совмин Республики этот проект памятника официально утвердил, но при этом на неделю ранее, Донецкий горисполком своим решением уже разрешил его рабочее проектирование и строительство. Нужно отметить еще один момент, что создание памятника благоустроило прилегающую территорию. Так были отселены из своих домов-хибарок и получили новое жилье десять семей по улицам Приовражной, Кирпичной и Стеклова. Непосредственно сам процесс создания монумента оказался нелегким делом. Двухметровые головы фигур солдата и шахтёра в течение года лепились из гипса и покрывались медью на дне еще пустого бассейна Донецкого государственного университета. Каркас памятника из меди Артемовского завода цветных металлов делали на Донецком машиностроительном заводе (ныне «Донецкгормаш»). Были у авторов и споры по некоторым отдельным местам будущего памятника. Сегодня мы видим, что одним из главных символов монумента является большой меч, который крепко в своих руках сжимают солдат и шахтер. Как оказалось, первоначально при строительстве скульпторами был предложен и иной вариант оружия в руках скульптур монумента — у солдата должен был автомат, а у шахтера — отбойный молоток. Эти предложения обсуждали 5 марта 1983 года на совещании в Донецкой областной организации Союза архитекторов УССР. В ходе дискуссии было принято, что архитектурное «решение с мечом более правильное — меч объединяет две фигуры (единство)». Кроме того, что при таком решении памятник более лаконичный и немногословный. Один из самых знаменитых донецких архитекторов Павел Вигдергауз тогда заявил, что «это былинное решение, смотрящее не только в историю, но и в будущее». Как показало время, наш знаменитый зодчий был абсолютно прав. Через 30 лет жителям донецкого края снова доводится освобождать свой родной Донбасс от нацистов, пришедших убивать «Градами», минометами наших людей по преступному приказу руководителей из Киева. И снова донецким горнякам пришлось, как в грозные годы Великой Отечественной войны, оставить на время отбойный молоток и взять в свои руки меч. У авторского коллектива были сомнения, что при сильном ветре вся конструкция монумента может потерять устойчивость. Была создана специальная двухметровая модель, которую возили в московский институт аэрокосмических исследований имени Жуковского для технических испытаний в аэродинамической трубе. На строительство памятника было потрачено более 850 тысяч советских рублей. Строили памятник всем миром Открытие монумента «Твоим освободителям, Донбасс!» хотели приурочить к сорокалетию освобождения Донбасса, которое отмечали в сентябре 1983 года, но к этому сроку завершить все строительство не успели. Поэтому пришлось достраивать памятник всем миром. В фондах Государственного архива Донецкой Народной Республики сохранилась информация с распоряжениями районных властей города о выделении дополнительных рабочих на завершение строительства. «В соответствии с телефонограммой горкома КПУ и исполкома горсовета, направить с 14 апреля в распоряжение треста «Донецкметаллургстрой» для сооружения монумента Освободителям Донбасса сроком на 2 месяца следующих рабочих: ДСУ №2 — два плотника; п/о «Донецквторцветмет» — два плотника; шахта «Мушкетовская» — один плотник; мехколонна №26 — два каменщика; АТП треста «Южэлектросетьстрой» — три каменщика», — такое распоряжение Буденновского райисполкома, в частности, было принято 12.04.1983 года. Также согласно постановления Донецкого горсовета от 10 мая того же года районы города участвовали в долевом финансировании строительства монумента. Так, с Буденновского района, было перечислено 25 тысяч рублей в управление капстроительства. Открытие монумента было масштабным и торжественным Памятник был открыт 8 мая 1984 года к тридцатидевятилетию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 40-летию освобождения Советской Украины от фашистов. Об этом событии написали на следующий день все областные газеты. «Праздничный, украшенный кумачом и цветами, строй на центральной площади города встречал бронетранспортер с факелом, который был зажжен с Вечного огня мемориала на легендарной Саур-Могиле. В одних шеренгах, плечом к плечу застыли представители трех поколений — воины-ветераны, курсанты Донецкого высшего военно-политического училища и юные дончане. Улыбками, приветственными букетами весенних первоцветов встречали дончане колонну марш-парада, проходившую по празднично принаряженной центральной улице имени Артема, проспекту Мира к парку имени Ленинского комсомола, где воздвигнут монумент Освободителям Донбасса», — описывали начало торжественного открытия монумента журналисты. Далее в статьях сообщалось, что тысячи дончан проработали здесь на субботниках, чтобы украсить аллеи и благоустроить прилегающую территорию. Перед началом торжественного митинга состоялось театрализованное представление. Открыл митинг тогда второй секретарь Донецкого горкома коммунистической партии Украины Станислав Поважный. Потом прозвучали Гимны СССР и УССР. Затем было предоставлено слово члену Политбюро КПУ, первому секретарю Донецкого обкома КПУ Василию Миронову. «Этот монумент, так же, как и тысячи других величественных памятников и скромных обелисков, вставших на огромном поле войны — от Волги до Берлина — свидетельство величайшего мужества советского человека, его высокого патриотизма и несгибаемой воли, любви к родной земле и ненависти к тем, кто хотел ее поработить», — такие слова он сказал тогда в своей речи. После участники митинга почтили минутой молчания память героев, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины. Выступившие затем на митинге Герой Советского Союза, бывший командир 301-й стрелковой дивизии, Почетный гражданин Донецка, генерал-майор Владимир Антонов; Герой Социалистического Труда, участник боев за освобождение Донбасса, бригадир проходчиков ш/у «Октябрьское» Дмитрий Куропятник; участница донецкого подполья В. Волкова говорили о величии подвига, совершенным советским народом в годы Великой Отечественной войны. Потом участников митинга приветствовали воины Донецкого гарнизона, пионеры и комсомольцы. И затем наступила торжественная минута. Под аплодисменты алую ленту возле монумента разрезали Василий Миронов, Герой Советского Союза Владимир Антонов, Герой Социалистического Труда, бригадир горняков с шахты «Трудовская» Анатолий Полищук. «Даже через много лет после установки монумент «Твоим освободителям, Донбасс!» не потерял своего величия и своей масштабности. Это художественное произведение несет большую созидательную функцию — объединяет всех людей в Донецке. Он показывает несокрушимый характер жителей нашего города», — считает один из авторов монумента Александр Порожнюк. Также в состав мемориального комплекса сегодня входят: экспозиция военной техники, в которой есть и легендарная для Донецка «тридцатичетвертка» из танковой бригады гвардии полковника Франца Гринкевича, похороненного возле театра оперы и балета и на могиле, которого стоит более современный танк. Здесь есть сквер ветеранов, стела партизанам-подпольщикам, колокол памяти, который выковали из осколков снарядов и гильз, собранных на полях бывшей Донецкой области уже после той страшной войны. В 2012 году в подземной части монумента был открыт Военно-исторический музей Великой Отечественной войны — филиал Донецкого республиканского краеведческого музея. На нижнем уровне расположен общий экспозиционный зал, зал военной кинохроники, зал Победы. Верхний уровень представляет собой наклонные галереи, оформленные тематическими фотопанно, экспозициями и диорамами. Также в подземный комплекс монумента входит художественный музей «АртДонбасс». Неподалеку 28 августа 2015 года был открыт памятник Погибшим жителям Донецкой Народной Республики. Оказалось — есть такой! Речь идет о металлической плакетке (из металлогальваники) размером 160х115 мм, на которой в центре композиции изображены скульптуры монумента — солдат и шахтер с мечом. Также в верхнем левом углу размещен щит с надписью: «Монумент в Донецке открыт 8 мая 1984г. в присутствии 60 тысяч гостей и горожан». На правой стороне плакетки отображены залпы салюта и внизу узнается наш индустриальный пейзаж. Внизу, на правом боку, сувенира имеется подпись его автора — М. Панченко. Сегодня мы не знаем, сколько экземпляров этого сувенира было сделано? Кому плакетку вручали? Контактировал ли автор с творческим коллективом создателей монумента? Зато удалось найти некоторую информацию об авторе плакетки — Михаиле Павловиче Панченко, который оказался интересным человеком. В этом помогла его автобиография, написанная им самим на интернет-сайте Стихи.ру в начале 2000-х годов. Родился Михаил Павлович 21 августа 1930 года в Москве в семье довольно известного поэта, переводчика Павла Панченко-Трюха. С началом Великой Отечественной войны оказался в эвакуации в Чистополе в интернате для детей сотрудников Литфонда СССР, а затем, прибавив себе 3,5 года, стал юнгой на боевом корабле Северного флота и участвовал в охоте за подводными лодками фашистов и в разминировании морских вод. Был ранен. Из снятого о нем сюжета для федерального российского канала «Культура» становится известным, что Михаил Павлович учился в архитектурно-художественном училище, где получил профессию «мастер-литейщик». В начале своей трудовой деятельности он участвовал в реставрации зданий МИДа СССР, посольства Канады, в оформлении интерьеров Дворца Фонда культуры, станций московского метрополитена. Далее снова возвращаемся к автобиографии Михаила Панченко. «С 1955 по 1962 годы работал на строительстве ядерных объектов в Сибири (Красноярск-26). Несколько лет трудился там в драматическом театре. Сначала, выполняя роль скульптора — отделочника при строительстве его, а затем работая, в нём же — художником и начальником бутафорского цеха. Участвовал в создании спектаклей: «Анджело, тиран Падуанский», «Травиата», «Сильва», «Баядерка», «Свадьба в Малиновке» и др. С 1962 по 1979 годы был начальником СКБ в системе Министерства среднего машиностроения, а с 1979 по 1986 годы выполнял спецработы по линии Академии Наук СССР в Донецке. С 1987 по 1992 годы работал на разных предприятиях города Москвы, в основном в творческо-прикладной сфере. Некоторые мои творческие работы находятся в постоянных экспозициях у лидеров ведущих государств мира, в музее ООН, Национальном музее США, в Оружейной Палате Московского Кремля, в музее Революции. В 1986 году получил звание художника — профессионала и Народного мастера УССР по декоративно — прикладному искусству», — написал он сам. Сюжет для телеканала «Культура» о нем журналисты сняли в связи с его желанием и работой над проектом архитектурного сооружения «Вселенский Колокол Мира». Работы Михаила Панченко есть в коллекциях Рональда Рейгана, Джорджа Буша (старшего), Михаила Горбачёва, Владимира Путина. Они выполнены из металла первой ракеты Р12, ликвидированной по договору СССР-США от 1987 года и были преподнесены в качестве дара от Международного конкурса «Моё открытие Америки». Кстати, в уже указанном выше сюжете телеканала «Культура», можно рассмотреть, что были, как оказывается, несколько вариантов памятных сувениров о Донбассе. Когда московские журналисты показывали рабочий кабинет Михаила Павловича и его работы, то там видно, что есть довольно большая чеканка с кругом в виде солнца внутри и отходящих от него лучей, на которой выгравированы слова «Твоим Освободителям Донбасс», а внизу композиции один из символов Донецка — роза. Об этом сувенире также у наших историков нет информации. К сожалению, в 2009 году Михаил Павлович Панченко умер и ответы на все эти вопросы уже не удастся от него получить. Однако, работы его живут и одна из памятных плакеток заняла свое достойное место в экспозиции выставки, посвященной монументу «Твоим освободителям, Донбасс!», которая продолжает экспонироваться в Военно-историческом музее Великой Отечественной войны в Донецке. Анатолий Жаров Оригинал публикации

Как всем миром создавали главный памятник Донбасса - «Правда ДНР»
© Украина.ру