В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Россия и МВФ: история отношений

, 27 июля - "Вести.Экономика" За 27 лет смогла изменить свою позицию в МВФ от крупнейшего заемщика до влиятельного кредитора. О том, что представляет из себя эта организация, и как складывались отношения нашей страны с МВФ, рассказывает Софья Главина, руководить программы "Цифровая экономика" ИМЭБ РУДН.

Россия и МВФ: история отношений
Фото: Вести ЭкономикаВести Экономика

(МВФ) был создан 27 декабря 1945 года и подотчетен 189 странам, входящим в его почти глобальное членство. Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютной системы. Это достигается тремя способами: отслеживанием глобальной экономики и экономики стран-членов; кредитованием стран, поддержкой положительного платежного баланса; оказанием консультационных услуг членам.

Видео дня

Финансовая организация МВФ построена на долевой основе стран-членов: большая часть финансовых ресурсов для кредитования предоставляется, в основном, за счет квот. Каждой стране-члену МВФ назначается квота, в целом основанная на ее относительном положении в мировой экономике. По сути, квота определяет влияние страны на МВФ, количество «доступных» голосов и объемы доступного кредитования. Кроме того, квота влияет на размер взносов в фонд – все взносы формируются исходя из валютных пропорций: ¼ в иностранной валюте (на выбор: доллар США, евро, японская йена, юань, фунт стерлингов) и ¾ в национальной валюте. На данный момент проходит 15-й пересмотр квот, который планируется завершить в 2019 году и перейти к 16-ому. Формула расчёта квоты страны основана на четырех показателях: объемы международных резервов, ВВП, степень открытости экономики и её изменчивость.

Финансовая емкость МВФ после последнего пересмотра квот составляет около 467 млрд. СДР ($ 650 млрд). При этом МВФ имеет возможность привлекать средства для пополнения квотных ресурсов, основанное на двухсторонних соглашениях о заимствованиях между странами-членами и МВФ (на данный момент соглашения действуют примерно на 280 млрд СДР (около $387 млрд)).

Финансовую мощь МВФ составляют:

- Специальные права заимствования (SDR, Special Drawing Rights) - международный резервный актив, созданный МВФ в 1969 году для пополнения официальных резервов стран-членов. Именно СДР является внутренним платежным средством МВФ, был введен с целью унификации (поскольку все страны-члены введут расчёт в разных валютах). С формальной точки зрения, СДР не является ни долговым обязательством, ни валютой. Совокупные накопления составляют примерно 204 млрд СДР (ок. $283 млрд). Государства-члены МВФ могут добровольно обменивать СДР на валюту между собой. Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют. На момент статьи курс SDR равен $1.45 доллара США.

- Золото - важный актив в резервных фондах нескольких стран, и МВФ по-прежнему является одним из крупнейших в мире официальных держателей золота.

- Заемные средства. Несмотря на то, что квоты для стран-членов является основным источником финансирования МВФ, Фонд может пополнять свои квотные ресурсы за счет внешних заимствований.

МВФ и Россия Несмотря на то, что делегация Советского Союза участвовала в 1944 году в Бреттен-Вудской конференции, в рамках которой было принято решение в том числе о создании МВФ, по окончании конференции правительство СССР объявило о неприсоединении к работе и Международного валютного фонда.

Фактически, Россия стала членом МВФ только в 1992 году. Именно с данного момента организация оказывает влияние на внутреннюю экономическую политику России в формате рекомендаций Правительству и . В сферу контроля МВФ входит: установление рекомендуемого уровня национального бюджета, определение уровня инфляции, контроль уровня процентных ставок в стране, валютный курс и др.

С момента вступления России в МВФ сотрудничество осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики.

1992 – 1993 года. Начало кредитной истории России в МВФ В течение апреля – мая 1992 года исполнительным советом МВФ было утверждено членство многих государств бывшего Советского Союза. Первая программа МВФ была опубликована уже 1 апреля 1992 года. В рамках данной программы предполагалось: создание фонда по стабилизации рубля общим объемом в $6 млрд и предоставление резервного кредита объемом в $3 млрд. Предполагалось проведение двух траншей в рамках одобренного кредита объемом в 719 млн СДР (около $1 млрд) 5 августа был проведен первый транш кредита, однако его использование требовало удерживание дефицита госбюджета на уровне до 5% ВВП и до 10% темпа инфляции. Однако дальнейшее экономическое состояние России не удовлетворяло требованиям МВФ, что привело к отказу в проведении второго транша.

Вторая программа стимуляции российской экономики была опубликована в апреле и утвержден в июле 1993 года. Основной целью кредитования была стабилизация финансового и макроэкономического климатов, а также поддержка России как страны с переходной экономикой. При этом условия кредитования были упрощены – сокращение дефицита госбюджета до 10% ВВП и снижение среднемесячного темпа инфляции до уровня 7-9%.

Данная программа привела к получению двух траншей 6 июля 1993 года и 25 апреля 1994 года – по 1 млрд СДР (около $1,5 млрд.). Однако проводимая в реальности политика не оказывала значительного влияния– что и стало отказом дальнейшего кредитования.

1994 – 1997 года. Улучшение экономического состояния и ужесточение требований МВФ В апреле 1994 года также последовал транш объемом $1.5 млрд. В связи с несоблюдением условий МВФ уже в октябре 1994 года было принято решение об ужесточении денежно-кредитной политики в стране, а также попыткам снижения инфляции.

Новый экономический курс оказался эффективным, в результате чего России в апреле 1995 года был предоставлен кредит согласно объемам квоты страны (4.3 млрд СДР - $6,8 млрд). Однако за предоставлением нового кредита последовало и ужесточение условий его использования – сокращение госдолга до 6% ВВП и среднемесячной инфляции до 1%, устранение внешнеторговых льгот и др. Постоянный контроль экономической политики со стороны МВФ позволил в марте 1996 года получить еще один кредит, объемом 6.9 млрд СДР ($10,1 млрд). Однако данный кредит превышал квоту России и составлял примерно 160%. При этом предполагалось неравномерное предоставление кредитных средств на протяжение трех лет.

1998 год. Россия – самый большой заемщик МВФ В данный период политика МВФ заключается в кредитовании в обмен на экономические реформы, политику либерализация экономики, снижение дефицита госдолга до 2% ВВП; снижение инфляции - до 6,9% в год. Данный подход был обусловлен результативностью указанных методов в промышленно развитых странах. Однако со стороны реформы были незначительными, и вмешательство в денежно-кредитную политику и экономику страны оставалось минимальным. После каждого транша создавалось впечатление «предотвращения» кризиса и возобновления функционирования экономики России, и отсутствия необходимости проведения реформ. Это привело к тому, что Россия стала крупнейшим должником МВФ на тот период, и возврат ссуд был невозможен без дальнейшего увеличения кредитования.

Новый кредитный транш МВФ стал крупнейшим в истории России - $11,2 млрд. 20 июля 1998 г МВФ принимает решение профинансировать увеличение кредитной договоренности для России на 6,3 млрд СДР. Предполагалось предоставление кредита тремя траншами (20 июля, 15 сентября, 15 декабря) в рамках 1998 года.

Однако в связи с тем, что 17 августа 1998 года в России был объявлен дефолт по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля – транш от 20 июля был остановлен. В это время Россия являлась крупнейшим заемщиком МВФ за всю историю, а на сегодняшний день уступает только Аргентине.

1999 – 2004 года. Погашение задолженности В июле 1999 года со стороны МВФ было принято решение о дальнейшем кредитовании России в течение 1999 – 2000гг. в размере 3.3 млрд СДР ($ 4,5 млрд), разделенный на несколько траншей. Первый перевод был осуществлен в размере 3.3 млрд СДР ($ 4.5 млрд). Однако в дальнейшем Россия по собственной инициативе отказалась от кредитования, чему способствовала улучшение макроэкономических условий – вырос мировой уровень цен на нефть. Общее улучшение конъюнктуры рынка и экономический рост позволил производить погашение долгов перед МВФ.

2005 год. Изменение статуса на кредитора МВФ К январю 2005 года Россия успешно погасила все задолженности и полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией, и в следствии получила статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

Современное участие России в МВФ На сегодняшний день квота России составляет 2,7% — 12 903 млн СДР ($17 млрд). Однако до 2010 года квота была незначительно меньше – 2.5% (9 945 млн СДР). При этом Россия является восьмой по размерам квот страной-участницей МВФ. Крупнейшими на данный момент являются США, Япония, Китай, Германия. Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссий экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

На сегодняшний день Россия участвует во множествах программах МВФ в качестве кредитора. В то же время Россия прибегает к консалтинговым услугам со стороны фонда, в частности, в 2018 г. наша страна получила новые рекомендации по «восстановлению» экономики на фоне геополитической ситуации, связанной с Украиной. Основными преградами на пути экономического развития были выделены: медленный процесс приватизации, растущая доля стареющего населения, геополитическая ситуация и санкции.

Стоит также отметить, что рекомендации МВФ учитываются Россией при корректировке национального экономического развития. Перспективы экономического роста в России будут зависеть от эффективности внутренней экономической политики и реформ. В последние три года рост ВВП составлял в среднем 1,4%, и прогнозируется сохранение подобных темпов и в 2019 году – согласно прогнозу МВФ.