Войти в почту

Приметы и верования: о чем говорит непогода летом и как вернуть тепло

Ультраполярное вторжение холодных воздушных масс ожидается в столице в конце июля. Метеорологи предупреждают, что в некоторых регионах страны ожидается снег. «Вечерня Москва» решила выяснить, как наши предки прогнозировали погоду, о чем говорили холода в летнее время и по каким приметам можно было узнать о приближении теплой погоды. Корреспондент «ВМ» обратился к старшему научному сотруднику МГУ им.Ломоносова, кандидату филологических наук и культурологу Марине Князевой, которая рассказала о славянских традициях и обычаях, связанных с холодом и дождем летом. — Как наши предки определяли, каким будет лето? — Народная культура — это язык общения человека и вселенной. Русская культура обращена к Солнцу. Свет и тепло у русского народа пронизывает все. Неудивительно, что множество народных обрядов осенью, зимой, весной и летом направлены на общение с Солнцем. В марте славяне звали, «закликали» весну, пекли «жаворонков». 1 мая отмечали день Живы, богини плодородия и жизни. Ее «прибог» (сущность-помощник в образе животного – прим. ред.) это кукушка. У кукушки весной, с наступлением тепла, наши предки спрашивали, сколько лет жить осталось. У кукушки, по народным поверьям, есть собственная трава, ее называют «кукушкины слезки» (травянистое лекарственное многолетнее растение яртышник обыкновенный – прим.ред.). По этой траве гадали, удачными будут ближайшие дни или нет: срывали, скользя рукой по стеблю, соцветие, и смотрели, что получилось. «Курочка» сулила застой, «петушок» — активность, благоприятное время. — Наверное, немаловажную роль в прогнозах играли растения? — В первую очередь предсказания погоды, и, как следствие, ожидаемого урожая, строились на сроках и интенсивности цветения растений. Так, черемуха может начать цвести в период с конца апреля до первых чисел июня. Но всегда с началом ее цветения наступает похолодание, часто выпадают осадки. Во время цветения черемухи хорошо ловится щука и лещ, сеют пшеницу, сажают картофель. Если цветет долго, будет много пчел и хлеба. Это не удивительно, ведь урожай злаковых зависит от насекомых, которые опыляют растения. Если цветов черемухи много и они большие — лето будет дождливым. «Гадали» на мошкаре. Приблизительно после 25 мая в лесах и рощах появляются комары. Если комары появились раньше – лето будет холодным. Если комаров много — будет обильный урожай ягод. Если много мелкой мошки, уродятся грибы. Как мы видим, обрядовые праздники, приметы и верования в действительности тесно связаны с многолетними наблюдениями за природными процессами. — 1 мая европейские народы тоже устраивали гуляния? В Европе ночь на 1 мая известна как «ведьмин праздник», Вальпургиева ночь. Начиная с первых весенних дней в деревнях особенно много внимания уделяли Солнцу и теплу. Традиции разных народов, связанные с календарем, очень похожи. Но только в том случае, если эти народы поклонялись Солнцу. Существуют и культуры, которые поклонялись Луне. Два ярких примера таких совершенно различных народов – Россия и Китай. — Нам роднее Солнце? — Славяне — солярная культура, образ Солнца в языческих традициях славян очень разнообразен. В своих верованиях наши предки полагали, что Солнце могут представлять сразу несколько божеств. Весеннее, яркое Солнце, дающее жизнь всему живому, называли Ярило. Ему поклонялись с апреля. Представляли это божество в виде молодого, сильного и страстного юноши. Слова «ярость» и «Ярило» имеют общий корень. Распространенное топографическое название «Красный яр» означает «очень красивое место, полное энергии, света и жизни». Ярмарки и ярильники – торговые мероприятия, сопряженные с весельем, обрядовыми песнями и плясками, длились до летнего солнцестояния – «похорон Ярилы». Во время символических похорон чучела Ярилы народ просил Солнце остаться и дарить свет. После этого световой день шел на убыль. — По каким еще приметам можно спрогнозировать погоду? — Приблизительно в это же время праздновали Ивана Купалу. Примечали, если в ночь на Купалу моросит дождь, вскоре наступят жаркие дни, которые продлятся долго. Яркие звезды на ясном небе — осенью будет много грибов, обильно уродятся овощи. В принципе, по тому, как роса лежит на траве, можно понять, какая наступит погода. Если капли возле черенка или в середине листа, наступит солнечная, хорошая погода. Если роса рассеялась по травинке — будут пасмурные и холодные дни. Наши предки также внимательно следили за поведением животных. Например, если корова хорошо ест сено в конце лета — это к ранним холодам. Животное запасается энергией, жирком. Выходили всем миром убирать урожай, спасать то, что растили. Недозревшие плоды могли дозреть в амбаре или сенях. Главное, чтобы не сгнили от сырости или не подморозились под открытым небом. С одной стороны — «обряд», «примета», с другой — вполне логичные, рациональные действия. — В середине лета тоже были традиционные празднества? Ближе к «макушке лета», между Живой и Спасом, в ночь на Петров день праздновали «Облупу». Молодежь выходила из деревни, парни и девушки пели песни, играли в обрядовые игры, пытаясь узнать друг друга по голосу, а перед рассветом отправлялись на холм или берег реки, встречать Солнце. Тот, кто увидел первый солнечный луч, кричал: «Облупа!» Т.е. солнце, как яичко, «облупилось», показалось из темноты. Все бежали в село, и говорили об этом. Если чистого луча не было, все готовились к ненастью. Напомню, по народному календарю лето заканчивается в Ильин день, 2 августа. Иногда даже «перекапывали» урожай — корнеплоды извлекали из земли, чтобы по окончанию холодных проливных дождей высадить вновь. — А отчего же портилась погода? Кого в этом винили? — Подобную внезапную непогоду связывали с мистическими существами — Марой, Мореной или Мокрухой, которые съедали или портили урожай. Мара — мастер порчи, она очень коварна, обычно прячется в тени. На свету ее не видно. Но в тени, по поверьям, Морену можно заметить и тут нужно не оплошать, действовать по обстоятельствам. Например, ловкий молодец вполне может пригвоздить к земле эту пакостницу вилами. По крайней мере, раньше в народе такой способ улучшения погоды считали трудным, но вполне реальным. «Нейтрализация» Мары не вечна. Мара неубиваема. Она, как и похороненный Ярило, потом возрождается и приходит снова. В других языках существуют слова, однокоренные «Маре». Это — «Мора» (аналогичный персонаж у западных народов), слова «морг» и «кошмар» однокоренные. Они близки понятиям «смерть», «страх», «тьма». Если наверху языческой схемы мира у наших предков стояли Перун Даждьбог и Велес, в самом низу находились Мара Морена и ее «прибоги», помощники — Трескун ,Студенец, Опока, Морозко и прочие «мелкие демоны». Наступили холодные дни? Мара мстит! Чтобы зло не пробралось в дом солили пороги и подоконники. — Как можно определить, долго ли продлятся дожди? — Существовало «гадание на урожай», которой, по факту, мы можем назвать метеорологическим тестом. Ложку соли клали у окна на ночь. Утром проверяли. Если соль набухала, была сырой – дожди затянутся. Очень разумно, ведь соль гигроскопична, крестьяне таким образом просто определяли влажность воздуха. Сегодня нам о циклонах и антициклонах рассказывают метеослужбы. А наши предки доходили до всего этого, копя на протяжении веков опыт и передавая информацию о «приметах» своим детям и внукам. — Обычно в сентябре природа дарит людям неделю, а то и две тепла? Чем занимались наши предки в эти дни? — Холодный, мокрый, «смазанный» конец лета может сулить яркое и теплое Бабье лето. Природа необыкновенно расцветает несмотря на трагический финал это компенсация, закономерные извечные циклы. В конце сентябре в деревнях устраивают посиделки – луков день. Перебирают заготовленные луковицы, готовят запас на зиму. Позже, к первым морозам собирают капустники — соседи и родственники вместе рубят на закваску и засолку капусту. — У многих народов существовало гадание с помощью птиц. Как обстояли дела у нас? — Эти обрядовые действия на Руси называли «зеньки». В октябре смотрели на птиц. Они сбивались в стаи и улетали на юг. Остающимся пичугам люди ставили угощение — хлебные крошки, зерно. Их просили остаться как символическую частичку лета. Если птицы улетали рано, «зеньки» считались «сиротскими» — к лютым холодам. Позже, в ноябре, на Козьму и Дамиана праздновали «Куриные именины». Резали и готовили кур. «Гадали» о зиме. Если жирок нагуляла — зима будет с морозами. О том же говорит обильный пуховой слой и плотное перо. «Предсказания». Как мы видим, вполне логичны и рациональны. Кур ели, обильная, жирная пища помогала легче перенести первые морозы. А перины, подушки и набивные одеяла, сделанные из пуха грели. Курица «хранила от холода». — Но ведь зима — это не конец жизни? Зима тоже несет радость – своим снегом, солнцем? — Люди, готовясь к холодным дням «переносили лето» в избу. Рубили зеленые ветви и украшали ими комнаты, расписывали поярче печь, вешали на окна полотенца с яркими узорами. В доме могли доращивать лук, морковь, прятали инструмент, в холодные ночи «в тепло» даже брали молодняк — ягнят, козлят, телят. Горница превращалась в мини-вселенную. Мы живем в северных широтах, поэтому проблемы холода и тепла для наших предков стояли очень остро, это был вопрос жизни и смерти. Холодное лето в России не редкость. Чем холоднее были временные периоды, тем ярче становились узоры на рубахах и посуде, тем теплее была гамма орнамента. Даже сегодня, чем дальше мы проедем на север России, тем больше киновари, желти, вохры на иконах. Они светятся алым, рубиновым, желто-золотистым цветом. Люди стремятся оставить солнечный свет в доме. Ведь половину лета будут лить холодные дожди. Потом придет осень, за нею — зима. И снова будет лето. Комментарий священника Клирик храма Святителя Николая, кандидат исторических наук, проректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета о. Филипп (Ильяшенко): — Прежде всего, хочу заметить, все, что мы знаем о настоящем, древнем язычестве из заслуживающих доверия исторических источников уместится на двух-трех страницах печатного текста. Язычество славян не следует путать с «новоделом», так называемым «Родноверием», которое подносят нам в виде «древней религии». Язычество подразумевало поклонение идолам, обращение к бесам. Иногда проводились человеческие жертвоприношения. С этим сумели разобраться наши прадеды и отказаться от опасных игр. Существуют традиции народа. Например, на Масленицу, за неделю до Великого поста едят блины. Это нормально. Поклоняться всему круглому и видеть в блине символ «божества» - род безумия. Придумать, «реконструировать» ни на чем не основываясь можно что угодно. Через такое искажение традиций можно прийти к поклонению бесам это очень плохо. Суеверия не следует путать с приметами. Суетная вера – ложная вера. Это условный набор псевдоправил. Например, в некоторых губерниях крестьяне считали, что, если молния ударит в дом в день пророка Илии, тушить пожар нельзя, это «грех». На самом деле подобные убеждения – бытовая глупость и отсутствие религиозной культуры. Увы, на Руси со времен средневековья существует «двоеверие», «обрядоверие». Люди знают, что Господь есть, но при этом заигрывают с темной стороной. Это от непонимания. От этого многие беды. Если человек обращается не к единому Богу, а просит какие-либо силы ему помочь, он просит бесов. При этом темным силам просящий дает власть над собой, и бесы этим воспользуются. Если речь идет о приметах, ничего плохого в этом нет. «Петр и Павел час убавил». С 12 июля, праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, день укорачивается на час. «Илья пророк два уволок». Интернета и гаджетов у наших предков не было, приметы помогали ориентироваться во времени и вести сельское хозяйство. Печь «жаворонков», чтобы «приманить весну» — суеверие. Печь 22 марта птичек в день памяти 40 мучениках, в Севастийском озере мучившихся — православная традиция. От редакции «ВМ»: Бонус. Рецепт «Жаворонка» Продукты: 1 кг муки, 25г дрожжей, 130г растительного масла, 0,5 стакана сахара, стакан воды, щепотка соли. Тесто: Смешайте 250г теплой воды и сахар, добавьте дрожжи. Добавьте смесь в муку и перемешайте. Влейте растительное масло. Хорошенько вымесите тесто. Оно должно стать плотным, упругим и не липнуть к рукам. Скатайте из теста шар, положите в кастрюлю. Накройте салфеткой и оставьте на час в теплом месте. Тесто должно увеличиться по объему в два раза. Лепка и выпекание: Обомните тесто. Нарежьте на кусочки примерно по 100 г, накатайте «колбаски». Завяжите «колбаски» узлом. С одной стороны сделайте утолщение – голову с острым кончиком – клювом. Сделайте из изюминок глазки. Расплющьте тесто с другой стороны, сделайте надрезы веером – это хвост. Разогрейте духовку до 180 градусов. Смажьте противень растительным маслом. Поместите изделия на противень. Смажьте поверхность «жаворонков» настоем крепкого чая с сахаром. Выпекайте около 40 минут. Читайте также: Эксперты рассказали, чем туман опасен для человека

Приметы и верования: о чем говорит непогода летом и как вернуть тепло
© Вечерняя Москва