Ещё

Покушение на ЦАГИ 

Покушение на ЦАГИ
Фото: Аргументы Недели
В распоряжение редакции «Аргументов недели» попал убойный документ, который вызывает массу вопросов к уровню компетентности руководителей авиационной науки и отрасли в целом. Мы помним ликвидацию Саратовского авиазавода, прошли уничтожение Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ) и удушение аффилированного с ним  (многоразовые космические аппараты — их конёк), сейчас наблюдаем утилизацию ракетно-космического . На очереди — знаменитый Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ФГУП «ЦАГИ»). Если быть точным, Научно-исследовательский Московский комплекс ЦАГИ — НИМК ЦАГИ.
ЦАГИ сдают в музей?
Парадокс — в год 100-летия знаменитого центра авиационной науки, куда с проблемами идут авиастроители всего мира, чиновники пытаются отгрызть заметный кусок этого бриллианта российского авиапрома. Но сначала только факт — к заместителю председателя официально обращается генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр им. Н. Е. Жуковского» . Процитирую все основные позиции документа, чтобы избежать обвинений, что «не так понял»:
«В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. №2489-р «НИЦ „Институт имени Н. Е. Жуковского“ осуществляет в установленном порядке от имени полномочия учредителя и собственника имущества ФГУП „ЦАГИ“. В хозяйственном ведении ФГУП „ЦАГИ“ находятся следующие объекты недвижимого имущества федеральной собственности, расположенные по адресу: Москва, ул. Радио, д. 17, корп. 5, 10, 12 соответственно:
— Научно-мемориальный музей … общей площадью 1093, 9 кв. метров;
— Аэродинамическая лаборатория с трубой и ветросиловой башней… общей площадью 3 656, 90 кв. метров;
— Гидродинамический бассейн… площадью 7 333, 4 кв. метров,
являющиеся объектами культурного наследия».
То есть ЦАГИ лишь ведёт в своих лабораториях научную и исследовательскую деятельность. А собственник имущества — НИЦ. Через НИЦ также финансируются работы, «заказывается музыка». Возвращаемся к документу:
«Указанный комплекс зданий включает первую аэродинамическую трубу, спроектированную и построенную основоположниками русской авиационной промышленности, учёными и конструкторами: Н. Е. Жуковским, А. Н. Туполевым, С. А. Чаплыгиным, С. П. Королёвым, предназначенную для крупногабаритных моделей самолётов, представляющую особую уникальность и ценность, историко-технический и культурный интерес для Российской Федерации. Кроме того, комплекс указанных зданий имеет не только историческую, но и архитектурную ценность, являясь одним из ярких образов конструктивизма в ».
То есть к 1-й тыс. кв. метров музея профессора пристегнули 10 тыс. кв. метров лабораторий и уникальный гидродинамический бассейн. И обратите внимание — какая забота об исторической и культурной ценности объектов! Продолжим:
«В ближайшей перспективе указанные объекты ФГУП «ЦАГИ» как объекты экспериментальной базы использовать не планируется. Данные объекты могут быть использованы организациями культуры для размещения музея с экспозицией авиационной направленности в целях демонстрации и популяризации отечественного авиастроения. В научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского собрана обширная коллекция вещей, книг, документов, образцов, моделей, конструкций и иных экспонатов, связанных со становлением и развитием русской авиационной промышленности.
С учётом изложенного прошу Вас дать поручение рассмотреть возможность о передаче федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Политехнический музей» (город Москва) либо иному государственному учреждению культуры вышеназванных зданий, являющихся объектом культурного наследия и имеющейся коллекции».
Россыпь чудес
Начинаю обзванивать специалистов. Все без исключения сначала не верят: «Не может быть! Да эта лаборатория для ЦАГИ — курица, несущая золотые яйца! А опытовый бассейн…» Специалист в области прикладной аэродинамики, механики полёта и проектирования летательных аппаратов, член-корреспондент , директор ЦАГИ в 1998–2006 годах осторожно намекнул:
— Наверное, вы не так поняли, они, скорее всего, только музей Жуковского хотят передать Министерству культуры.
Пришлось разочаровать уважаемого учёного. А почему не верили, совершенно ясно. Гидродинамический бассейн Московского комплекса ЦАГИ — единственный в стране, где можно отрабатывать контакт с водой высокоскоростной техники, даже исследовать проблемы вынужденных посадок летательных аппаратов сухопутного базирования. Да-да, тот самый бассейн, который спроектировал в 1925 году А. Н. Туполев и который хотят сплавить музею. Достижения научной школы Московского комплекса ЦАГИ позволили создать такие объекты, как: суперкавитирующую подводную ракету-торпеду «Шквал», МКБР «Булава» (в части подводного старта), подводные пули, судовые интерцепторы (установлены на скоростных пограничных катерах серии «Соболь», военных катерах типа «Мираж» и др.), гидросамолёты-амфибии Бе-200, экранопланы «КМ», «Орлёнок», «Лунь» и др. Здесь их учили приводняться и взлетать. Здесь Бе-200 подарили возможность за 10 секунд, не теряя скорости, набирать в баки для тушения пожара 12 тонн воды. Применение современных технологий позволит улучшить эти и будущие перспективные объекты по отдельным основным параметрам в разы. Можно возразить, есть же Крыловский центр в Санкт-Петербурге, там тоже занимаются гидродинамикой. Занимаются, но для кораблей. А посадочная скорость того же Бе-200 — 240 км/час.
Удивительные аэродинамические трубы позволяют проводить нестационарные испытания экранопланов — когда модель колеблется в потоке, вблизи экрана. Просчитать это математически невозможно, можно только измерить, зафиксировать экспериментальным путём. Корни аварий небольших экранопланов «Орион-20», «Иволга», случившихся несколько лет назад, в том, что их моделям не удалось попасть в эту лабораторию, с них не сняли аэродинамические характеристики. А одна из аэродинамических труб у далёких основателей ЦАГИ получилась с самым чистым в мире, без турбулентности, воздушным потоком. Высокоточный инструмент! Тоже в музей?
Наиболее востребованным в настоящее время является направление авиационной акустики. Обеспечение соответствия нормам по шуму является сферой конкурентной борьбы и ограничений, вводимых ИКАО на полёты наших самолётов. Исследования акустиков НИМК ЦАГИ не раз спасали отечественные авиалайнеры от запретов на полёты. Тоже в музей, а акустиков туда экскурсоводами?!
А ещё есть промышленная аэродинамика, системы вентиляции и охлаждения, течения в воздушных каналах, вентиляторы всех типов, взлётно-посадочные устройства, аэродинамика зданий, памятников и сооружений. Например, мост на остров Русский во Владивостоке эту лабораторию прошёл и служит жителям Приморья.
В России и мире интенсивно ведутся исследования по массовому применению беспилотной авиационной техники перевозки пассажиров. В Московском комплексе ЦАГИ есть целый ряд прорывных технологий в этой сфере, на основе которых страна может совершить научно-техническую революцию.
Важнейшим направлением работ НИМК ЦАГИ является комплекс исследований по обеспечению авиационной транспортной доступности Арктической зоны РФ на основе авиационных комплексов безаэродромного базирования — самолёты местных воздушных линий расширенных возможностей, с шасси на воздушной подушке, сверхкороткого взлёта-посадки. Соответствующие предложения сформированы и включены в проект госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
Махнём не глядя!
Следующий пункт обращения к вице-премьеру ставит всё на свои места: « рассмотреть возможность о предоставлении ФГУП «ЦАГИ» площадей взамен вышеназванных зданий, а также в рамках расширения функционала ФГБУ «НИЦ „Институт имени Н. Е. Жуковского“ и во исполнение подпункта „в“ пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. №558-р в целях обеспечения формирования технологической базы инновационной экономики, обеспечения научно-технологического прорыва в области развития приоритетных направлений науки и технологий в Российской Федерации, определения правовых и организационных основ деятельности новых научных инновационных структур в связи с необходимостью создания конкурентоспособных образов авиационной техники, использования технологий авиастроения в интересах различных областей хозяйственной деятельности прошу рассмотреть возможность в предоставлении в пользование ФГБУ „НИЦ „Институт имени Н. Е. Жуковского“ объектов недвижимого имущества, расположенных в городе Москве в районах с развитой транспортной инфраструктурой в непосредственной близости от органов исполнительной власти, государственных учреждений, ведущих организаций науки, образования и промышленности, не требующих проведения капитального ремонта“. И подпись „С глубоким уважением, Генеральный директор А. В. Дутов“.
За словесной вязью о „создании конкурентоспособных образов авиатехники“ видно одно — чиновникам НИЦ хочется иметь офис поближе к Кремлю. Выходит, ради этого можно безвозвратно угробить целые направления в науке — московские квадратные метры стоят любой подлости? В суровом декабре 1918 года отец русской авиации Н. Е. Жуковский принял предложение молодой власти и именно здесь, на улице Радио (в то время Вознесенской), создал центр аэрогидродинамики и вместе с ним заложил фундамент всей отечественной авиационной науки и промышленности. Сейчас какой-то ничем не примечательный Почётный судостроитель (заработал звание за год работы директором Крыловского центра!) Андрей Дутов его уничтожает. Что это — пробный шар, „хотелки“ верного сподвижника экс-вице-премьера , которого многие обвиняют в развале отечественного авиапрома?
Или, что ещё хуже, всё очень похоже на целенаправленную ликвидацию огромного пласта отечественной науки, граничащую с госизменой.
Кто обеспечивает рывок в авиационной науке
ГОЛОВНУЮ, так сказать, организацию, НИЦ им. Н. Е. Жуковского, сейчас возглавляет человек, не имеющий никакого отношения к авиационной науке, выпускник Московского финансового института 1986 года. Андрей Дутов после службы в Вооружённых силах с 1991 до 1998 года тянул лямку в банках на руководящих должностях. А потом попёрло! По всем статьям — начальник. Был и руководителем Роспрома, и генеральным директором (ОСК), и замминистра промышленности и торговли. Член Совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию. Входит в состав Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации. По „дороге“ в верха банкир успел стать доктором технических наук. Сейчас в „Национальном исследовательском центре „Институт имени Н. Е. Жуковского“ он генеральный директор, а его старший товарищ академик РАН Борис Алёшин там же научный руководитель и председатель наблюдательного и экспертного советов.
Пользователи Сети утверждают, что нашли в соли стекло
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео