Ещё

Сидя на красивом холме: 5 секретов главной природной достопримечательности ЗАО 

Фото: Москва24
Исторический урбанист, научный сотрудник «Музея Москвы» объясняет, почему Крылатское — одно из главных «мест силы» для москвичей.
"Вид с крылатских высот очарователен. Но многие ли москвичи бывали там?" — спрашивает краевед XIX века Александр Ярцев. Быстрая жизнь современного мегаполиса настолько «съедает» наши нервы, что иногда требует перевоплощения в сентиментального литератора конца XVIII века. Нужно не спеша побродить по окрестным оврагам, взобраться на холм, прикоснуться к дереву, полюбоваться панорамой реки. в своем «Вестнике Европы» старался культивировать это чувство среди москвичей. Для человека «эпохи Просвещения Природа, или Натура, — одно из важнейших понятий». «Портные и сапожники с женами и детьми рвут цветы на лугах и с букетами возвращаются в город. Мы видали это в чужих землях, а у нас видим только с некоторого времени и должны радоваться». Карамзин не упоминает в числе подмосковных достопримечательностей Крылатские холмы, но, побывав здесь, он бы непременно написал новую речь о всеобщем смягчении нравов.
Здесь целых три системы оврагов Да, хотя холмистый рельеф здесь и испытал большие изменения — снос села Крылатского, возведение Гребного канала — мы все равно оставим Крылатские холмы в числе лучших природных памятников города. Высоты здесь достигают 190 метров. Здесь целый три системы оврагов на холмистом склоне Москвы-реки — в северной части можно побродить по Татаровскому оврагу, в центре преодолеть Каменные заразы, а на юге осмотреть Каменную Клетву с родниками.
Татаровский овраг сухой, его наполняет вода лишь во время сильных дождей. То же самое относится и к Каменным заразам. Здесь много леса и песка, а течение замечается только в ливень. Каменная Клетва включает в себя и дикие растения, и остатки деятельности человека — жители села Крылатского высаживали здесь огороды, рядом сохранились остатки фруктового сада и кладбища. Надгробные камни прямо среди заказника ветшают и исчезают, природа берет свое. А ведь здесь похоронены чьи-то предки… Мы точно знаем, что в 1880-е годы территорию кладбища в Крылатском огородили кирпичными столбами и металлическим забором.
Чудотворные источники На дне Каменной Клетвы находятся несколько ручьев и источников. Один из них расположен на месте якобы чудотворного обретения в XIX веке иконы Рудненской Божией Матери. Старожилы вспоминают, какие очереди выстраивались за водой в 1990-е годы. Родник привлекал бомжей, цыган, попрошаек, слава о нем распространилась по всей Москве. Вода в роднике, впрочем, соответствует гигиеническим нормам. Грунтовые воды столицы, конечно, не лучший источник для питья, но в Крылатском родниковая вода проходит через слои известняка, песка, и, в общем-то, должна, по крайней мере, не вредить здоровью. Здесь химия часто вступает в противоборство с верой человека в чудесное исцеление. В последние годы родник облагородили, и журнал «Большой город», немало сделавший для Москвы в 2000-е годы, включил родник в число новых московских «мест силы» со своими преданиями, историями исцелений, суевериями.
Второй родник носит название Каменная Клетва. В нем довольно высокая скорость течения, поэтому за водой предпочитают приезжать на машинах. На территории природного заказника «Крылатские холмы» стараются поддерживать биологическое разнообразие. В научных журналах встречаются статьи о том, что здесь были выпущены выращенные в искусственных условиях куколки махаона.
Здесь отдыхали и  Москвичи приезжали сюда отдыхать, устраивали пикники. Крылатское, хотя и уступало Кунцеву по количеству дач, но все равно принимало сезонных гостей. Между Кунцевым и Крылатским находился дом архитектора Федора Шехтеля, одного из прославленных мастеров московского модерна. Высокое трехэтажное здание располагалось у кромки холма, откуда открывался вид на всю Москву. Художник в 1878 году выполнил рисунок «Вид на деревню Крылатское», перещеголяв Шишкина, который любил наведываться в Тушино. В 1923-м обычную крестьянскую избу в Крылатском снимал Игорь Грабарь. Особое запустение после трудных лет Гражданской войны, когда новая власть еще не устоялась, а барские особняки потеряли своих хозяев, создавал особый шарм ужаса, понятного только возвышенной натуре. «Зато жизнь научная, литературная, театральная, художественная проступила наружу с небывалой отчетливостью. Большевики уже пытались овладеть ею, но еще не умели этого сделать, и она доживала последние дни свободы в подлинном творческом подъеме» ().
Дореволюционный Голливуд накануне революции построил в Крылатском киностудию. «В Крылатском… картины снимались полностью, без каких либо доделок», — вспоминает киноделец и добавляет: "…благо в нашем распоряжении тут было все, что надо — и лес, и река, и луг, и поле, а также строения всех видов и стилей". В 1915 году местная церковь Рождества Христова послужила декорацией для фильма «Иван Грозный», где монарха играл сам .
Церковь как ориентир Выигрышнее всего силуэт русской церкви смотрится на возвышении. Небольшой пригорок, лес вокруг, яркие лучи закатного солнца. «Красноватый закатный пламень набежал — и зарделась ты». К сожалению, в Москве осталось не больше десятка храмов, гармонично вписанных в пейзаж. Участки рядом с остальными культовыми сооружениями давно застроены зданиями или, что еще хуже, многоэтажками, нарушая первоначальный заданный зодчим камертон звучания среды. Но несколько исключений все же имеется. И свои заслуженные победные очки получит находящаяся на западе Москвы церковь Рождества Богородицы в Крылатском.
Горы, крутые склоны, тропинки в лесу, родники — и храм! В камне его выстроили в 1860–1870-е годы. Церковь, хотя и многое вынесла, окончательно была закрыта в 1941 году. На всякий случай снесли и колокольню, которая могла быть хорошим ориентиром для нацистских бомбардировщиков. Но даже в 1950-е годы, до начала хрущевских гонений на церковь, прихожане продолжали негласно собираться возле храма в Крылатском. А потом наступила пора новых религиозных гонений и изменения исторического облика района, когда на месте деревни появились современные дома. Разоряли и могилы, многие из них были перенесены на Хованское кладбище. Получается, что изуродованная, лишенная изначального предназначения Рождественская церковь осталась последним сторожем старины в Крылатском. В 1980–1990-е годы начался процесс медленного восстановления храма, а внутренние росписи привели в порядок только в середине двухтысячных годов.
Удивительное чувство соприкосновения с природой и духовной жизнью, абсолютно сельские ландшафты влекут сюда москвичей со всех концов города…
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео