Ещё

Постричь за 900 секунд: экспресс-парикмахерские из Казани покоряют мир 

Постричь за 900 секунд: экспресс-парикмахерские из Казани покоряют мир
Фото: Инвест-Форсайт
Семь лет назад инженер Ильназ Набиуллин оставил работу на одном из крупнейших химических концернов в  ради собственного магазинчика бюджетной бижутерии. Со временем вошел во вкус предпринимательства и придумал парикмахерский фастфуд — салоны для стрижки, где с каждым клиентом мастер работает около 15 минут, а стоимость услуг унифицирована и по карману большинству жителей страны. Первая японская парикмахерская «Чио-Чио» была открыта весной 2017 года — сегодня это имя объединяет крупнейшую сеть парикмахерских в России: 250 точек в более чем 100 городах. Кроме того, казанский стартап работает в  и , а недавно открыл первую экспресс-парикмахерскую на .
Опыт — сын франшизы трудной Ильназ Набиуллин вспоминает, что первый бизнес-опыт получил в 16 лет. Закончив 11-й класс, он наладил в гараже производство гвоздей, инвестировав в дело $4 тыс., отложенных родителями на учебу вчерашнего школьника в вузе. Деньги на образование не понадобились, так как отличник был зачислен на бюджет без экзаменов, и пошли на покупку станка и проволоки. Но сбыта самодельные гвозди не нашли: слишком дорогими выходили изделия. Однако бизнес-охоты неудача не отбила. Уже после выпуска из химико-технологического вуза и выхода на  молодой специалист открыл собственный магазин мужской бижутерии Gentlz. Планировалось, что бизнесом будет заниматься супруга, но и сам Ильназ так втянулся, что оставил заводскую карьеру. Чуть позже решили продавать женские украшения эконом-сегмента и запустили бренд Zifa с товарами по одной цене — фактически офлайн-конкурента AliExpress. Это был первый опыт работы с арендодателями в торговых центрах и первая попытка продавать франшизу. Ильназ отмечает, что не все шло гладко: в ТЦ его торговые точки старались убрать с проходных мест, а франчайзи не всегда были честны. Несмотря на это, именно франчайзинговую модель Набиуллин считает основным драйвером малого бизнеса. Так что когда у предпринимателя созрела идея инновационной парикмахерской, он развивал ее с прицелом под франшизу.
Стрижка по-японски В парикмахерских «Чио-Чио» вместо администратора — терминал. Берешь талончик, попадаешь к мастеру, который должен уложиться во временной норматив — 15 минут. Для этого, например, мойка головы после стрижки заменена на сухую обработку «пылесосом». Оплата производится только с помощью терминала, поддерживающего в том числе бесконтактные и мобильные платежи.
«Мы сделали ставку на скорость обслуживания и ценовой сегмент ниже среднего, — говорит Ильназ Набиуллин. — Многие россияне не могут себе позволить посещать салоны красоты, но при этом хотели бы иметь возможность ходить в современные красивые парикмахерские, где гарантируют соблюдение всех санитарных норм, а ценник не превышает дневного заработка человека. Еще важно было сделать стрижку более доступной в прямом смысле — разместить салон так, чтобы в него можно было забежать по пути».
Бизнес-идея оформилась быстро — экспресс-услуги и эконом-цена. Оказалось, что подобные сети активно развиваются в Японии. Ильназ съездил в Страну восходящего солнца, но найти партнеров там не смог — пришлось строить сеть самому. От той поездки осталось только название — «Японская парикмахерская „Чио-Чио“: на яркое и необычное имя планировали привлекать клиентов. Бизнесмен признается, что проект был авантюрным, так как опыта в парикмахерском деле, даже на бьюти-рынке, у него не было никакого. Важную информацию смог получить только во время поиска управляющего для будущей парикмахерской — проводя собеседования, записывал все, а потом анализировал. Сомнений в выборе индустрии не было. Как показывают многочисленные соцопросы: даже во время кризиса, когда больше половины граждан вступают в режим жесткой экономии, только 10% готовы сильно урезать расходы на парикмахерские услуги или отказаться от них вообще, в то время как число вынужденных урезать расходы на продукты питания превышает 50%, и четверть россиян начинает экономить на покупке обуви и одежды.
»В данный момент времени мы видим огромное количество новых заведений, которые пытаются работать в сфере эконом, в частности открылось большое количество дешевых барбершопов. На мой взгляд, предприниматели таким образом пытаются играть на снижении доходов граждан и на имидже уже успевших себя зарекомендовать барбершопов со средней ценой», — считает основатель и управляющий мужской парикмахерской CHIN UP Станислав Рябико.
Парикмахер-стилист, индивидуальный предприниматель Анастасия Балуца подтверждает популярность эконом-парикмахерских и говорит, что они, как и недорогие сетевые продуктовые магазины на рынке ритейла, буквально выдавливают малый бизнес, демпингуя ценой.
«Монополисты не оставляют шансов малым предпринимателям среднего сегмента», — сетует предпринимательница.
Открытие первой точки вместе с разработкой бизнес-плана и разработкой лого обошлось в 1 млн 700 тыс. рублей. Позднее, в том числе за счет использования собственной мебели для салонов (Ильназ наладил свое производство кайдзен-шкафов), удалось снизить стоимость открытия до 350 тыс. рублей, а подготовительный этап — до 8 дней. Важным стала стандартизация работы парикмахеров и введение жестких KPI. У этой точки зрения есть противники.
«Нельзя всем предлагать одинаковые стрижки: у всех разная форма головы, количество и структура волос. Мастер-профессионал сначала выявляет индивидуальные особенности клиента, а после предлагает посетителю стрижку, которая скроет недостатки и подчеркнет достоинства, — уверен Станислав Рябико. — Стрижка на конвейере такими деталями похвастаться не может: это как рубашка, купленная не по фасону и одетая не к месту, — выглядит нелепо».
Ильназ Набиуллин возражает:
«Приходится слышать, что парикмахерское дело — это искусство, поэтому ограничивать мастера неправильно. Я же считаю, что стрижка — в первую очередь геометрия. Глядя на клиента, на форму лица, мастер классифицирует тип внешности и подбирает под него стрижку из шаблонов. Так мы получаем конвейерный продукт, с которым работать гораздо легче во всех смыслах, чем с творческим. Наш опыт говорит, что за один день в парикмахерской можно провести более 160 стрижек».
Наперегонки c американцами Сегодня во всех салонах «Чио-Чио» работают полторы тысячи мастеров и 5 роботов. Последние отвечают за подбор помещений и персонала и сопровождают операционный процесс. За два года «Чио-Чио» по франчайзинговой модели открыли 250 парикмахерских в России и стали крупнейшей сетью в стране, но амбиции вывели за границу — в Казахстан, Киргизию и США. Недавно первая парикмахерская Ильназа Набиуллина открылась на Манхеттене.
«Мы хотим побороться за звание крупнейшей сети и в мире, — заявляет предприниматель. — У лидера, американской Great Clips — 4,3 тысячи парикмахерских. Это очень много, чтобы догнать и перегнать, понадобится несколько лет, даже если открывать по несколько точек в день».
Станислав Рябико подчеркивает:
«За границей рынок бьюти-услуг для мужского населения сформирован давно, представители сильной половины человечества лучше разбираются в стрижках, и предлагать им продукт среднего или низкого качества просто-напросто не выйдет. Успешный опыт имеют российские бренды, вышедшие за границу с качественным продуктом, но назвать их экономом я бы не решился».
Казанский предприниматель тем временем планирует развивать детский формат «Чио-Чио», барбершопы и бьюти-коворкинги, где мастера ногтевого сервиса, косметологи, массажисты смогут почасово арендовать оборудованное рабочее место. Автор: Анна Орешкина
Видео дня. Скандальный рэпер-миллионер стал носить женскую одежду
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео