Forbes.ru 18 июля 2019

Производительность труда: можно ли выйти из тупика?

Фото: Forbes.ru
Давней проблемой российской экономики является низкая производительность труда. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), производительность труда в  в 2017 году составила $26,5 в час (этот показатель отражает объем ВВП, вырабатываемый каждым работающим россиянином за один час). И это в разы ниже, чем показатели европейских стран, или . Например, производительность труда в  $76,4, США $72,1, $60, Японии $46,1, в среднем по странам  — $54,8, по странам G7 — $64,1. Россия проигрывает практически всем странам ОЭСР, кроме , даже, например, прибалтийским странам — бывшим соседям по СССР (в самой успешной  — $38.3, по этому показателю тоже опережают Россию).
Конечно, в методиках оценки производительности труда существуют свои хитрости. В настоящее время в России утверждена методика , согласно которой производительность труда рассчитывается как добавленная стоимость, деленная на численность работников. При этом под добавленной стоимостью понимается сумма прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, к которой прибавляются расходы на оплату труда работников и страховые взносы, уплачиваемые предприятием в государственные внебюджетные фонды (до налогообложения). Речь идет о предприятиях с годовой выручкой от 400 млн до 30 млрд рублей (кроме производства подакцизных товаров).
Производительность труда росла в России нулевых — в среднем на 5,9%, но затем резко снизилась и так и не восстановилась после кризиса (рост в 2010-2017 годах на 1,4%, в 2017-2018 годах на 2%, что является самым динамичным за последние 10 лет, и обнадеживает как тенденция). Если правительство сохранит эти темпы роста, то за пять лет действия программы будет рост более чем на 10%, что уже немало. Правительство же рассчитывает выйти к 2024 году на уровень роста производительности в 5% в год (то есть 27% за пять лет).
В 2012 году в «майских указах» президент России ставил задачу увеличить производительность труда в 1,5 раза. Этот показатель выполнен не был даже близко. Рост производительности был зафиксирован только по российской методике, а по методике ОЭСР произошел даже небольшой спад, что связано с резкой девальвацией рубля в 2014 году. На это обращал внимание, в том числе, и председатель , оценивая проблемы с производительностью труда как наиболее серьезные. Говорил об этом и Путин лично. «Мы по-прежнему не можем задействовать ключевой резерв развития экономики, имею в виду рост производительности труда», — жаловался президент в 2014 году.
В 2019 году правительством утвержден национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», рассчитанный до 2024 года. Он предполагает расходы в размере 52,1 млрд рублей, в основном средств федерального бюджета — 45,7 млрд, 0,8 млрд рублей потратят из региональных бюджетов, а 5,6 млрд рублей — из внебюджетных фондов. Налоговые льготы для стимулирования роста производительности для регионов вводятся постепенно, по мере готовности, а с 2022 года планируется распространятся на все остальные регионы. Для этого создан федеральный центр компетенций (ФЦК) в сфере производительности труда. Основной способ поддержки — бесплатная консалтинговая поддержка предприятий (внедрение бережливого производства, системы мотивации и поддержки изменений и т.п.). Также возможно получение кредита на технологическую модернизацию от  — до 300 млн рублей под 1% на 5 лет. В апреле 2019 года экспертный совет фонда первый такой кредит на 80,5 млн рублей казанской группе «Тасма». Заявки от еще 17 предприятий сейчас рассматриваются.
Куратором проекта в правительстве фактически стал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Недавно он докладывал о первых успехах на правительственном часе в Совете Федерации.
Как оказалось, правительство досрочно расширяет нацпроект. Его проектный комитет разрешил заключать досрочные соглашения о присоединении к нацпроекту тех регионов, которые в него еще не вошли. К 8 июня такие заявки поступили от 10 субъектов. Они в свою очередь предложили включить в проект более 30 предприятий. Теперь в нацпроекте участвует 36 регионов из 85, что больше, чем планировалось. Первоначально правительство рассчитывало в 2019 году привлечь 29 регионов и расширить проект на всю страну в 2024 году. Изменения в нацпроект вносятся на ходу: уже запущены «Эффективная поликлиника» и «Комфортная школа», обсуждается присоединение к проекту и предприятий ЖКХ.
Особая роль в проекте отводится региональным структурам и прежде всего региональным центрам компетенций (РКЦ). По схеме нацпроекта Федеральный центр компетенций во всех регионах начинает работать первым, создает ряд образцовых предприятий. А спустя год или два уходит, а РЦК начинают самостоятельную работу с предприятиями, в том числе с привлечением консультантов. Перед структурами ставится задача создания высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
Насколько реалистичны эти цели? С одной стороны, среди участников нацпроекта уже сейчас более 500 предприятий, в том числе 188 работают с ФЦК, 295 — внедряют мероприятия по повышению производительности труда под руководством субъектов федерации. Разработана программа обучения управленческих кадров (зарегистрировались уже 1,1 тыс. человек, а всего в этом году обучение пройдут 3 278 управленцев). И уже можно говорить о результатах. У 58% предприятий, реализующих проекты по повышению эффективности, рост производительности труда от 10%. Оплачивает эти расходы в основном федеральный бюджет.
Но этого явно недостаточно. Надо говорить и об иных формах поддержки бизнеса, особенно малого и среднего: упрощении законодательства, ясности по возврату экспортного НДС, прекращении давления силовых структур, обеспечении доступности торговых площадей и логистических площадей по хранению (их дефицит толкает цены вверх), стабильности налогового законодательства. Заявления Силуанова говорят о том, что в правительстве это понимают. Вопрос в политической воле.
Надежду вселяет и тот факт, что никто уже не вспоминает про рост производительности труда в полтора раза за шесть лет, как обещали в 2012 году. Это позволяет надеяться, что в этот раз обойдется без нереальных целей. Теперь на повестке — рост на 5% в год.
Комментарии
Другое , Антон Силуанов , Алексей Кудрин , Владимир Путин , ОЭСР , Счетная палата , Совет Федерации , Минэкономразвития , Фонд развития промышленности , Германия , Латвия , Литва , Мексика , США , Великобритания , Эстония , Япония
Читайте также
В Италии призвали отменить санкции против России
5
«Сила в правде»: губернатор Ямала встретился с жителями Ноябрьска и рассказал о проблемах и перспективах
Последние новости
Битва за $33 млн: стартовал плей-офф крупнейшего киберспортивного турнира The International 2019
Авиакомпании сократили число рейсов в построенный Вексельбергом аэропорт Саратова
«Норникель» начал подготовку к IPO Быстринского ГОКа