Войти в почту

Правительства и парламенты неотделимы

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в своей программной статье, опубликованной 17 июля в «Парламентской газете», предложил проанализировать, как российская Конституция, которой ранее исполнилось 25 лет, работает в современных реалиях. Одним из главных тезисов его рассуждений стало предложение повысить роль наших парламентариев в процессе формирования Правительства России. «Парламентская газета» решила проанализировать опыт некоторых других стран и оценить, какую роль в этом вопросе играют иностранные депутаты. Как оказалось, законодатели всех крупнейших государств мира в той или иной степени вовлечены в процедуру формирования кабинета министров. Как премьера назначают на родине «парламента»? На этимологической родине слова «парламент» (от французского парле — «говорить») система разграничений полномочий законодательных и исполнительных органов ковалась порой в сложных условиях революций и европейских войн. Постепенно она пришла к своей нынешней форме и была зафиксирована в Конституции Пятой французской республики. Старший научный сотрудник ИМЭМО Павел Тимофеев рассказал «Парламентской газете», что, согласно основному закону, правительство Франции формируется при широком участии победившей на парламентских выборах партии или коалиции политических партий, если таковая создаётся. Утверждается глава Правительства президентом, но при этом против его кандидатуры не должно быть возражений со стороны законодателей, пояснил политолог. «Достигается такое взаимопонимание путём консультаций, которые начинаются после того, как победившая на выборах в парламент партия представляет президенту кандидатов на должность главы Правительства», — уточнил собеседник «ПГ». «Фишка» современной Франции в том, что выборы президента и парламента проходят друг за другом, в один год. И как правило, побеждают на них представители одних и тех же политических сил. Таким образом, каких-либо трений между ними по поводу состава Правительства нет, обратил внимание на нюансы дня сегодняшнего Тимофеев. Кого может уволить сенат США? Образцом функционирования государственной системы до недавних пор для многих оставались Соединённые Штаты Америки с их «системой сдержек и противовесов» и разделением властей. Но на самом деле в этой модели можно обнаружить как плюсы, так и минусы, считает научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО Александра Борисова. «Система сдержек и противовесов в США предполагает огромное количество пересечений функций и полномочий различных государственных органов. И у этого явления как минимум две стороны. С одной стороны, усложняется процесс управления, множатся противоречия, когда интересы не совпадают. С другой же - обеспечивается взаимный контроль, в том числе с точки зрения борьбы с коррупцией», — объяснила эксперт. Система сдержек и противовесов в США предполагает огромное количество пересечений функций и полномочий различных государственных органов. И у этого явления как минимум две стороны. Подобным образом обстоит дело и в ситуации с формированием правительства США. Президент является главой исполнительной власти Соединённых Штатов. Но без участия законодательного органа сформировать свою команду он не может. «Для назначения на должности своих министров или иных федеральных чиновников главе Белого дома необходимо получить одобрение конгресса. Сначала нижней палаты (Палаты представителей), потом сената. В США существует чёткий перечень чиновников, которые должны проходить эту процедуру», — пояснила Борисова. Помимо этого, отметила эксперт, у конгресса есть полномочия и по снятию чиновников с должностей. Речь идёт о процедуре импичмента. «Она применяется не только к президенту США, но и к любому его назначенцу, включая даже представителей судебной ветви власти — Верховного суда», — уточнила Борисова. Китайская модель Важная роль в формировании исполнительной власти отведена законодателям не только в странах с богатой историей парламентаризма. Например, в Китае, доказавшем всей планете эффективность своей государственной системы цифрами собственного экономического роста, правительство (Государственный совет) формируется при прямом участии народных избранников. Кстати Существует ряд международных органов, в той или иной степени подпадающих под определение парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз — ассоциация парламентов мира. Так, согласно конституции страны, Госсовет формируется на первой сессии избираемого раз в пять лет Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, китайский парламент. — Прим. ред.). В ходе неё утверждается премьер-министр, кандидатура которого представляется Председателем КНР. Остальные высшие чиновники Госсовета утверждаются ВСНП, но уже по представлению премьера. В период между сессиями Всекитайского собрания народных представителей необходимые изменения в составе правительства (кроме премьера) осуществляются Постоянным комитетом ВСНП и оформляются указами Председателя КНР. Стоит оговориться Впрочем, рассуждая об идеях, изложенных Вячеславом Володиным в своей статье «Живая Конституция развития», необходимо иметь в виду, что спикер не призывает вторгаться в незыблемые базовые положения российского Основного закона. Это скорее приглашение к дискуссии на тему «затравка» для дальнейшего обсуждения вопроса баланса ветвей власти. Как заявил, комментируя статью, вице-спикер палаты Сергей Неверов, участие Госдумы в формировании кабмина повысит ответственность депутатов, соответствующие предложения нужно обсуждать. «Предложение о том, чтобы повысить роль парламента в обсуждении отдельных министров, и учёт мнения депутатов позволят нести определённую долю ответственности при таком назначении», — считает парламентарий. Из статьи Володина, как уточнил Неверов, совершенно не вытекает необходимость изменения формы правления из президентской республики в парламентскую. «Сама форма правления достаточно эффективна. Важно усилить роль парламента… ответственность при обсуждении отчётов министров», — отметил глава парламентской фракции «Единая Россия». Также Неверов согласен с утверждением Володина о том, что Конституцию России необходимо менять точечно, но не пересматривать её базовые положения. Есть ещё одна важная деталь. Идеи Володина оказались созвучны настроениям представителей самых разных политических сил, не только думского большинства. Так, например, первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников (КПРФ) убеждён, что статья Володина вызовет дискуссию в обществе. «Но ведь именно для этого такие статьи и пишутся: чтобы предложить обсудить то, что нащупано в реальной практике работы. Молчание — это инерция. Открытый откровенный разговор — это движение и развитие», — отметил зампред.

Правительства и парламенты неотделимы
© Парламентская газета