Войти в почту

Стартапы осваивают космос

На мировом рынке бум космических стартапов. По данным Space Angels, за последние 8 лет 67 компаний получили от правительства в общей сложности $7,2 млрд инвестиций. 93% этих денег, кстати, ушло на разработку ракет. С 2009 года частные компании и инвесторы профинансировали около 375 космических стартапов на сумму $19 млрд. «Инвест-Форсайт» выбрал четыре проекта, за которыми стоит понаблюдать в ближайшие несколько лет. Разведка из космоса Британский предприниматель Эндрю Бойер (Andrew Bowyer) прошел путь от инженера по сбыту в Hoerbiger до совладельца трех компаний, разрабатывающих инженерные решения в сфере космических технологий. Первой на свет появилась Magna Parva в 2005 году. Бойер вместе со своим бизнес-партнером Майлзом Эшкрофтом (Miles Ashcroft) разрабатывал компоненты для космических кораблей, которые участвовали в таких миссиях, как ExoMars, BepiColombo и MetOpSG. Через 7 лет на рынок вышла дочерняя компания Magna Parva — MP Packaging. В 2017-м Эндрю Бойер зарегистрировал в Люксембурге стартап Kleos Space. Его последний проект разрабатывает космические спутники размером с обувную коробку. С их помощью можно отслеживать радиопередачи с кораблей и определять их местоположение, даже если сигнал GPS потерян или заблокирован. «Когда корабли отключают свои транспондеры в море, наши спутники могут захватывать другие виды передачи из космоса, — объясняет Эндрю Бойер. — Эти и другие данные имеют решающее значение для правительств. Они дают им возможность отслеживать в море контрабандистов, террористов, пиратов, браконьеров, а также помогают спасти терпящих бедствие рыбаков». В 2018 году стартап Kleos Space привлек $8 млн от инвесторов и разместил свои акции на Австралийской фондовой бирже. В конце этого лета компания намерена отправить на орбиту четыре спутника. Они, по словам Бойера, будут обеспечивать ежедневные наблюдения по всему миру. «Радиочастота — это неиспользованный ресурс, — считает предприниматель. — Большинство компаний ориентированы на получение изображений и данных о погоде. Мы хотим предоставить полную информацию в этой области». Космический туризм История испано-британского стартапа Open Cosmos началась со студенческого эксперимента в 2010 году. Рафаэль Джорда Сикьер (Rafael Jordá Siquier) вместе с сокурсниками с факультета аэрокосмического машиностроения Политехнического университета Барселоны в Каталонии захотел сфотографировать кривизну Земли. Студенты упаковали камеру в капсулу и подвесили ее к воздушному шару. Он достиг высоты в 35 км и вернулся назад со снимками, на которых было запечатлено явление, известное как «эффект обзора». Тогда Джорда Сикьера осенило — фотографии ничем не отличались от снимков, сделанных с Международной космической станции. Разница была в цене: эта «миссия» обошлась ему в €100. Но прежде чем запустить производство наноспутников Open Cosmos, Сикьеру потребовалось еще пять лет. Сначала он занимался стартапом Upper Atmosphere Space Launcher, затем пару лет проработал в Airbus. В 2015 году Рафаэль почувствовал, что пришло время для реализации студенческой идеи. Он выиграл место в акселераторе Entrepreneur First, а его первый, сделанный всего за четыре месяца, наноспутник qb01 неожиданно купила Европейская комиссия. Сразу после этой сделки последовало финансирование — частные испанские инвесторы и пара фондов вложили в проект €0,5 млн. В 2017 году BGF Ventures с LocalGlobe, Entrepreneur First и соучредитель TransferWise Таавет Хинрикус инвестировали в стартап $7 млн. За три года компания Open Cosmos выросла до 37 сотрудников и переехала в бизнес-инкубатор ESA (Оксфорд). С 2017-го Open Cosmos продала четыре устройства. Два спутника планируется запустить в этом году. Стартапу удалось заполучить крупных клиентов — Европейское космическое агентство (ЕКА) и правительство Великобритании. В Open Cosmos намерены производить 30 спутников в год. Они будут разной весовой категории — от 4 кг до 30 кг. У таких аппаратов много сфер применения: их можно использовать для сбора изображений судов и отслеживания перевозки товаров, пиратов или незаконного рыболовства. С их помощью проще собирать изображения природных ресурсов для оптимизации производства сельскохозяйственной продукции, эффективного использования воды, ведения горных работ или борьбы с обезлесением, а также предоставлять телекоммуникационные услуги. В чем главное отличие устройств Open Cosmos от многочисленных конкурентов? В цене! Раньше запуск подобных устройств обходился клиентам в несколько миллионов долларов. Компания Open Cosmos предлагает миссии от £500 тыс. и готова организовать запуск спутника менее чем за год. «Ранние мэйнфреймы были размером в несколько квадратных метров, пока несколько бесстрашных предпринимателей в Силиконовой долине не сделали их портативными, более доступными и тем самым разрушили целую индустрию, — говорит Джорда Сикьер. — Космическая отрасль созрела для подобного переворота. Мы считаем, что наше комплексное обслуживание, основанное на меньших и более доступных спутниках, станет новым этапом в отрасли». Чудо-телескоп Телескоп Stellina, разработанный французским стартапом Vaonis, не похож ни на один прибор в мире. Это компактное устройство весом 11 кг легко помещается в рюкзак. Внешне оно напоминает космического робота. Если на других автоматических телескопах калибровка и выравнивание могут занять много времени, Stellina почти не требует установки. Телескоп достаточно умен, чтобы откалибровать себя самостоятельно. Все, что нужно сделать пользователю, — это прикрепить штатив, включить его, загрузить мобильное приложение и выбрать цель на небе. Stellina автоматически найдет ее и отобразит на экране. Умный телескоп придумал Сирил Дюпуй (Cyril Dupuy). Он с 15 лет грезил звездами и часами разбирал телескопы на чердаке своих родителей. «Когда я был подростком, моей мечтой было управлять астрономической обсерваторией. Мне выпала возможность отремонтировать старую обсерваторию Кастельно-Ле-Лез в Монпелье. Первым действием было найти деньги. Помогли жители и власти региона. Спустя месяцы работы обсерватория снова увидела звездные огни. Это был мой первый опыт работы в астрономии и… не последний!» — вспоминает он. Сирил получил образование в трех ведущих вузах Франции. В последнем из них, университете Монпелье, он окончил магистратуру в области космической техники. В 2016-м предприниматель запустил стартап Vaonis. По данным Crunchbase, с момента основания проект собрал €1,7 млн инвестиций. В 2018 году Сирил Дюпуй стал звездой на выставке CES в Лас-Вегасе. Его изобретение было отмечено премией за инновации. Французская компания собрала предзаказы на первую партию телескопов Stellina по цене €2499 всего за несколько недель. Сейчас цены на устройство снизились. Миссия проекта, отмечают в Vaonis, помочь людям «открыть для себя чудеса вселенной и благодаря инновациям сделать астрономию доступной для всех». Поэтому третья версия телескопа по предзаказу будет стоить $1500. 3D-ракета Напечатать на 3D-принтере ракету и отправить ее на Марс — такую цель поставили перед собой Тим Эллис (Tim Ellis) и Джордан Нун (Jordan Noone), когда основали Relativity Space в Лос-Анджелесе в 2015 году. Эти двое познакомились в Южно-Калифорнийском университете во время учебы на аэрокосмическом факультете. После окончания вуза Эллис устроился инженером в Blue Origin, а Нун — в SpaceX. Все это время друзья оставались на связи и обсуждали идею о том, как можно быстро и дешево построить ракеты. В 2016 году Relativity Space, еще ничего не запустив в космос, получила инвестиции от Y Combinator и миллиардера Марка Кубана. В общей сумме проекту удалось привлечь $45 млн! Деньги пошли на расширение — за год штат Relativity вырос с 14 до 85 человек. Стартап построил 3D-принтер «Звездные врата». Он, утверждают в компании, способен напечатать ракету за 60 дней. «Сегодня ракета — это самый большой и дорогой предмет, который вы можете напечатать», — заявляет Эллис. Сейчас Relativity Space предлагает клиентам первую 3D-печатную ракету в мире Terran 1. Она может нести максимальную полезную нагрузку в 1250 кг на низкую околоземную орбиту в 185 км над Землей. Ее грузоподъемность составляет 700 кг. По предварительной оценке Relativity Space, миссия Terran 1 обойдется в $10 млн, плюс $11 тыс. за килограмм для достижения солнечно-синхронной орбиты. Несмотря на цены, в портфеле американского стартапа уже есть несколько крупных клиентов. Контракты на запуск ракет подписали канадский оператор спутниковой связи Telesat, спутниковый провайдер Spaceflight и др. Помимо этого, компания получила многолетний контракт на строительство и эксплуатацию собственных ракетных комплексов на станции ВВС Кейп-Канаверал во Флориде. Это соглашение, по словам Тима Эллиса, дает проекту возможность доказать свою технологию. «Наша миссия — создать интеллектуальную автоматизированную фабрику на Марсе… Мы хотим помочь масштабировать там общество», — заключает он. Автор: Ольга Гриневич

Стартапы осваивают космос
© Инвест-Форсайт