Войти в почту

Маятниковая миграция – бич многих мегаполисов мира. И российская столица – не исключение. Ещё несколько лет назад порядка 3, 5 млн человек ежедневно по утрам устремлялись в центр. А вечером этот поток людей и машин шёл в обратном направлении. В результате страдала экология, возникали транспортные проблемы. Люди теряли массу времени, чтобы добраться до работы и обратно. СРАЗУ отметим, что в последние годы правительство Москвы предприняло ряд мер для решения проблемы. За последние 8 лет в промзонах, Новой Москве и других районах было построено порядка 15 млн кв. м площадей для магазинов, офисов, технопарков и прочих коммерческих объектов, которые генерируют новые рабочие места. В 2010 г. в центре было сконцентрировано 43% рабочих мест. На сегодняшний день их доля сократилась до 35%. Обеспеченность местами приложения труда улучшилась в 99% районов Москвы. Но дефицит рабочих мест за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК) по-прежнему ощущается достаточно сильно. Обо всём этом неоднократно заявлял мэр Москвы Сергей Собянин, в том числе и на Международном урбанистическом форуме – 2019, который совсем недавно прошёл в российской столице. Сергей Собянин пояснил, что уже много лет в Москве действует порядок, что в первый год строительства или реконструкции здания застройщик уплачивает в бюджет дополнительный повышенный платёж за земельный участок. Размер дополнительного платежа зависит от плотности застройки и составляет от 5 до 80% кадастровой стоимости. Поэтому принято решение сделать следующий шаг: ввести финансовые льготы для инвесторов, создающих места приложения труда за пределами центра. – Принятое постановление правительства Москвы отменяет этот дополнительный платёж в случае строительства или реконструкции зданий коммерческого назначения за пределами ТТК. При строительстве жилья или апартаментов дополнительный платёж будет по-прежнему взиматься, – сообщил градоначальник. Сергей Собянин рассказал, что от введения новых стимулирующих мер выиграет и город, и его жители, и бизнес, уточнив, что новая льгота снизит себестоимость строительства/реконструкции зданий коммерческого назначения на 8–10%. – Уменьшение маятниковой миграции улучшит транспортную ситуацию и экологию. Меньше машин на дорогах означает и меньше выбросов в атмосферу. Бюджет от предоставления этой льготы ничего не потеряет. Неполученные на старте проекта средства вернутся сторицей за счёт роста инвестиций в строительство и налогов на бизнес, который будет работать в новых офисах и магазинах. А главный выигрыш от этой льготы получат москвичи, которые смогут устроиться на работу поближе к дому. Ведь даже 20 минут ежедневной экономии на дороге за год складываются в 3 дня, которые можно использовать с гораздо большей пользой, – заключил Сергей Собянин. Комментарии экспертов Пётр Кудрявцев, урбанист, управляющий партнёр Citymakers:– Бесспорно, данная инициатива позволит запустить простаивающие проекты коммерческой недвижимости за Третьим транспортным кольцом. Значит, будет развиваться районная инфраструктура и, соответственно, будет повышаться качество жизни на местах. Но кроме деловой, коммерческой, транспортной составляющей важно и развитие, как принято говорить, «третьей» функции – культуры, спорта, образования, причём как районного, так и городского значения. Это позволит ускорить процесс децентрализации города. Елена Попова, эксперт по архитектуре и градостроительству архитектурного бюро RTDA: – Данное постановление в первую очередь означает льготы для малого и среднего бизнеса, а именно этих категорий в Москве, на мой взгляд, не хватает. Чем больше будет внедрено разнопрофильных и разнообразных для жизни человека функций, тем лучше. Поправки в законодательство, считаю, будут способствовать появлению небольших магазинов рядом с домом, реорганизации мансард, преобразованию подвалов и первых этажей, где станет возможным открыть небольшие сервисы, кафе, частные детские сады и так далее. Это будет локальный бизнес. Очень важно, чтобы человек, жил, работал, общался с людьми в одном пространстве, недалеко от местожительства. Он будет относиться ко всему этому как к своему, родному. На мой взгляд, это и есть настоящая городская жизнь. Ведь когда горожанин тратит весь день только на дорогу и пребывание на рабочем месте, то во многом выполняет всё «на автомате», не вкладывая душу и не понимая до конца ответственности. Лиора Шехтер, СТО, директор по информационным технологиям в Тель-Авиве: – Когда я думаю о городе будущего, в первую очередь представляю, что там должно быть меньше перемещений. Мы уже работаем над этим в Тель-Авиве. В каждом микрорайоне, у каждой дороги есть собственные магазины, рабочие места. Люди остаются в своём районе, у них нет необходимости ехать в центр города или другие районы. Они могут перемещаться, но всё, что нужно для жизни, есть рядом с их домом. Очень важно обеспечить такие условия, чтобы у людей не было необходимости ездить в разные районы города. И я вижу, как преображается Москва. Бываю здесь и могу сравнивать. Знаю, что сейчас этот мировой мегаполис делают городом без окраин.

Пешком на работу
© Аргументы Недели