Войти в почту

«Руководитель должен уметь воспринимать критику. А ее будет много». Как построить открытую организацию в России?

В мае 2019 года на русском языке была издана книга «Открытая организация», которую написал Джим Уайтхерст — президент и главный исполнительный директор компании Red Hat. В ней он рассказывает, как международная ИТ-компания отказалась от управления «сверху вниз» и начала активно вовлекать своих сотрудников в развитие бизнеса. Эта стратегия привела к колоссальным результатам: снижению текучести, всплеску производительности, устойчивому росту выручки. Принципы открытых организаций можно применять и в России — чтобы трансформировать компании, страдающие от авторитарных менеджеров и слабо мотивированных работников. А советы из книги и опыт российского подразделения в этом помогут. Свобода, равенство, прибыль Понятие «открытая организация» выросло из так называемой модели открытого кода, которая многие годы используется в ИТ-сфере и доказала свою эффективность. Эта модель позволяет одновременно привлекать к разработке программного кода множество талантливых людей. Всем желающим открывается доступ к исходному коду, каждый может его использовать как хочет, дописывать и свободно пользоваться результатами. Фото: Unsplash Если у программистов получается самоорганизоваться, работать вместе и развивать продукт сообща, то почему не использовать этот опыт и в других отраслях? Можно вычленить принципы, по которым функционируют такие сообщества разработчиков, и масштабировать их на весь бизнес. Вот основные принципы открытой организации: свобода: люди присоединяются к открытой модели по собственной инициативе; вовлеченность: решающее значение имеет личный вклад каждого в дело, и это не «услуга за услугу»; меритократия: лучшие идеи побеждают независимо от того, кто их выдвигает; открытый диалог: приветствуется открытое, честное и эмоциональное обсуждение; свободная критика: руководство и все сотрудники всегда готовы к обратной связи. Если обобщить вышесказанное, то можно сказать, что отличие открытой организации от традиционной в том, что в иерархической организации распоряжение начальства – это команда к действию, в то время как в открытой – направление движения. Существует некоторая схожесть с бирюзовыми организациями – та же опора на идейность, самоуправление и откровенность в отношениях сотрудников, но открытые организации поощряют конкуренцию идей и даже столкновения мнений. В нашей компании часто говорят: «Для того чтобы у нас работать, надо нарастить толстую кожу – свою позицию придется отстаивать постоянно». Преимущества открытых организаций Во-первых, открытые организации более гибкие, и в них рождается больше идей. Они быстрее адаптируются к переменам на рынке — то есть получают конкурентные преимущества. Это особенно актуально в условиях волатильных рынков и усиленной конкуренции не только в сфере IT, но в других областях, где существует агрессивная конкуренция. Например, американская сеть супермаркетов здорового питания Whole Foods очень быстро расширяется. Чтобы успевать за изменениями спроса на локальном уровне, она дает свободу каждому магазину по формированию ассортимента. Похожая система в российском «ВкусВилле» — ассортимент магазинов в разных районах отличается, поскольку они используют разных поставщиков. Во-вторых, открытые организации позволяют повысить прибыль. Наша компания занимается построением открытой организации еще с конца 1990 годов и с тех пор значительно в этом преуспела. В ней работает около 12 тысяч сотрудников, выручка растет на протяжении 60 кварталов (25 лет) подряд, а оборот за 2018 год составил почти три миллиарда долларов. Это – живой пример того, что открытые организации становятся коммерчески успешными. В-третьих, в открытых организациях работают счастливые сотрудники — а это означает снижение текучести кадров и падение затраты на поиск и привлечение персонала. Например, в Starbucks (компании, разделяющей «открытые» принципы) текучесть персонала составляет 65% среди рядовых сотрудников — в том время, как в среднем по отрасли этот показатель достигает 150-400%. Здесь русский дух… Надо признать, что даже для США стиль работы компании является нетривиальным и сначала вызывает ощущение хаоса. Однако если компании действительно необходима гибкость, с этим придется смириться, так как творчество в любом своем проявлении – от рисования узоров на гобеленах до создания новых продуктов в IT – не терпит железной руки. Россия, безусловно, страна консервативная. В нашей корпоративной среде превалируют системы с вертикальной иерархией, но это не самый запущенный случай – наша компания успешно развивается и в более иерархичных культурах. И при этом всегда и везде можно найти людей, которым комфортно работать в такой обстановке. Однако против природы не попрешь: российская компания перейдет на открытые принципы только, если топ-менеджмент этого захочет или с самого начала организует все таким образом. Для старта открытой организации вы как руководитель или собственник должны испытывать потребность в переменах и быть готовым меняться, начиная с себя. В открытой организации нет места жесткой иерархии и субординации, руководитель должен уметь воспринимать критику. А ее, скорее всего, будет много. Надо сказать, что это – самое труднопреодолимое препятствие в условиях нашего менталитета. Если руководитель учится с этим справляться, то все остальное – дело техники. Поиск единомышленников В нашей компании сами собеседования проводятся нестандартно. В панельных интервью участвуют не только HR-менеджер и непосредственный будущий руководитель, но и коллеги из смежных департаментов. Фото: Unsplash С кандидатом на вакансию технического архитектора может побеседовать маркетолог, менеджер, отвечающий за партнеров, и менеджер, отвечающий за заказчиков. После интервью все они обмениваются мнениями и обсуждают «за» и «против». В открытой организации нечего делать человеку безынициативному и не умеющему аргументированно отстаивать свои позиции. У нас есть и более экзотические истории найма. Одного из ведущих разработчиков в числе первых сотрудников из России еще в начале «нулевых» пригласили на работу после того, когда тот выложил в открытый доступ код, который написал для каких-то своих бытовых нужд. Поощрение лучших идей Любая идея ценна; не имеет значения, от кого она поступила. Задумки соревнуются между собой, лучшие побеждают. Если польза идеи доказана, ее может претворить в жизнь любой сотрудник. Например, идея издать книгу Джима Уайтхерста на русском языке пришла в голову нашему маркетологу. Сотрудник убедил руководство (включая штаб-квартиру) в ее важности, аргументировал ценность и полезность, получил поддержку и взялся за дело. Надо сказать, что при этом человек не остался один – с ним сотрудничала вся команда EMEA. Кстати, самого автора попросили записать специальное видеообращение для российской аудитории, и он сделал это для нас. Кроме того, мы использовали запуск книги, чтобы приобрести новые связи и укрепить существующие отношения с партнерами. На словах это кажется нормальной практикой, однако я знаю компании, в которых трудно поменять ресторан для делового ланча! Так что возможность из Москвы запускать проекты, которые затронут руководителя компании, мне представляется поистине уникальной. Обратная связь Каждая идея в открытой организации должна заслужить свое место под солнцем. У нас каждый сотрудник может открыто высказать свое мнение относительно любой идеи или решения — необязательно даже в своем подразделении. Если необходимо, можно написать письмо Джиму Уайтхерсту, CEO компании, и получить личный ответ. У нас есть поговорка: «Обратная связь — это подарок». Я иногда чувствую себя новогодней елкой, столько «подарков» прилетает, но пару раз меня это спасало от неверных шагов. Коллеги приходили ко мне и говорили: «Если мы не будем инвестировать в этот сегмент рынка сейчас, мы потеряем во сто крат больше в будущем». И они были правы. «Одна голова хорошо, а две лучше» – это понимают многие российские компании, где руководство «открывает двери» своих кабинетов. В «Яндексе» есть система внутренних блогов «Этушка», где сотрудники могут свободно обсуждать любые вопросы — от своего руководителя до покупки велосипеда. Вовлечение и мотивация Вовлеченные сотрудники повышают успешность бизнеса — это факт. По оценкам Gallup, эффективность бизнеса с высоким уровнем вовлеченных сотрудников прирастает на 20%. В России средний уровень вовлеченности — 19%. Мы применяем как методы материальной (бонус за достижение KPI), так и нематериальной мотивации. Фото: Unsplash Например, у каждого сотрудника на счету есть определенное количество бонусных баллов, которые он может по своему усмотрению подарить коллеге — за помощь, совет и другие заслуги. Баллы можно поменять на подарки, товары из магазина. Что можно сделать прямо сегодня? Вот несколько советов о том, какие приемы открытой организации уже сейчас можно внедрить в свою компанию. Задавайте правильные вопросы на собеседовании. Спрашивайте кандидата о ситуациях, в которых он отстаивал свое мнение перед руководством, брал личную ответственность за решения, проявлял инициативу за пределами своих рабочих обязанностей. Создавайте эмоциональную корпоративную среду. Инициируйте дискуссию: проводите минимум раз в неделю общее собрание, где открыто обсуждаются любые вопросы, волнующие коллег, а не только строго вопросы по рабочей повестке. Принимайте решения, основываясь на дискуссиях, где обсуждаются идеи. Установите политику открытых дверей: кто угодно может прийти и пообщаться с руководством. Иногда придется оставаться после работы, но не пожалейте часа на то, чтобы выслушать сотрудника – эта идея может перевернуть. Используйте разные инструменты для улучшения внутренних коммуникаций. Начните с простой доски, размещенной в общем пространстве офиса. Фиксируйте на ней текущие проекты, результаты, слабые места. Активно используйте возможности работы в облаке: открывайте файлы для совместного редактирования разными людьми. Так можно видеть не только изменения, но и вклад каждого участника. Заведите специальный адрес корпоративной электронной почты, где любой сотрудник может инициировать дискуссию, задать вопрос, попросить помощи, советы. А лучше две: в одной разрешены мемасики с котиками, а в другой – нет. Проводите ежегодные встречи всех сотрудников, но не в виде типичного корпоратива, а в формате конференции или деловой игры. Дайте возможность различным департаментам обсуждать планы и стратегии, свободно общаться и лучше понимать, как работа друг друга влияет на общие бизнес-цели компании. Материалы по теме: В компаниях будущего нет начальников, и всем управляет блокчейн «Мы сократили две трети персонала, потеряли все офисы и переехали работать на лавочки в парк». Основатель Zoon — о перезапуске проекта Совладелец RBK.money Денис Бурлаков: «Бизнес — это командный вид спорта» Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления Искусство управления командой: от личностных качеств до правил, про которые все забывают Фото на обложке: Unsplash

«Руководитель должен уметь воспринимать критику. А ее будет много». Как построить открытую организацию в России?
© RB.ru