Войти в почту

Что мешает развитию арт-рынка в России

Анастасия По — арт-директор художественной галереи современного искусства Dordor Gallery Три года назад моя жизнь разделилась на два этапа: до и после современного искусства. В последнем полугодии в учебном плане стояла по расписанию практика и стажировка в Санкт-Петербург и Рим. Города считаются оплотами классической архитектуры. Классику следует знать и уважать, чтобы разбираться в новых течениях и жанрах, но одновременно с этим может подкатывать чувство тошноты. Современное же искусство — подвижная субстанция, которая постоянно изменяется под влиянием как внешних факторов: политика, экономика, так и внутренних: переживания художника, нравственные исследования, настроения и эмоции. Нередко в России молодое актуальное искусство остаётся непонятым и невостребованным из-за незрелости российского арт-рынка. Российские коллекционеры не инвестируют в современное российское искусство Становление арт-рынка и формирование арт-сообщества влияют друг на друга, являются обоюдовыгодными процессами. Из-за того, что российский арт-рынок, как и сообщество, находится на стадии зародыша, в России формула «предложение рождает спрос» хромает. Очевидно, предложение существует, но спрос как таковой отсутствует: коллекционерам и инвесторам схема вложения в российское современное искусство непонятна. В то же время инвестиции направляются на западные и американские рынки. Наши российские художники также с удовольствием и профитом выставляются и продаются на иностранном рынке и получают прибыль. Так, недавно, 3 июня, Иван Петров-Водкин ушёл с молотка на аукционе Christie's за 9 286 250 фунтов стерлингов, когда стартовая цена назначалась в размере 1 000 000 фунтов стерлингов. В России же, как пишет Artinvestment, средняя ликвидность российских художников на российских аукционах, например живописи, составляет от $3000 до $14 000. Спрос на наше современное искусство за рубежом находится на высоком уровне, а у нас, на родине, — на более низком. Точно так же наши инвесторы вкладываются в искусство на Западе и в США, а процент смелых коллекционеров в российские произведения искусства — намного ниже. Посетитель у картины Кузьмы Петрова-Водкина «Натюрморт с сиренью» на пресс-показе в рамках 50-летия департамента русского искусства Christie's в Москве. Евгений Одиноков / РИА Новости Отсутствие государственной и частной поддержки Проблематика формирования арт-рынка в России заключается в том, что отсутствуют государственные программы поддержки и лояльности для современного искусства. Так, в Европе арт-рынок строился на государственных инвестициях, а в США — на частных. Только за 2018 год Великобритания выделила 2 миллиона фунтов стерлингов на гранты для художественных галерей. Правительство Соединённых Штатов Америки инвестирует не только в собственный арт-рынок, но и развивает отношения на международном уровне, а именно: выделяет гранты некоммерческим американским организациям для привоза художников в другие страны и выделяет на такие программы в среднем $150 000. На Западе искусство покупает и юрист, и стоматолог, и учитель. Когда средний класс приобретает искусство и понимает, зачем это нужно, тогда арт-рынок завершил стадию формирования. Среднестатистический российский потребитель предпочтёт купить «бренды», громкие имена, а не арт-объект малоизвестного художника, хотя культурное преимущество второго перед первым будет лежать на поверхности. Российский покупатель выше ценит «старое» искусство, которое стереотипно считается настоящим и проверенным временем. Как влиять на формирование арт-рынка в России Поддерживать современное искусство со стороны государства. Программы развития и гранты для независимых галерей. Организация художественных международных ярмарок, чтобы обозначить российское место на мировом арт-рынке. Создание правового инструмента, который будет регулировать взаимоотношения участников рынка. Формировать инвестиционные портфели с учётом вложений в искусство; предоставлять беспроцентные кредиты на покупку произведений искусств. Создавать полноценные живые, подвижные пространства-трансформеры, где каждая единица арт-сообщества вовлечена в процесс: художник, куратор, медиатор или галерист. Как гласит знаменитая пословица: «Хочешь изменить мир — начни с себя». Если каждый человек проявит интерес к современному искусству и проблематике в нашей стране — это уже поможет ускорить процесс формирования арт-сообщества и арт-рынка в России. Современное искусство — сложная многогранная структура, которая нуждается в устойчивом арт-рынке и единодушном арт-сообществе. Я работаю в галерее современного искусства Dordor Gallery. За год существования пространства стало понятно, что российский арт-рынок располагает мощными внутренними резервами: высокий уровень культурного наследия и развития, талантливое поколение молодых художников, быстро развивающийся аукционный бизнес и растущий интерес публики. Со временем проблематика формирования арт-рынка привлечет как иностранных, так и российских инвесторов, арт-дилеров, медиаторов, кураторов и галеристов, что наконец позволит завершить формирование российского арт-рынка.

Что мешает развитию арт-рынка в России
© Инвест-Форсайт