Войти в почту

Свет, музыка и приятное общение: в чем нуждаются домашние растения

Растения живыми организмами называл еще Аристотель, но есть ли у этих организмов сознание? Некоторые эксперименты, проводившиеся нашими учеными, убеждают: да, есть. Чего только не делают дачники, чтобы их сад-огород цвел буйным цветом и щедро плодоносил. Одни «выходят в поля» исключительно в соответствии с лунным календарем, другие удобряют почву вкусностями со своего стола, поливают витаминизированной водой. Капли волшебные на листочки капают, хитрыми способами у корней вскапывают, опрыскивают мультикомпонентными смесями. А кто-то включает кабачкам-баклажанам музыку, чтоб те слушали, наслаждались и шли от удовольствия в рост и в плод. И пусть соседи крутят пальцами у виска сколько влезет, сторонники музыкотерапии для садовых и комнатных растений — на правильном пути. Включать лютикам-цветочкам, помидорам, укропу, да хоть камышам с баобабами музыку — реальный и действенный способ взбодрить зеленое насаждение и простимулировать его тянуться к солнышку, плодиться и размножаться. Еще древние индийские сказители описывали, как чудесным образом распускались в саду розы, стоило Кришне заиграть на флейте. Правда, объяснялась эта цветочно-музыкальная гармония исключительно божественными способностями исполнителя. Не только индусы, никто в те незапамятные времена слыхом не слыхивал ни про плазму клеток растительных организмов, ни про то, что под воздействием музыки она начинает двигаться быстрее. Факт клеточного ускорения был доказан много-много позже. В 70-х годах XX века такое открытие сделали ученые из Швеции. К слову, для их советских коллег это не было сенсацией, поскольку к тому времени в Советском Союзе уже постигли самую великую тайну мира флоры. — Ничего удивительного, физика, — объясняет Виталий Фетисов, кинорежиссер, чья жизнь когда-то была связана с кибернетикой и научными экспериментами в сфере изучения сознания. Задолго до того, как посвятить себя кино, он, будучи студентом кибернетического факультета, параллельно работал в лаборатории эвристики (исследования творческого сознания. — «ВМ») в НИИ общей и педагогической психологии. Сотрудники этой лаборатории еще в конце 60-х годов распознали в представителях флоры признаки сознания (!). Элементарно! — Растения реагируют на музыку, поскольку природа мира вибрационная: мир — это волны, поля, — говорит Фетисов. — Звуковая вибрация влияет на все живое. Никто же не будет отрицать, что растения живые? Известный факт — вибрация, которую создают океанские волны во время бури, доводит людей до сумасшествия и даже до самоубийства. Человек сводит счеты с жизнью, чтобы только не слышать этого звука. Так же и с растением. Звуковая вибрация разного диапазона может либо убить его, либо подтолкнуть к развитию. Таким образом, элементарно — волновой природой мира — объясняются и кажущиеся удивительными музыкальные пристрастия окружающей нас ботаники. К настоящему времени исследователи доказали, что, во-первых, классику флора уважает больше, чем рок, во-вторых, клавишным, ударным и духовым зеленые насаждения предпочитают струнные инструменты, а в-третьих, что комфортное время музыкального воздействия не должно превышать трех часов в день (если заставлять братьев наших зеленых внимать музыке ежедневно по восемь часов, в течение двух недель они, скорее всего, погибнут). Многострадальную герань вернули на ее место на окне. А исследователю и студенту Виталию Фетисову пришел в голову абсолютно новый способ изучения сознания растений. Через прямой контакт с ними человека, которого для начала нужно ввести в состояние гипноза. Экспериментатор понял: для того, чтобы братья наши хлорофилловые входили с хомо сапиенс в ментальную связь, человек должен, как написано в книге «Парапсихология и естествознание», «переживать эмоциональное состояние максимально интенсивно». Вот почему, понял Фетисов, многие попытки повторить результаты опытов Бакстера провалились. Из-за отсутствия сильных эмоций. А опытный гипнотизер способен пробудить в испытуемом самые сильные переживания. Фетисов предположил, что с растения можно считывать состояние человека и наоборот. — Для экспериментов я взял у мамы дома цветок, — улыбается Фетисов. — Мама называла его клевия. Мы провели с ним множество опытов по установлению биокоммуникации. Прежде знакомили растение и человека. Потом погружали человека в состояние гипноза. Погруженные в гипноз люди рассказывали, как чувствует себя клевия, о чем думает, иногда принимая свои эмоции за эмоции растения. В итоге мы даже фиксировали полное совпадение пульса человека с импульсами, которые считывали с клевии. Цветок и человек становились как будто единым сознанием. Прямо как в фильме Джеймса Кэмерона «Аватар»... Эти эксперименты мы начали проводить в 70-х годах прошлого века, — подводит итог своему экскурсу в прошлое Виталий Михайлович, — но с тех пор наука в этом направлении почему-то не продвинулась. Может быть, по той причине, по которой мы больше не слышим слова «кибернетика». Я уверен, люди могут выходить с миром растений на прямой контакт без всякого гипноза, но для этого они должны вспомнить, как жить по заповедям. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Алексей Ретеюм, директор ботанического сада МГУ им. Ломоносова «Аптекарский огород»: — Современная наука привыкла считать, что у растений нет ни органов чувств, ни сознания. Но еще очень многое в мире растений осталось неизученным. Возможно, у растений есть какие-то энергетические поля, с помощью которых они могут передавать и принимать информацию, но это еще надлежит узнать. Есть что-то метафизическое. Не зря же говорят про так называемые зеленые руки садовников. Кто-то может за час посадить 100 цветов — и все приживутся, а кто-то 10 — и все погибнут. Да, отчасти это профессионализм. Но по-моему, что-то еще. КСТАТИ Между тем во многих странах мира растения щедро «подкармливают» культурной пищей. Например, во Франции пользуются популярностью диски с записями специально отобранных произведений классической музыки. Такие же можно купить и у нас через интернет, или просто включать и слушать онлайн. Это обязательно стоить сделать, чтобы убедиться: не вся «растительная музыка» сплошь мелодичная классика. Есть специфические треки, перенасыщенные электронными звуками и повторяющимися элементами мелодии. Американцы на фермах тоже часто включают тематические аудиозаписи для целенаправленного воздействия на растения, а в теплицах Китая устанавливают «звукочастотные генераторы», которые передают звуковые волны. Читайте также: Человек и огород. Алексей Ретеюм уверен, что со временем города превратятся в лес

Свет, музыка и приятное общение: в чем нуждаются домашние растения
© Вечерняя Москва