Ещё
Медведев отреагировал на стрельбу в Благовещенске
Медведев отреагировал на стрельбу в Благовещенске
Политика
Трагедия в Благовещенске: студент оставил аудиопослание
Трагедия в Благовещенске: студент оставил аудиопослание
Происшествия
Грузия отказала Кадырову в дороге
Грузия отказала Кадырову в дороге
В мире
Пока вы спали: Путин рассказал, что спасло экономику России
Пока вы спали: Путин рассказал, что спасло экономику России
Политика

Фотографиска в Таллине: арт-центр по франшизе 

Фотографиска в Таллине: арт-центр по франшизе
Фото: АртГид
Фотографиска в  — это не филиал уже широко известной Фотографиски в , устроенной братьями Броман в 2010 году в здании бывшей таможни и получившей название музея. Это франшиза. В сентябре 2019 года друг за другом подобные центры откроются в Лондоне и , они будут точно так же работать три дня в неделю до 23:00, а со среды по субботу — до часа ночи. Таллин был включен в эту компанию — ее называют Fotografiska Family — последним, но успел открыться раньше других.
Тут трудно не задуматься о том, что роль Фотографиски в таких городах, как Лондон или Стокгольм, имеющих давнюю, пусть и разную индустрию развлечений и богатую музейную историю, едва ли может быть такой же, как в Таллине. В Лондоне или Нью-Йорке новый выставочный центр подобного рода вряд ли принципиально изменит культурную карту города, даже если станет еще одним успешным тусовочным местом. Чтобы понять, может ли в Таллине быть иначе, стоит разобраться, что же такое Фотографиска, само название которой звучит для русского уха нежно и немного несерьезно, хотя означает просто фотографическое дело и все, что с ним связано. Сегодня Фотографиска — устойчивый бренд, и пусть в Стокгольме ее называют музеем (хотя там нет собственного музейного собрания), а в Таллине — центром, суть от этого не меняется: фактически это институции-близнецы.
{gallery#396}
Существует общая для всей «семьи» платформа Fotografiska for Life, созданная для проектов, использующих фотографию для «повышения осведомленности о социальных проблемах». Согласно этой декларации, Фотографиска показывает работы ведущих фотографов и фотожурналистов, побуждая свою аудиторию узнать о том, что волнует мир.
Одновременно декларирует задачи нового музея реклама: «Стать местом, где встречаются искусство, хорошая еда, музыка, дизайн и открытое мышление». И примерно так все там и устроено.
Таллинская Фотографиска расположилась в реконструированном и надстроенном заводском здании, которое еще называют Красным домом. Архитектурное бюро Salto, осуществившее этот проект, отнеслось к постройке со всей мыслимой деликатностью, хотя большие арочные окна-витрины внизу — явно новые. На первом этаже Фотографиски — кафе и конференц-зал, способный выполнять функции кинозала и лекционной аудитории, на крыше, в надстроенной части — панорамный ресторан с видом на , между ними — два этажа выставок, рассчитанных на зрителей, более или менее посвященных в искусство и свободных от стереотипов.
В будущем в таллинской Фотографиске планируется устраивать концерты, в программе центра возникнет образовательная составляющая, но главное, чем будут завлекать сюда посетителей, помимо атмосферы дизайнерского лофта, — искусство и еда. Или наоборот, еда и искусство, недаром на заставке сайта fotografiska.com красуется тарелка с блюдом, вышедшим из рук Пеэтера Пихеля — самого титулованного повара , работавшего в ресторане Fulgurances в Париже, готовившего официальные ужины в год председательства Эстонии в  и, кстати, бывавшего на гастролях в .
{gallery#397}
Еда — базовая ценность, искусство — культурная надстройка. Еда содержит или как минимум поддерживает искусство — ничего зазорного в этой идее нет. Таллин — продвинутый в отношении гастрономии и ресторанов город, Пихель — повар новой формации и акционер новой институции, вместе с предпринимательницами Маргит Аасмяэ и Маарье Лоорентс и фотографом (и креативным директором центра) Райном Таммом.
Первые же выставки, которыми открылся центр, дают ясное представление о том, что будет показывать Фотографиска. Экспозиция начинается посмертной выставкой Анны-Стины Треумунд «Лилли, Реэд, Фрида, Сабине, Эха, Малле, Альфред, и Мари». Скончавшаяся в 2017-м в 35-летнем возрасте, Треумунд всю свою недолгую профессиональную жизнь снимала лесбиянок, одной из первых в Эстонии она коснулась этой темы публично и пыталась сделать ее видимой и значимой. В 2014 году, кстати, Треумунд участвовала в 4-й Московской международной биеннале молодого искусства.
Анна-Стина Треумунд. Альфред. Из проекта «Лилли, Реэд, Фрида, Сабине, Эха, Малле, Альфред, Рейн и Мари». 2012. Черно-белая фотография. Courtesy fotografisca.com Еще один феминистский проект — «В роли» норвежской художницы Ани Ниеми, исследующий роль, навязанную женщине в современном обществе. Автор и сама присутствует на этих снимках и видео в роли хичкоковской блондинки.
Аня Ниеми. Воображая себя ковбоем. 2018. Цветная фотография. Courtesy автор
За классическую фотографию в первой экспозиции Фотографиски отвечает черно-белая серия «Далекая земля» Пентти Саммаллахти — пионера финской фотографии, снимающего пейзажи, иногда городские, но большей частью северную природу. И четвертая выставка — «Дань человечеству» Джимми Нельсона, британского фотографа, который в течение десятилетий документирует жизнь исчезающих племен Тихого океана и Крайнего Севера. Эта яркая ретроспектива, дополненная мобильным приложением, способным оживить героев снимков, — сама по себе аттракцион для посетителей. Но каждый из проектов открытия достоин быть представленным в любом крупном музее мира. В будущем таллинская Фотографиска собирается демонстрировать и выставки стокгольмского партнера, и проекты двух других (будущих) членов Fotografiska Family. С какой частотой и последовательностью этот обмен будет происходить, пока неясно, но известно, что проект Джимми Нельсона, впервые показанный в Эстонии, отсюда переедет в Стокгольм, а потом в Нью-Йорк.
Джимми Нельсон. Кормораны Яншо. Китай, 2005. Courtesy автор
Если таллинский центр планирует 15 выставок в год, то музей Fotografiska Stockholm за десять лет своего существования устроил более 190 выставок. Церемонию его открытия вела , там демонстрировались работы Дэвида Ла Шапеля, Рена Ханга, , Эллиота Эрвитта, Сары Мун, но одновременно проходили выставки молодых, еще не снискавших международной славы фотографов. Легко представить, как это функционирует в Стокгольме, где трудно кого-то удивить провокационной выставкой, где давно нет запретных тем, престиж современного искусства и фотографии высок, а уровень доходов населения позволяет не задумываться о том, сколько стоит билет на фотовыставку.
. Западный берег реки Иордан, Рамалла. 2000. © James Nachtwey Archive, Hood Museum of Art, Dartmouth. Фотография с выставки Нахтвея Memoria в музее Фотографиска в Стокгольме, 2019. Courtesy fotografiska.com В стокгольмской Фотографиске билет стоит 165 крон — более €15, чуть дороже билета, например, в Модерна Мусет, но в целом на уровне шведских цен. Рядом круизный терминал Viking Line — многие из тех, кто приехал провести выходные в Стокгольме, не проходят мимо музея. Из Фотографиски открывается идеальный вид на старый город, но все же он на другом берегу, и серьезных конкурентов за внимание туристов вокруг нет. Поскольку работает музей до ночи, предполагается, что приходят туда не просто выставки посмотреть, а время провести — отсюда внимание к ресторану и кафе, которые обеспечивают способность всего предприятия держаться на плаву.
Ресторан и кафе с общей кухней — это не просто способ заработать: для музея это философия и стиль жизни. Идея «устойчивого наслаждения», на которой основывает свою концепцию Пол Свенссон, шеф ресторана в шведском музее, обеспечила заведению множество международных наград, включая статус лучшего музейного ресторана — Leading Culture Destination Awards. Это место, куда стремятся попасть и не всегда удается. Идея не только вкусового, но эстетического удовольствия от поглощения пищи, осознание гастрономии как прикладного, но все же искусства, и не только на родине высокой кухни, но и на окраинах Европы все больше завоевывает мир. Причем, это не haute cuisine в полном смысле, скорее наоборот — по-настоящему интересная, небанальная но одновременно аскетичная, даже минималистичная кухня. И Скандинавия в последние лет 10–15 движется в этом направлении быстрее других. В моде рестораны, использующие локальные продукты, — и шеф таллинской Фотографиски здесь тоже в тренде.
Бранч в ресторане Фотографиски в Таллине. Courtesy fotografisca.com Руководствуясь принципом lehest juureni, ninast sabani — «от листа до корня, от носа до хвоста», Пеэтер Пихель построил кухню на почти безотходном использовании продуктов. Принцип экологичности заложен и в дизайн-концепции — фартуки официантов сделаны из переработанных одеял, цветочные ящики — из старого кровельного железа с церковной крыши. Но прежде всего то, что делает Пихель, — действительно необычно и вкусно, это вариант точно не хуже стокгольмского, однако станет ли ресторан креативного шефа Пихеля так же востребован, как заведение Свенссона, — большой вопрос. Этот вопрос возникает хотя бы потому, что размеры ресторанов примерно одинаковы, цены сопоставимы, а живет в Стокгольме вдвое больше людей, не говоря о туристах и уровне жизни. При этом и в Стокгольме, и в Таллине в кафе при Фотографиске можно зайти, только заплатив за вход в музей, а подняться в ресторан — только забронировав заранее столик.
Важно еще отметить, что в Стокгольме Фотографиска — единственный музей фотографии, а в Таллине и музеем, возможно, Фотографиску не назвали, потому что Музей фотографии там уже есть — рядом с ратушей, в помещении бывшей тюрьмы: трогательный музей, рассказывающий об истории фотографии, со старинными камерами в витринах и работами первых эстонских фотографов. Хотя там бывают и современные выставки. Разумеется, старый и скромный музей не может составить конкуренцию модной Фотографиске, но в Таллине и культурная среда в целом совсем иная, нежели в Стокгольме.
В Таллине существует Музей современного искусства Эстонии (EKKM) — работающий на средства эстонского и эстонского Фонда художественных инициатив, он не требует платы за вход. Правда, и открыт не всегда. Тогда как Фотографиска работает без выходных.
Билет в таллинскую Фотографиску стоит €14 (льготный — €10), и это, пожалуй, единственное ее формальное отличие от стокгольмской. Для Эстонии это дорого. Основатели музея упирают на удобные часы работы — у людей занятых обычно нет возможности ходить по музеям, а сюда можно прийти в конце рабочего дня. Поужинать, посмотреть искусство, выпить, и все это — не выходя из музея, настоящий all inclusive.
Квартал Теллискиви в Таллине. Источник: www.visitestonia.com Рассчитывая на успех центра, его акционеры исходят и из популярности «творческого городка» Теллискиви, где он расположен. Этот хипстерский квартал — давно и удачно реконструированная промзона. Здесь располагался крупнейший в Советском Союзе Таллинский электротехнический завод им. М. И. Калинина, преобразованный, в свою очередь, из Главных железнодорожных мастерских Балтийской железной дороги (открыты в 1870 году). Находится за железнодорожным вокзалом: до Вышгорода — минут 15 пешком, до площади Свободы — 25. Считается самым большим в Эстонии творческим кластером. Здесь новые театры — Vaba Lava («Свободная сцена») и Sõltumatu Tantsu Lava («Независимая хореографическая сцена»), галереи, дизайнерские магазины и магазины экопродуктов, бары и харчевни, стрит-арт и стрит-фуд. Даже в будни днем народ в Теллискиви есть, так что для Фотографиски выбрано хорошее место. Это с одной стороны, а с другой — в Теллискиви редко встретишь людей старше сорока и редко увидишь туристов.
И «русской улицы» здесь нет, если понимать под этим эвфемизмом тех, для кого русский язык остается единственным удобным языком общения. Русскую речь в Теллискиви можно услышать чаще из уст приехавших на выходные питерцев или, например, российских программистов, которых теперь активно вербуют для работы в Эстонии. А кого тут совсем не видно, как и в большинстве таллинских музеев, так это туристов из Азии. При этом в Таллине они есть, и очень заметны, но все толкутся на крохотной территории Вышгорода, ограничиваясь теми же достопримечательностями, что и советские граждане сорок лет назад.
Пока ситуацию с туристами не удастся переломить, главными посетителями Фотографиски должны стать местные жители, для которых (в этом признаются все таллинцы) важно, чтобы музей был «в центре» — в самом центре. Поэтому, возможно, и в расположенном на отшибе музее KUMU — главном художественном музее Таллина и вообще всей Эстонии, с его великолепной архитектурой, отличными выставками и билетами по €8 — в будни на всех этажах вы едва ли встретите больше десяти человек.
Строящийся квартал Ноблесснер в Таллине. Источник: www.kai.center
Может быть, такое положение вещей изменится благодаря созданию новых культурных кластеров, способных постепенно сместить центр притяжения горожан в другие районы. Такие, например, как Ноблесснер, где в советское время был завод по производству подводных лодок, а еще раньше — верфь, основанная в 1912-м владельцем машиностроительной компании Артуром Лесснером и Эммануилом Нобелем, племянником филантропа и учредителя Нобелевской премии . Это недалеко от Теллискиви и минутах в пятнадцати на автомобиле от туристического центра. Сегодня Ноблесснер, когда-то являвшийся территорией закрытого предприятия, застроен современной минималистичной архитектурой — дорогим жильем и офисными центрами, но бывшие цеха частично приспособлены для культурной функции. В сентябре 2019 года здесь откроются два важных места: Центр современного искусства Kai и Фабрика изобретений PROTO.
Фабрика изобретений PROTO в Таллине. Визуализация проекта. Источник www.prototehas.ee PROTO — это музей изобретений, рассказывающий об их истории и демонстрирующий их возможности, некий условный политехнический музей, усиленный виртуальной реальностью и прочими аттракционами, что явно должно быть коммерчески выгодно. Что касается Kai (в переводе с эстонского — «причал»), то он разместится в огромном бывшем цехе с ажурными фермами на потолке, в гавани на берегу моря, где обещают устроить стоянку для яхт и катеров. И до реставрации — деликатной и к настоящему моменту почти завершенной — здесь устраивались концерты академической музыки, благо акустика позволяет.
В будущем Kai и PROTO, вместе с уже существующим рядом Морским музеем, должны сформировать у жителей Таллина устойчивое представление о том, как может выглядеть современный музей. В этом контексте Фотографиска, несомненно, обретет подобающее ей место.
Видео дня. На тренингах с изнасилованиями учили, как выйти замуж
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео