Войти в почту

В бизнесе выживают немногие — и нам это удалось. Вот что мы поняли после 11 лет работы

Мне нравится фраза Генри Форда: «Если бы я делал только то, что хотят от меня люди, они бы до сих пор ездили на каретах». Во многом наше будущее зависит не только от нас, но и от тех самых людей, которые будут смотреть на мир иначе. Слово «изобретатель» устарело, сейчас звучит громкое «стартапер». Но возьмите любую статистику. Результаты будут жесткими — выживает лишь 10% всех новичков. Почему так происходит? Накопившийся за 11 лет опыт дает возможность ответить на этот вопрос с позиции бизнеса, выросшего как раз из стартапа. №1. Грантодатели и инвесторы — не всегда благо Когда мы начинали, как и многие, хотели привлечь средства для развития компании. Инвесторы и грантодатели, выделяя деньги, хотят чего? Понимать к чему стартап их может привести, определить его сильные/слабые стороны и постараться помочь. Но эта помощь может сработать в минус: команда может потерять свой курс, расслабиться, перестает активно работать над проектом. Финансы же есть. Очень опасная позиция для стартапа, когда самым важным становится заполнение отчетов о потраченных средствах, а не работа над самим продуктом. Отсюда банальный совет — развивайтесь по возможности на свои деньги. Спланируйте имеющийся бюджет или попробуйте подкопить. Нам для успешного старта хватило 200 тысяч рублей, деньги с первых продаж пустили на развитие. Повезло? Нет. Мы просто учли свои же ошибки. №2. Думать только о продукте — первый шаг к провалу Иногда я думаю, что уже родился программистом. Увлекался этой темой с начальной школы. Поэтому, создавая первые решения, верил в их успех по определению. Но сказалось отсутствие опыта и понимания, что такое бизнес. Первые проекты мы закрыли по нескольким причинам: не изучили ЦА и предложения конкурентов, откладывали продвижение, слишком рассчитывали на сарафанное радио, полностью проигнорировали маркетинговую стратегию, хотели угодить всем клиентам — потенциальным и действующим. Рекомендую: прежде чем выводить на рынок продукт, изучите каждый сантиметр поля, на которое собираетесь выйти, и озаботьтесь рекламой на этапе разработки. №3. Учиться никогда не поздно Вуз, аспирантура дали мне хорошую базу, но сфера IT не перестает подкидывать новые задачи, поэтому важно быть готовым их решить. Учусь сам, поддерживаю у команды желание учиться. Часто отправляем ребят на конференции, форумы, оплачиваем участие в вебинарах. Нельзя давать знаниям «засыхать», важно выбираться из зоны комфорта, выходить за рамки и узнавать новое. Мое участие в образовательной программе Deep Dive 2014 в Кремниевой Долине подтолкнуло принять важные решения, которые помогли добиться успеха. Поэтому очень полезно перенимать опыт лучших, прислушиваться к экспертным мнениям и постараться научиться на чужих ошибках, а не своих. №4. Клиенты — ваши друзья Клиентов надо слушать. Особенно когда речь идет о том, чтобы помочь им в решении каких-то профессиональных задач. Бизнес-сфера очень гибкая: если раньше было достаточно оптимизировать рабочее время путем внедрения систем мониторинга, то сейчас цели глобальнее. Современный потребитель хочет быстро, качественно и недорого, а корпорации стремятся угодить каждому. Естественно, крупные игроки, оценивая степень конкуренции, пересматривают подходы к организации работы. Мы пришли к этому пониманию как раз благодаря тому, что старались слушать клиентов, в связи с чем и обратились к новой для себя технологии process mining. Она способна оцифровать бизнес-процессы, показать их отличие от прописанного в регламенте, найти «узкие места» и существенно экономить время и деньги. Один наш пилотный проект показал: маленькая операция в рамках процесса может в год съедать 75 миллионов рублей. №5. Оптимизируйте собственные процессы Нашей компании 11 лет, но мы до сих пор работаем над тем, чтобы оптимизировать и автоматизировать собственные процессы. Когда компания вырастает из стартапа, важно вовремя вводить в работу инструменты, которые облегчат достижение цели. Сейчас рынок предлагает огромное количество решений для управления проектами, планирования, создания баз знаний. Было глупо не пользоваться возможностью экономить время и структурировать все, что можно. Мы когда-то даже не думали о прототипировании, сейчас активно используем этот подход. Работать стало легче: на порядок сократили сроки реализации проектов, потому что прототип править проще, чем готовый продукт. Пробуйте, внедряйте, адаптируйте под себя. Главное, идти в ногу со временем. №6. Команда — ваша сила Прописная истина, которую транслируют большинство бизнесменов. И они правы. Команда — это и есть компания. Какой она будет, зависит от руководителя. Первое время казалось, что нет ничего проще — нанял студентов, обучил, пусть кодят. Но так не работает. Помимо зарплаты, людям нужно поверить в вашу идею. А значит, в основе должно быть общение. Уважительное и терпеливое. Потому что с опытом не рождаются. Это сейчас мы можем сказать, что проводим стажировки, учим специалистов. Раньше ждали готовых, но если учесть кадровый голод в IT-сфере, то пришли к логическому решению — учить. Я открыт к диалогу с ребятами, готов отвечать на вопросы, выслушать мнения и сомнения или поучаствовать в корпоративном турнире по кикеру. Потому что мы одинаково много времени и сил вкладываем в успех. Материалы по теме: Билл Гейтс рассказал о самой главной ошибке своей жизни Если ваш HR совершает эти ошибки, забудьте об успешном бизнесе «Я понял, что никакие деньги никакого крупного клиента не стоят потерянной репутации» 14 вещей, которые обязательно должны знать все руководители отделов продаж Сервисы доставки еды: ошибки, из-за которых вы теряете клиентов Фото в материале и на обложке: Unsplash

В бизнесе выживают немногие — и нам это удалось. Вот что мы поняли после 11 лет работы
© RB.ru