Войти в почту

Госзакупкам поможет реестр добросовестных исполнителей

Федеральная антимонопольная служба предлагает ввести рейтинг деловой репутации исполнителей госконтрактов, который позволит не просто отсеять недобросовестных участников ещё на подступах к аукционам, но и простимулировать надёжные и проверенные временем компании, кратно снизив для них необходимые обеспечительные меры. В то же время Минфин предлагает довести автоматизацию конкурсных процедур до совершенства, что позволит контролировать исполнение контрактов, а в случае необходимостии — штрафовать. В целом перевод всего процесса закупок на «цифру» сделает покупки товаров и услуг за счёт госсредств более прозрачными, простыми и быстрыми. Эти и многие другие поправки в ФЗ-44, которые уже осенью планируется внести в Госдуму, в пресс-центре «Парламентской газеты» 11 июля обсудили законодатели, а также представители Минфина и ФАС. Глобальная и окончательная донастройка Зампредседателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Гетта напомнил, что первое заседание рабочей группы Госдумы по совершенствованию закона о госзакупках (44-ФЗ), созданной по поручению председателя палаты Вячеслава Володина, прошло в апреле. Основное внимание парламентарии уделили правительственному законопроекту, предусматривающему серьёзное упрощение процедуры. После принятия 128 поправок закон был подписан президентом Владимиром Путиным в мае. Но ещё на стадии рассмотрения Вячеслав Володин сказал, что этих изменений явно недостаточно, пообещав в осеннюю сессию подготовить думский законопроект. В частности, предполагается тотальное сокращение бумажных процедур и ускорение сроков прохождения различных согласований. Кроме того, Антон Гетта предлагает распространить принятую в мае этого года норму заключения контракта с участником конкурса, занявшим второе место в случае, если победитель был признан недобросовестным участником, на всех последующих участников торгов без объявления повторной процедуры. Такой подход позволит госзаказчику значительно сэкономить время. Следующая задача, уже поставленная Владимиром Путиным 8 мая на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, также будет решена в рамках законопроекта. «Президент сказал, что не нужно подменять ложными принципами конкуренции принципы, связанные с обеспечением работой своих предприятий, поставщиков и подрядчиков, — напомнил Антон Гетта. — У нас до 2024 года на реализацию нацпроектов предусмотрено 27 триллионов рублей — это возможность загрузить работой отечественные заводы и фабрики, а также малый и средний бизнес». Эту задачу парламентарии намерены решать в тесном сотрудничестве с Правительством. При этом международные правовые нормы нарушены не будут и искусственные препятствия для участия в конкурсах иностранных компаний-производителей никто создавать не собирается. Ближайшее заседание рабочей группы состоится 22 июля. На нём парламентарии и представители всех заинтересованных ведомств вместе с экспертами обсудят уже подготовленные предложения, которые, по мнению депутата, должны стать «финальной, глобальной донастройкой контрактной системы». Профессиональным жалобщикам на госзакупки придётся заплатить Говоря о совершенствовании законодательства о закупках, заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев отметил необходимость исключения проведения цикличных торгов, когда закупки могли длиться бесконечно, пока не появится второй участник, нередко в результате сговора. Первый шаг по разрыву такой цикличности был сделан весной. Принятые поправки предполагают проведение после первой процедуры ещё одной, и если никто не пришёл, то после согласования с ФАС можно заключить контракт с единственным поставщиком на условиях документации о торгах. «Мы предлагаем исключать второй шаг, поскольку, если после первой процедуры никто не пришёл, то зачем делать то же самое ещё раз и терять время. Мы будем предлагать в осенних поправках перейти сразу к заключению контракта с единственным поставщиком при наличии соответствующего согласования ФАС России, если первые торги не состоялись», — сказал Евраев. Прорывной нормой в сфере законодательства о контрактной системе стала возможность участия в электронных торгах в сфере строительства путём подачи только «согласия» на исполнение контракта в соответствии с требованиями проектно-сметной документации после автоматической проверки предквалификации на электронной площадке. Сам аукцион начинается спустя всего 4 часа после времени окончания подачи заявок вместо нескольких дней, как это было ранее. «Подобный подход, предусматривающий только «согласие», в проведении электронных аукционов в стройке мы хотим экстраполировать и на другие закупки, также сократив в будущем срок начала аукциона с 4 часов до 1-2 часов, что является превентивной мерой в борьбе со сговором на торгах и незаконным распространением информации о его участниках», — пояснил Евраев. Также Михаил Евраев обратил внимание на то, что сегодня 56 процентов жалоб на торги признаются ведомством необоснованными, поэтому для борьбы с «профессиональными жалобщиками» предлагается установить плату, если их требования были признаны необоснованными. Наряду с установлением платы рассматриваются и другие варианты. А для поощрения добросовестных компаний, замруководителя ФАС предложил ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей. «Сегодня существует реестр недобросовестных поставщиков, но отсутствуют меры поощрения добросовестных. Задача состоит в том, чтобы появилась экономическая мотивация работать добросовестно. Причём это будет не мнение ФАС, Минфина или Казначейства, а расчёт рейтинга будет делаться автоматически единой информационной системой на основе количества, качества и стоимости исполненных контрактов. И если рейтинг у компании большой, то обеспечение и по заявке, и по контракту должно предоставляться в три или в пять раз меньше по сравнению со стандартным размером обеспечения», — поделился планами Михаил Евраев. Автоматизация процесса и исключение лишнего Директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяна Демидова видит главный механизм сокращения и упрощения процедуры закупок в автоматизации процесса. Первый шаг уже сделан в рамках майских поправок. С апреля 2020 года казначейский контроль будет полностью автоматизирован. «Это касается информации, содержащейся в извещении, протоколах и проекте контракта и самом контракте, — уточнила руководитель департамента. — На перспективу мы планируем предусмотреть автоматизацию администрирования подписания акта выполненных работ в том числе для того, чтобы автоматизировать процесс начисления штрафов и пеней, а также контроля за условиями выполнения соответствующего контракта». Кроме того, Минфин предлагает исключиь из системы госзакупок лишние процедуры. «Речь идёт как минимум об исключении запросов предложений. А кроме того, необходимо оптимизировать такие процедуры, как закупка у единственного поставщика и запрос котировок», — сказала Демидова, добавив, что на площадке Минфина сегодня происходит оптимизвция процедур закупок в закрытой форме. Такой законопроект уже подготовлен. Доступность лекарств повысится Дальнейшее совершенствование процесса государственных закупок может повысить доступность лекарственных препаратов, уверен член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. По словам парламентария, большинство всех финансовых нарушений приходится на государственные закупки, что существенно снижает вероятность появления многих нужных лекарств на полках магазинов. «Очень часто при заболевании человек даже не может купить себе лекарство, так как оно отсутствует в аптеке. У заказчика нет возможности закупить больше препаратов у поставщика, так как ему приходится проходить через множество процессов оформления заказа, поэтому совершенствование процесса государственных закупок может существенно изменить доступность лекарственных препаратов», — сказал депутат. В связи с этим Фаррахов предложил внести поправки, которые бы позволили заключать долгосрочные контракты на трёхлетний период в сфере лекарственного обеспечения. Законодатель напомнил, что в соответствии с ранее принятыми поправками, с 1 июня текущего года в Единую информсистему вносятся сведения о закупках лекарств, информация о планах-графиках таких закупок, извещениях об осуществлении закупки, о контрактах на поставку лекарств и их исполнении.