Войти в почту

Как появилась и во что выросла интернет-мультипликация

Как и в истории возникновения анимации в нашем мире, в истории интернет-анимации очень сложно определить точную дату появления мультипликации. В конце концов, мигание курсора на экране чёрно-белой ЭВМ тоже можно считать анимацией. Поэтому, в контексте данной статьи будем рассматривать только анимацию, которая целенаправленно появлялась как интернет-проект. После появления формата gif (Graphics Interchange Format) многие пользователи ПК (которых, в 1987 году было не так уж много) попробовали сделать свои «гифки» или попросту короткие анимации. Первой из них была имитация старинной игрушки, с которой многие связывают появление мультипликации как таковой. Эту анимацию использовали для демонстрации возможностей нового формата и, скорее всего, именно она первой попала в интернет. Но пользователей всемирной сети в те времена было не много, поэтому, долгое время, никто даже не задумывался о коммерческом мультяшном интернет-проекте. До появления рекламных web-баннеров в 1994 году, анимационный формат не был сильно востребован. Именно реклама стала главным двигателем web-анимации на ближайшие годы. Хотя, наверное, двигаетель — слишком громкое слово. Формат и скорость интернета устанавливали свои ограничения и дальше создания баннеров на 3−4 (а лучше 2) кадра дело не двинулось. Лёд тронулся ближе к концу девяностых, когда компания Adobe выпустила программу Flash, представлявшую собой мощный, по тем временам, графический редактор со встроенным языком скриптов. Меню страниц, всплывающие окна, баннеры, курсоры — всё стало анимированным. На флеше стали писать игры и делать целые сайты, например сайт группы Infected Mushrooms. В этот же период зародилась и интернет-анимация как культурный феномен. Новый редактор дал возможность делать не просто гифки из 2−3 слайдов, но и полноценные мультики с озвучкой и динамической камерой. Начали появляться первые web-аниматоры и студии интернет-анимации, такие как Joe Cartoons. Или Mondo Media. А в странах бывшего СНГ появились свои авторы, такие как bedlamru, сделавшие «Титаник на гармошке». Однако, главный маскот web-мультиков того времени, конечно же, «Масяня» Олега Куваева. Мультфильмы представляли собой сатиру на российскую питерскую действительность 90-х годов и, в то время, смотрелись очень актуально и смешно. Вслед за успехом «Масяни» автор начал рисовать «Магазинчик БО» — этакий русский «Рик и Морти» тех времён, рассказывающий о компании друзей, у которых поселился инопланетянин. На волне успеха анимационных проектов появились и другие интернет-аниматоры, коих стало к концу нулевых великое множество. Однако именно русские интернет-аниматоры поднимали темы, которые было не принято поднимать на ТВ, отличались своей самобытностью и новаторством. И, если, среди западных проектов, наиболее популярным был «Кот Саймона», рассказывающий простые забавные истории, то в СНГ-сегменте наибольшую популярность имел «Mr.Freeman», в жёсткой форме срывающий покровы с политических, экономических и общественных институтов современного общества. Да и для тех, кому о строе общества думать ещё рано были свои популярные работы, например «School 13». А вот что общего было у русской и иностранной web-анимации, так это проблемы с финансированием. Мультики имели огромную популярность, но не окупались, а точнее, попросту не зарабатывали. Почти вся продукция с изображением любимых героев была пиратской. Западные flash-аниматоры нулевых годов со временем начали продавать свои работы на кабельное ТВ, открывать лицензионные магазины сувениров. Куваев начал вести мастер-классы. Но, имена большинства русских flash-аниматоров забылись в десятые годы. И, если на западе интернет-анимация оказала огромное влияние на всю мульт-индустрию, то в СНГ она, по итогу, прошла незамеченной (Если, конечно не считать собственное производство телеканала 2×2). Западные авторы смогли отлично реализовать схемы краудфаундинга (народное финансирование через интернет), получать доход с авторских магазинов, заключать контракты с телевидением. Как результат, сейчас, на западе существуют невероятно успешные авторские проекты, успешные не только экономически, но и как произведения, несущие культурную ценность. Например Harry Partridge. Или Steve Cutts. В СНГ дела обстоят сложнее — есть проекты несущие в себе культурную ценность, а есть проекты, которые имеют экономический успех. И, к сожалению, это, по большей части, разные проекты (хотя, конечно, всё спорно и всё меняется со временем). Конечно, периодически они участвуют в различных коллабах, но не припомню, чтобы реально «выстрелило» что-то авторское некоммерческое, такое как, например, Animation Descks. Намного больший успех имеют youtube-проекты, типа «Dobryak» или «Мирби». Данные проекты представляют собой скорее слайдшоу, чем полноценную анимацию, имеют минимальную детализацию, как правило, нет фонов или они примитивны, но, зато, видео выходят регулярно и в них поднимаются темы близкие школьникам, которые являются основной YouTube-аудиторией, что провоцирует рост популярности. И да, я ничего не имею против, в той же «Розовой Пантере» была примитивная рисовка фонов и простые персонажи. Но, даже по мнению многих поклонников творчества того же Добряка, это профессионал своего дела, которому осознанно приходится делать плоские мультики для школьников, потому что другое «не стреляет». Тут и возникает парадокс, в котором я до сих пор не разобрался. Почему западные web-аниматоры могут выдавать контент, который имеет культурную ценность и популярность, а наши популярные web-проекты имеют культурную ценность только как факт того что они существуют? В них не найти интересных сюжетов, режиссёрских приёмов, да даже просто уникальных самобытных фишек и задумок — просто конвейер. Я сам занимаюсь авторской анимацией и, если вы знаете ответ на этот вопрос — рад буду услышать ваше мнение. Сейчас я рисую мультфильм о единственном выжившем в межпланетном крушении космонавте и очень бы хотел разобраться в феномене непопулярности взрослой web-анимации в России, прежде, чем закончу работу. Статью для вас приготовил независимый мультипликатор Василий Свежий, у кого есть возможность и желание, поддерживайте мою работу на патреоне. До встречи!