Войти в почту

Первые результаты нацпроектов: зарегистрированы 322 тысячи самозанятых

25,7 триллиона рублей, которые удалось выкроить из бюджета, чтобы осуществить в течение пяти лет тринадцать грандиозных национальных проектов, начали поступать в регионы. Готовы ли местные власти пустить эти деньги в ход в соответствии с целевыми показателями, определёнными паспортами национальных проектов, и как в целом осуществляется стратегическая программа обновления экономики, предусмотренная майским (2018 года) указом Президента России Владимира Путина? Об этом шла речь на парламентских слушаниях, организованных 9 июля Комитетом Совета Федерации по экономической политике. Деньги есть, ресурсов нет Магомед-Салам Умаханов, заместитель председателя Совета Федерации, открывая слушания, очень чётко сформулировал их суть — узнать точку зрения регионов, руководителей министерств, экспертов, почувствовать, как бьётся пульс на местах. На местах пульс бьётся не всегда стабильно, если верить краткому, но содержательному анализу Андрея Кутепова, председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике. Он, отметив, что не менее 50 процентов мероприятий по национальным проектам относится к полномочиям субъектов Федерации, сформулировал три блока основных проблем. Во-первых, финансирование и балансировка бюджета не всегда соответствуют возможностям регионов. Из этого следует, что крайне важно удержать пропорцию, при которой траты на национальные проекты не затрагивали бы средства регионов на собственные обязательства. Второе: в регионах и федеральных ведомствах, бывает, не понимают поставленные задачи и не разбираются детально в документах стратегического планирования. И третье: при разработке нормативной документации и согласовании паспортов национальных проектов часто не учитывают особенности регионов, как это случилось на Дальнем Востоке, где Минвостокразвития сформулировало контрольные показатели, которые не позволяют определить приоритеты развития. Отдельно выделил Кутепов то обстоятельство, что федеральный Центр требует массу бумажной отчётности, наращивая контрольные требования. На это, по словам сенатора, обратила особое внимание Валентина Матвиенко, заметив, что количество надзорных функций, которые присваивает себе Центр, зашкаливает, по отдельным показателям отчётность местных властей достигает сорока страниц! Актуальность сформулированных проблем подтвердили и выступившие представители регионов, дополнив их вполне конкретными примерами из повседневной практики. Андрей Федотов, полпред Якутии при Президенте РФ, выделил общую практически для всех субъектов проблему — недостаток финансирования и его нестабильность. По расчётам региональных властей выполнить целевые показатели по национальным проектам возможно, затратив более 260 миллиардов рублей. Федеральный Центр подтвердил сумму лишь в 142 миллиарда рублей. Этого явно недостаточно, по словам Федотова, тем более что Владимир Путин на сентябрьском заседании Госсовета в 2018 году совершенно чётко поставил задачу: дальневосточные регионы должны развиваться темпами, опережающими среднероссийские. Александр Золотарёв, заместитель председателя правительства Ставропольского края, развил тему о неоправданном надзорном давлении федеральных ведомств: из его выступления следует, что пока нечего проверять и надзирать, мало сделано, а требования многостраничных отчётов по каждому показателю не снижаются. Необходимо, по словам Золотарёва, сосредоточить контрольные полномочия в одном федеральном органе, максимально упростив их методику. В Калмыкии другая проблема — те самые региональные особенности: мало воды, а та, что есть, не отличается особым качеством. Республика в 2018 году составила региональный паспорт проекта «Чистая вода», как сообщила Людмила Иванова, заместитель председателя правительства Калмыкии, включив в качестве одного из показателей категорию «условно доброкачественная вода», которую потребляет большая часть жителей. А в 2019 году эту категорию отменили, и 96,2 процента населения в связи с этим перешло в разряд пьющих недоброкачественную воду. Такая трансформация, по словам Ивановой, делает недостижимым целевой показатель, согласно которому 86,2 процента населения республики должно быть обеспечено доброкачественной водой. Льготный кредит для бизнеса Но не всё так плохо. Вадим Живулин, заместитель министра экономического развития, признав справедливость критики, рассказал и об ощутимых сдвигах. Близка к завершению разработка специального электронного модуля, который позволит максимально упростить и формализовать в электронной форме отчётность по национальным проектам. Разворачивается программа льготного кредитования для малого и среднего бизнеса в рамках нацпроекта «МСП и развитие предпринимательской инициативы», на эти цели выделено более 340 миллиардов рублей через 91 региональный банк. Организован доступ объектов малого и среднего предпринимательства к госзакупкам, на 1 июля заключено контрактов на 1 триллион 144 миллиарда рублей. Увеличилось микрокредитование по субсидированной ставке в 7,5 процента, а кредитный портфель возрос до 24 миллиардов рублей. Все эти факторы в совокупности, считает заместитель министра, обусловили рост числа малых и средних предприятий и, соответственно, увеличение числа рабочих мест. Неплохие результаты даёт и пилотный режим для регистрации самозанятых, который действует в Москве, Татарстане, Калужской и Московской областях. За несколько месяцев в этих регионах официально заявили о себе в качестве самозанятых 322 тысячи человек. Так совпало, что слушания в Совете Федерации проходили накануне выступления на пленарном заседании палаты Антона Силуанова, первого заместителя председателя Правительства — министра финансов. По этой причине Сергей Рябухин, председатель Комитета по бюджету и налогам, завершая слушания, не стал подводить итоги в форме рекомендаций или резолюции. Объяснение простое — все обсуждённые острые вопросы будут переадресованы Силуанову. А уже с учётом его разъяснений будут составлены рекомендации Правительству и региональным органам власти.

Первые результаты нацпроектов: зарегистрированы 322 тысячи самозанятых
© Парламентская газета