Ещё

Лучше государства. Как проекты некоммерческих организаций сохраняют историю 

Лучше государства. Как проекты некоммерческих организаций сохраняют историю
Фото: АиФ-Омск
В 2019 году в  на средства президентского гранта проведут любопытнейшие мероприятия. Например, увековечат память «Сибирского Шолохова». Ни разу не слышали о таком? А про Сыропятский бой? Этой трагической истории сто лет, а кто о ней знает…
Изучать литературное наследие малой Родины должны в школе, как и историю родного края. Да сколько на это отводится часов! Мы говорим о низком уровне владения краеведческой информацией подрастающим поколением и ругаем государство, которое об этом не заботится. Государству это надоело, и оно придумало поддерживать подобные проекты рублём. Знаете, как лучше — делайте сами.
Не нагромождение дат Наверное, хорошо, что оба проекта — и о «Сибирском Шолохове», и о Сыропятском бое — были заявлены от ветеранских организаций. По сути, общественники взяли на себя ответственность за воспитание патриотических чувств.
В 2019 году вспоминают о ноябре 1919-го, когда у села Сыропятское Кормиловского района состоялся бой между белой армией Колчака и крас­ными полками Тухачевского. На первый взгляд обычная военная операция, если бы не некоторые подробности. Бело­гвардейцы, по сути, прикрывали бегство адмирала из . Они были обречены, потому сражались с ожесточением смертников, но выполнили приказ. Так же, как и красноармейцы, что погибли на берегу скованной льдами Оми: и они шли в бой за свою идею. Памятник был установлен в их честь. Сейчас это небольшой холм с табличкой, о нём мало кто знает.
На средства гранта планируют отреставрировать памятник, облагородить территорию, а также приобрести амуницию времён Гражданской войны для реконструкции сражения. Памятуя о том, что история — это не нагромождение дат, а живые судьбы, организаторы мероприятия написали в заявке на грант, что это событие «даст возможность человеку быть не просто зрителем за красной лентой музейной экспозиции, а предлагает самому встать на место людей той эпохи в образе бойцов противоборствующих сторон».
Результатом другого проекта — «Сибирский Шолохов» — станет создание литературно-этнографического музея под открытым небом в . Так называли писателя Михаила Шангина, в сентябре 2019 года будут отмечать 90-летие со дня его рождения. Роман Шангина «Ни креста, ни камня» многие литературоведы ставят на один уровень с «Тихим Доном».
Музей будет открыт для жителей и гостей района в любую погоду, ежедневно, круглосуточно и бесплатно. «Реализация проекта позволит стимулировать интерес к литературному наследию малой Родины, к изучению истории своего района, города» — так обосновывают свой проект авторы.
Бизнес развернулся к общественникам
В России в последнее время уделяется особенно много внимания развитию некоммерческих организаций. Государство считает, что именно такие организации помогут ему решить ряд проблем, кроме этого, именно НКО находятся ближе к людям, поэтому они лучше знают все потребности и индивидуальные особенности сообщества, а помощь могут оказать адресную. Сейчас и взаимоотношения бизнеса с общественниками претерпевают трансформацию. Тому показатель — на одной из площадок недавнего Петербургского экономического форума были презентованы 18 проектов НКО. Представленные инициативы направлены помимо привычных соцуслуг на сохранение истории и развитие культуры. В их числе проект, разработанный в Благовещенске. Там превратили исторический материал о любимом городе в формат квест-игры. В Школе краеведа Норильска проводят для земляков полевые экспедиции, чтобы рассказать людям о прошлом и настоящем Таймыра. В Нижневартовске проходит Фестиваль уличного искусства (StreetArt) «Арт-Квартал». В Омске подобное тоже практикуется, когда на скучных фасадах однотипных домов появляются яркие рисунки.
На самом главном российском деловом мероприятии говорили о том, что нынче НКО не просто просят поддержать их проекты, они предлагают сотрудничество. Хотя бы в части программ корпоративной социальной ответственности. Показательно, что это реальное дело, которое людьми встречается с теплотой. Как результат — доверие к бренду.
Новый критерий
С 2018 года администрации регионов рейтингуют ещё и по тому, как они поддерживают НКО. Особенно социально ориентированные. Омск находится на 12 месте. Об этом говорили на Форуме социально ориентированных некоммерческих организаций Омской области. Инициатором проведения мероприятия выступил Центр развития общественных инициатив при поддержке региональных ведомств.
На встрече обсудили вопросы участия общественников в различных сферах; рассказали, что нового существует в части поддержки НКО и об инновациях. Как отметили на форуме, государство хочет, чтобы некоммерческие организации и дальше ориентировались на актуальные проблемы и были бы местом, где реализуются инициативы граждан.
Выполняют госзаказ
«Некоммерческие организации очень хорошо себя зарекомендовали. Они обладают мощным мобилизационным потенциалом, — говорит директор Фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований „ГРАНИ“ . — НКО — это всегда быстрая и точная реакция на любые изменения в обществе. Главная задача государства — реагировать на эти изменения, улучшая качество жизни людей. Проекты на протяжении уже нескольких лет поддерживаются, на территорию привлекаются внебюджетные средства. Это воспринимается как дополнительный инструмент инвестиций. Президент Путин поручил обеспечить доступ некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам.
Сейчас органы власти региона, муниципалитета должны понимать, какие услуги им необходимы, чего им не хватает. Если важно сохранять историческую память о семье, работать с архивами или, например, содержать кладбища в деревнях, где уже никто не живёт, потому что это человеческая история, люди разъезжаются, то и заказ должен быть таким».
Есть потребность изучать
«С 2007 года Омская региональная общественная организация «Центр развития общественных инициатив» стала проводить конкурс «Корнями дерево сильно» для детей и подростков. Думали, что этот проект продержится один год, но он продолжается до сих пор. Каждый год нам присылают по 30-60 работ, — рассказывает руководитель Омского регионального ресурсного центра Зинаида Тикунова. — Главная задача конкурса — вызвать интерес к истории своей семьи, побудить изучать родословную и понять истоки своего характера, темперамента, интеллекта, профессиональных пристрастий, развить свои творческие способности. В семье, как правило, эта работа делается совместно со старшими, что, несомненно, укрепляет связи.
Задача — как можно дальше проследить историю семьи. В итоге появляются уникальные изыскания. Работы подкрепляют генеалогической таблицей, родовым деревом. В школе подросткам помогают учителя, но с генеалогией как наукой ребятам сталкиваться не приходится. Конкурс, по сути, несёт в себе хороший образовательный потенциал. Работы идут в портфолио ребёнку».
Дать толчок
Мария Мусина,
психолог
«Спросите себя: что вы знаете о своих предках? Во многих семьях забыты имена прадедов и дедов. У меня была клиент, которая забавно ставила ударения в словах и вместо -л— произносила -в-. Говор смахивал на польский язык. Спрашиваю: у вас есть в родословной поляки? Она лишь плечами пожала: нет, не знаю.
Я стала раскапывать архивы. Оказалось, поляками были родители отца. И она до года жила у бабушки-польки, слышала эту речь. Не было принято говорить в семье о корнях. Для многих предки — это лишь даты рождения и смерти, а историю семьи вы не найдёте нигде. В архивах только статданные, да и их нужно ещё найти. Не пишут сейчас дневников и мемуаров. Я же считаю, что каждый человек рождается с потребностью сохранить память о себе. Все мы сейчас писатели и фотографы. Мы пишем посты, делаем селфи. А для чего? Да, нам хочется, чтобы о нас помнили».
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео