Войти в почту

Постаматы расходятся по домам

Петербургский производитель электронных камер хранения «Виоланта» выделил в отдельную компанию под названием StarPost направление по изготовлению и установке постаматов — это автоматизированные терминалы по выдаче товаров, заказанных в интернет-магазинах. Обычно такие ячейки располагаются в местах с высокой проходимостью — ТРК, почтовых отделениях. Покупатель арендует ячейку в терминале для получения заказа. StarPost предлагает постаматы бизнес-центрам и жилым комплексам, рассказал владелец «Виоланты» Андрей Шарганов. Это удобно, так как терминалы будут расположены там, где получателям удобнее всего забирать заказы — дома или на работе, говорит Шарганов. Аналогичная система успешно работает в США и Европе, уверяет он. Бизнесмен уже договорился с несколькими городскими бизнес-центрами, где арендует по 1,4 м2 в зоне ресепшен. Компания «Виоланта» производит и продает различные электронные системы хранения и доступа с 2008 года. За время работы предприятие оснастило оборудованием таких клиентов, как сеть супермаркетов Prisma, «Лента», ПАО «Транснефть», и пр. Также производитель экспортирует продукцию в США, Италию, Испанию и Францию. Оборот ООО «Виоланта ком» за 2017 год — 75 млн рублей. В июле Шарганов рассчитывает протестировать работу системы и оценить частоту использования постаматов. Компания выпустила семь терминалов, которые теперь комплектует электроникой. Только на разработку софта «Виоланте» понадобилось более 10 млн рублей, а выпуск одного терминала стоит примерно 150 тысяч рублей. Потребуется не менее 0,5 млрд рублей, чтобы масштабировать бизнес, подсчитал Андрей Шарганов. Компания намерена использовать привлеченные средства. Производственные мощности StarPost в Колпино позволяют изготавливать около 300 постаматов в месяц. Без привязки к магазинам Компания начала разрабатывать программное обеспечение еще год назад. Идея заключалось в том, чтобы создать сеть постаматов без интеграции с многочисленными интернет-магазинами — а именно так в основном работают участники этого рынка, например PickPoint, Ozon.Box, «Халва» и другие. Чтобы пользоваться услугами постаматов StarPost, клиент оплачивает либо подписку на ячейку на определенное время, либо каждую выдачу посылки. После того как курьер оставляет посылку в ячейке, на номер пользователя приходит уведомление о доставке с кодом доступа. Бизнес-центры нарасхват «Виоланта» не первая компания, решившая попытать счастье в бизнес-центрах (БЦ). Аналогичный опыт есть у PickPoint, одного из крупнейших игроков российского рынка постаматов. «Безусловно, для нас очень интересна установка посмататов в БЦ. Туда заказывают товары, которые могут быть использованы на работе. Либо в случае, если постамата нет рядом с домом онлайн-покупателя», — говорит Надежда Романова, гендиректор PickPoint. Эксперт неоднозначно оценивает идею размещать терминалы в жилых комплексах. «Эффективность установки постамата в жилых домах зависит от размера ЖК и его инфраструктуры, — объясняет Надежда Романова. — Если это просто большой дом, устанавливать в нем постамат невыгодно с точки зрения экономики. Если речь идет о крупном ЖК, его необходимо изучать: есть ли единая точка входа или лучше установить постамат в супермаркете на территории комплекса». Сети вырастут За два года объем онлайн-заказов с доставкой через постаматы вырос почти в четыре раза, сообщает исследовательское агентство Data Insight. И потенциал роста еще не исчерпан, говорят игроки рынка. Всего в России работает 7 тысяч постаматов — через них проходит только 14% всех интернет-покупок. «По нашим прогнозам к 2025 году в России будет работать до 25 тысяч терминалов, через которые будет доставляться 20-25% онлайн-заказов», — поделились в PickPoint. До конца года компания рассчитывает удвоить свою сеть. За счет автоматизации постаматы PickPoint начали принимать возвраты неподошедшего товара от покупателя обратно продавцу. О планах по расширению рассказывал также Ozon, который использует сеть из 2,5 тысячи постаматов — ее он намерен увеличить в три раза до конца 2019 года. В мае стало известно о том, что дочерняя структура X5 Retail Group — «X5 ОМНИ», развивающая почтовые сервисы в магазинах торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», будет арендовать постаматы у китайской b2b-платформы («бизнес для бизнеса») Ucharm. Свою сеть постаматов BoxBot планирует развивать и «Яндекс».

Постаматы расходятся по домам
© МетаГазета