Ещё

Георгий Исаакян: ребенок, который соприкасается с театром, это уже другого уровня человек 

Георгий Исаакян: ребенок, который соприкасается с театром, это уже другого уровня человек
Фото: ТАСС
Наша беседа с заслуженным деятелем искусств , лауреатом Государственных премий России, президентом Ассоциации музыкальных театров пришлась на знаменательную дату — 4 июля. В этот день в 1920 году спектаклем «Маугли» в  открылся первый государственный театр для детей, созданный 17-летней . А 90 лет спустя, в июле 2010 года, Исаакян приступил к работе в должности художественного руководителя Детского музыкального театра имени Н. И. Сац.
О путях развития театрального музыкального искусства в России, а также вверенного ему театра Исаакян размышлял в интервью корреспонденту ТАСС.
— Георгий Георгиевич, извините за провокативное начало, но мне при беглом знакомстве с вашей афишей показалось, что в репертуаре театра по сравнению с годами моей юности стало заметно больше «недетских» спектаклей. Не хватает юных зрителей или мало хороших опер и балетов создается для них?
— Откуда вы это взяли?! В первую же секунду моего появления в театре я сказал, что мы не будем менять ни название, ни направленность. Ведь это уникальный театр, единственный подобный в мире! Надо понимать, каким достоянием мы обладаем: театров оперы и балета для детей и юношества в мире больше нет! Есть детские музыкальные театры, например, петербургский «Зазеркалье», есть театры малого формата с маленькими труппами и оркестрами, но вот чтобы это был полноценный оперный и балетный театр с оркестром в 100 музыкантов, оперной труппой в 150 человек, включая солистов и хор, балетной труппой в 60 человек — такого в мире нет! И такого здания тоже.
Это достояние, которое надо беречь и хранить, а не разбазаривать!
На сегодня в репертуаре 58 спектаклей, из них только десять можно условно отнести к «вечернему» репертуару, то есть к постановкам для аудитории 12+. Да и то, как посмотреть, какие спектакли считать «взрослыми». Например, наша постановка «Лебединого озера» семейной аудиторией востребована и любима.
— А что касается соотношения классики и современности?
— Из 58 названий текущего репертуара только девять опер и балетов XIX века. Остальные 49 — произведения либо ХХ века, либо современных авторов, написанные специально для нашего театра. На самом деле одним из брендов театра является как раз сотрудничество с современными авторами. Мы каждый год заказываем и ставим оперы и балеты, написанные специально для нашего театра. Очень жаль, что про это околопрофессиональная публика тоже не хочет знать.
Между тем наши спектакли имеют огромную аудиторию: в год через театр проходят порядка 250 тысяч зрителей.
"Самое лучшее — детям": от лозунга к реальности
— Будем считать, что таким провокативным вопросом я как бы заставил вас обороняться.
— А к чему мне обороняться! Я пришел сюда в июле 2010 года, когда театр был в кризисе, к тому времени он выпал из всех рейтингов, о нем забыла критика, он проедал славное наследие Натальи Ильиничны Сац. За девять этих лет мы вошли в число самых известных и популярных театров страны, у нас огромная гастрольная деятельность, мы выпускам по шесть-восемь премьер за сезон, а в позапрошлом году театр получил Европейскую оперную премию — European Opera Award. Вот, посмотрите на эту статуэтку, своего рода европейский театральный «Оскар». Ни один театр в России такой награды больше не удостоился — ни детский, ни взрослый!
— Где вручали European Opera Award?
— В Лондоне в 2017 году.
— Кто из известных деятелей театра отметился у вас своими работами за последние годы? И какие новые постановки ждут нас в наступающем сезоне?
— Назову наиболее яркие имена и работы. в конце 2011 года поставил «Щелкунчика», который с тех пор идет с оглушительным успехом. Затем народный артист СССР поставил балет «Балда» на музыку Шостаковича, выпустил целых пять спектаклей, а британский музыкант и дирижер, лауреат многочисленных премий Grammy Эндрю Лоренс Кинг поставил три спектакля. Отмечу также постановки руководителя московского Театра юного актера , одного из лучших британских оперных режиссеров и выдающегося российского оперного режиссера .
Наконец, на исходе уже минувшего сезона состоялась премьера спектакля «Свадебка» на музыку Стравинского в постановке Патрика де Бана, в прошлом — ведущего танцовщика Балета .
У нас ставят самые лучшие художники. Вот прямо сегодня макет и эскизы декораций представляет один из лучших театральных художников России и Европы петербур